kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Формирование орфографической зоркости младшего школьного возраста".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья помогает развивать орфографические навыки младших школьников с 1 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование орфографической зоркости младшего школьного возраста".»

Стежкина Е.Г.

МКОУ Лосевская СОШ № 1 Павловский р-он



Формирование орфографической зоркости младшего школьного возраста.

Как и многих учителей начальных классов меня волновала проблема безграмотного письма учащихся, неумение «видеть» орфограммы. Как помочь учащимся писать грамотно? Как развивать орфографическую зоркость?

Одним из путей повышения орфографической грамотности учащихся является формирование у них умения решать грамматико –орфографические задачи. А первый «шаг» при решении любой орфографической задачи – нахождение орфограммы в слове, словосочетании, тексте, нахождение так называемых «ошибкоопасных» место в словах. Способность или умение быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их типы называется орфографической зоркостью. Слабая сформированность орфографической зоркости или ее отсутствие является одной из главных причин ошибок, допускаемых младшими школьниками. Даже если ребенок знает правило, часто он не может его применить, т.к. не видит орфограммы в слове.

Формирование орфографической зоркости нужно начинать уже в период обучения грамоте. Когда изучаем ударение, знакомлю с понятиями «сильная» позиция и «слабая». Показываю ученикам неоднозначное соответствие между звучащим словом и написанием ( малако – молоко).

Рассмотрим приемы развития орфографической зоркости. Предупредительный диктант помогает закрепить орфографический навык и повторить изученные правила. Учитель читает текст по предложениям. Ученик объясняет вслух, как нужно писать то или иное слово. Затем дети записывают предложение в тетрадь под диктовку учителя или самостоятельно по памяти. Ценность этого вида диктанта в том, что здесь чередуются анализ и синтез. Ошибки предупреждаются до записи текста. Такой диктант важен на начальном этапе изучения правила.

Объяснительный диктант проводится, когда дети уже хорошо изучили орфограмму, правило ее написания и могут самостоятельно применить это правило на практике. Особенностью методики объяснительного диктанта является то, что пишут его без предварительного разбора и объяснения, т.е. ошибки не предупреждаются. Объяснение орфограмм проводится после записи предложения или всего текста.

Контрольное списывание способствует развитию орфографической зоркости младших школьников, умения видеть и запоминать все предложение и отдельные его части для записи. Дети читают весь текст самостоятельно и анализируют слова с трудными орфограммами. Затем списывают по предложениям.

Выборочный диктант имеет целью отработать, закрепить правописание той или иной изученной орфограммы. Этот вид работы очень интересен и нравится детям. За три минуты в книге для чтения на определенной странице ученики находят слова на заданную орфограмму, записывают на листочке. Затем проводится проверка, выясняется, у кого получилось наибольшее количество слов.

При постоянной тренировке школьники через месяц находят до 10 – 12 слов на заданную орфограмму.

Письмо по памяти основано на запоминании слов с изученными орфограммами. Текст записан на доске. Он может быть в прозе или в стихотворной форме, но небольшой по объему. Предварительная работа направлена на запоминание самого текста, выделение всех видов орфограмм, трудных слов написания, знаков препинания, на объяснение неизвестных и запоминание известных написаний. Текст закрывается. Дети пишут его в тетрадях по памяти, затем сверяют написанное с вновь открытым текстом на доске.

Зрительный диктант предназначен для закрепления правописания изученных орфограмм, трудных слов, не регулируемых правилами. Текст учитель пишет на доске. Дети читают его сами, выделяют слова на изученное правило, повторяют правило, подбирают проверочные слова. Затем учитель закрывает текст и диктует его ученикам. Записав текст, дети самостоятельно сверяют написанное в тетради с текстом на доске.

На орфографических минутках можно использовать такие виды работы: подчеркнуть безударную гласную, проверяемую ударением, подчеркнуть безударные гласные, не проверяемые ударением, подчеркнуть буквы, написание которых при письме надо проверять. Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Исправь ошибки». (Дядя коля работает лисником и чясто заходит в гости).

Орфографическое проговаривание – это произнесение слова так, как будто все звуки представлены своими сильными позициями. Надо заставлять детей произносить слова не так, как они обычно говорят, а как пишут. В формировании орфографической зоркости важную роль играет и урок работы над ошибками, на котором осуществляется коррекция умений и навыков, повторяются недостаточно усвоенные правила. Важный этап подготовки к уроку – отбор наиболее типичных ошибок. Чтобы работа над ошибками была результа4 – 5 типов ошибок. По мере изучения орфографических правил можно предлагать памятки для исправления ошибок. Например:

2 класс. Разделительный мягкий знак (ь).

1. Выпиши слово правильно; 2. Запиши два слова на это правило. Например: вьюга, листья. 3. Запомни! Разделительный мягкий знак (ь) пишется после согласных , но перед гласными буквами е, ё, ю, и, я.

Систематическое и целенаправленное использование различных приемов на уроках русского языка способствует успешному овладению детьми орфографическими навыками.

Список литературы

1.Вислобокова Н.С. «Формирование навыков грамотного письма у учащихся начальных классов». – Витебск, ВГУ, 1998 .

2.Лемяскина Н.А. Развитие орфографической зоркости младших школьников. – Воронеж, 2001.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Формирование орфографической зоркости младшего школьного возраста".

Автор: Стежкина Елена Григорьевна

Дата: 08.12.2020

Номер свидетельства: 566089

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(73) "stat-ia-formirovaniie-orfoghrafichieskoi-zorkosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "227305"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440682533"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Презентация к статье  "Роль книги в жизни и воспитании ребенка""
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiiakstatierolknighivzhizniivospitaniiriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "282788"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453734529"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Книги в жизни и воспитании ребенка"
    ["seo_title"] => string(33) "knighivzhizniivospitaniiriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "282781"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453733981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация к мероприятию "Роль книги в жизни и воспитании ребенка""
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiiakmieropriiatiiurolknighivzhizniivospitaniiriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "282784"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453734173"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Роль книги в жизни и воспитании ребенка"
    ["seo_title"] => string(36) "rolknighivzhizniivospitaniiriebienka"
    ["file_id"] => string(6) "282786"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1453734412"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства