Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование ЭОР в образовательном процессе младших школьников с ОВЗ (ЗПР)"»
Статья
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)
Автор: Парфилькина Виктория Александровна
В.А. Парфилькина
Россия, г. Нижний Тагил, ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Аннотация: описывается результативность использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе младших школьников.
Одной из основных частей информатизации образования, особенно в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов, является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах. Для школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы использование информационно-образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе.
Электронные образовательные ресурсы, в сравнении с традиционными средствами обучения, имеют ряд преимуществ: мультимедийность, интерактивность, доступность, универсальность.Однако следует отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка с задержкой психического развития, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Уроки с использованием электронных образовательных ресурсов особенно актуальны в начальной школе, особенно при работе с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития. Электронные образовательные ресурсы содействуют росту успеваемости по предмету, позволяют проявить обучающимся в новой роли, формируют у них навыки самостоятельной продуктивной деятельности, делают учебные занятия интересными и развивают мотивацию – учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Однако, применение ИКТ, в особенности в условиях инклюзивного образования, когда в классе обучается лишь один или двое детей с ЗПР, не должно сводиться лишь к проецированию на экран изображений, схем, опор, просмотр видео- и прослушивание аудиозаписей. Все это давно стало неотъемлемой частью урока. Особый интерес у обучающихся с ЗПР вызывают также интерактивные задания. Интерактивное задание можно проецировать на экран, выполняет его обучающийся за экраном учительского компьютера, остальные наблюдают со своих мест. Если ребенок ошибся, то его одноклассники могут объяснить ошибку и помочь выбрать верный вариант. Можно давать иногда такие задания на индивидуальное выполнение также за учительским компьютером, а если позволяет оснащение школы – есть мобильный компьютерный класс, то индивидуально каждым обучающимся за ноутбуком. При этом, если обучающийся допускает ошибки, лучше всего дать возможность выполнять его снова и снова до тех пор, пока он не добьется желаемого результата. Таким образом, при многократной работе с одним и тем же материалом больше шансов, что ребенок лучше усвоит его, а сам ребенок получит удовлетворение от того, что ему все же удалось выполнить задание.
Использование ЭОР при обучении детей с ЗПР позволяет:
повысить интерес у обучающихся к предмету за счет новой формы представления материала;
проводить автоматизированный самоконтроль обучающихся в любое удобное время;
использовать большую базу объектов для подготовки выступлений, презентаций и т.п.;
оперативно получать дополнительную информацию энциклопедического характера;
развивать творческий потенциал обучающихся в предметной виртуальной среде;
приобщать школьников к современным информационным технологиям, формировать потребности в овладении информационных технологий и постоянной работе с ними.
Использование электронных образовательных ресурсов позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности образования. Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для уроков с использованием компьютера и мультимедийного проектора развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность младших школьников, сделать занятия ещё более интересными и познавательными выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия.
Таким образом, применение компьютерной техники на учебных занятиях позволяет оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение младших школьников с задержкой психического развития и значительно повысить эффективность учебной деятельности. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андрющенко Т.Ю. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Т.Ю. Андрющенко, Н. В. Карабекова// Вопросы психологии.- 2014.- № 1. - С. 47 - 53.
Белоусова Л.И. Дидактический потенциал цифровых образовательных ресурсов для младших школьников / Л.И. Белоусова, Н.В. Олефиренко / Образовательные Технологии и Общество. - 2013. - Том 16. - № 1.
Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов / Н.Ю.Борякова,Т.В. Белова, - М.: Астрель, 2015. – 250 с.
Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики, уч. пособ. для студентов высш. пед. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В.Ялпаева / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272 с.