Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование экологической культуры младших школьников через урочную и внеурочную деятельность"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа № 1
имени 397-й Сарненской дивизии города Аткарска Саратовской области
Статья:
«Формирование экологической культуры через урочную и внеурочную деятельность»
Подготовила:
учитель начальных классов
Глухова Антонина Витальевна
г. Аткарск
2023 г.
Наименование опыта.
Одной из основных задач воспитательного процесса в современной школе является экологическое воспитание. И тема моего опыта «Формирование экологической культуры через урочную и внеурочную деятельность».
Основной целью экологического образования создание условий для формирования экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. является экологическая культура как единственно возможный способ взаимодействия с окружающей средой, совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности составляет экологическую культуру человека. Формирование экологической культуры является одним из основных направлений в воспитательном процессе современной школы. Под экологической культурой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Экологическая культура направлена на формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера; на развитие волевых качеств учащихся; на развитие экологических норм поведения в природе, на приобретение собственного опыта при решении разнообразных экологических задач, опыта непосредственного единства с природой. Через воспитание любви к природе прививается самое высокое нравственное качество человека – любовь к Родине.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить,
во-первых: особенности этого процесса:
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
1) развитие экологического сознания;
2) формирование соответствующих потребностей, мотивов и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей экологической деятельности.
Теоретические знания о природе
П рактическая Экологическое воспитание Воспитание связь с природой добрых чувств
В Пояснительной записке Программы общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации отмечено, что одним из основных противоречий современной эпохи является всё более углубляющееся противоречие между обществом и природой.
В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения экологической культуры и поэтому одной из основных задач воспитательного процесса в современной школе является экологическое воспитание.
Созданная обстановка в обществе, его отношение к окружающему миру показывает, что экологическое воспитание необходимо начинать как можно раньше, с первым пониманием ребёнком окружающего мира и основательно его формировать начиная с начальных классов. Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Экологические проблемы в современных условиях перехода общества к рыночной экономике вызывают кризис нравственности, ведь экология и нравственность взаимообусловлены. Поэтому вопросы экологии необходимо рассматривать во взаимосвязи с нравственным воспитанием. На протяжении многих десятилетий наше сознание формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек...", "Не ждать милости от природы..." ит.д. Именно поэтому мы привыкли больше пользоваться дарами природы, чем думать о ее восстановлении, бережном отношении к ней. Культивирование нового сознания по отношению к природе процесс длительный, он напрямую связан с экологическими, социальными и другими условиями жизни общества. И общеобразовательная школа призвана уже сегодня проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире. Люди стали относится к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. В результате появились озоновые дыры, парниковый эффект, нефтяные пленки на поверхности воды. Одной из основных причин незрелости экологического сознания людей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и воспитания населения. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
3. Актуальность и перспективность.
В Пояснительной записке Программы общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации отмечено, что одним из основных противоречий современной эпохи является всё более углубляющееся противоречие между обществом и природой.
В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.
4. Новизна опыта.
Овладение учащимися экологическими знаниями, умениями и навыками происходит в процессе учебной деятельности при изучении таких дисциплин, как «Окружающий мир» и «Наш край». Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.
Однако знания сами по себе не обеспечивают экологически грамотного и ответственного поведения человека в природной среде, что мы наблюдаем в повседневной жизни. В процессе образования важно не только научить ребёнка как правильно экологически поступать, но ещё ему необходимо и обеспечить педагогические условия для того, чтобы он осознавал себя носителем экологических норм и ценностей, субъектом творческой преобразующей деятельности, реализовать себя в которой можно лишь при условии гармоничного неразрушительного взаимодействия с природной средой.
Экологические вопросы должны прослеживаться также на всех предметных уроках (литературном чтении, уроках русского языка и математики, изобразительного искусства и трудового обучения) и во внеклассной работе. Экологическое воспитание должно быть систематическим, регулярным. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной. По-прежнему актуально звучат слова К.Д. Ушинского: «Странно, что воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике»
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей. На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель обращается к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству синтетически подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы. Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым. Стремясь вызвать у школьников эмоциональные реакции, показать непривлекательность безответственных действий, учитель использует пример и поощрение. Если данные методы воспитания будут использоваться на нужном этапе обучения, с учетом психологической подготовленности учеников и с учетом природных условий, то учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Мною разработана система мероприятий во 1-ом –4ом классах по формированию экологической культуры в рамках воспитательной работы. Работа осуществляется при тесном взаимодействии классного руководителя, детей и их родителей, школьной и районной библиотек, школьного учителя биологии, работников районного краеведческого музея.
5. Ведущая педагогическая идея.
Особо стоит отметить необходимое личностное принятие учеником базовых экологических ценностей. Поэтому в экологическом образовании учащихся нужен подход, где сделана установка на личность ребёнка, на личностное присвоение им гуманистических ценностей и ориентиров. Именно поэтому в исследовании проблемы формирования экологической культуры важно обращение к личностно – ориентированному образованию, где в центре обучения находится сам ребёнок, его личностный рост, смыслы учения и жизни. Личностно – ориентированное образование создаёт условия для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. В основу организации личностно – ориентированного образования положена личностная ситуация, т.е. совокупность условий и обстоятельств, порождающих личностно значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает. Она затрагивает и актуализирует смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационную сферы личности, обращена к собственным мыслям и чувствам школьника, побуждает выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески преобразовывать, принимать ответственное решение.
Для изучения экологических вопросов в начальной школе необходимо учитывать не только сложившуюся логическую последовательность изучения экологических тем, но и возрастную особенность учащихся. Поэтому здесь определяющим будет принцип – от простого к сложному и от отдельного организма к функционированию биосферы в целом, и только потом к антропогенному вмешательству человека в окружающую среду.
На этапе начального общего образования в рамках формирования экологической культуры закладываются основы целостного восприятия природы, своего места в мире и ответственного отношения к природе.
Обеспечение личностного компонента экологической культуры школьника станет возможным, если учитель будет:
исходить из представления о личности как субъекте культуры и нравственной деятельности, способном вырабатывать собственные нормы на основе субъективации мира культуры и ценностей, реализовывать их в творческой деятельности, принимая на себя ответственность за её последствия перед собой и другими;
сам выступать в образовательном процессе как субъект культуры (общей, экологической, педагогической), носителем общечеловеческих, профессиональных, экологических ценностей.
6.Технология опыта.
Одним из условий формирования экологической воспитанности младших школьников является использование игровых технологий в учебно-воспитательном процессе. Игра — отличается от традиционной учебной деятельности тем, что младший школьник, обучаясь в ходе игры, не подозревает о том, что чему-то учится. Если игровые технологии имеют экологическую направленность, то они становятся эффективным средством экологического воспитания младших школьников. Место и роль игровых технологий в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций педагогической игры.
В руках опытного педагога игра может стать эффективным инструментом экологического воспитания, приобщения ребенка к жизни природы и общества. Экологические игры рассматриваются как популярная в современной школе форма экологического воспитания младших школьников, стимулирующая высокий уровень их мотивации, интереса и эмоциональной включенности. Воображаемые условия, имеющиеся в игре, способствуют тому, что знания об окружающем мире, нормы и правила поведения в окружающей среде, естественно усваиваются детьми, и самое важное, - у младших школьников формируется опыт принятия экологически грамотных отношений.
Игровая деятельность младших школьников включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Особенно важно то, что ребята участвуют в играх без принуждения, на добровольных началах. Педагогически грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор младших школьников, вовлечь в природоохранительную работу большое число школьников, помогает воспитывать в ребятах чувство ответственности за состояние родной природы. Но важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди традиционных массовых форм натуралистической работы, которым можно придать экологическую ориентацию, следует выделить праздники и тематические дни (День' природы, День леса, праздник Нептуна, Лесной карнавал и др.). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников.
“Охрана природы долг каждого”- вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Работая над экологическим воспитанием детей, желательно применять современные направления развития: педагогические технологии (игровые, интерактивные – работа в парах, группах разного состава); комплексные экскурсии; этические беседы; экологические сказки; дидактические и ролевые игры; творческая и практическая деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности учащихся — всё это в комплексе влияет на экологическое развитие младших школьников. Можно провести тематические линейки (“Береги природу, человек!”, “Бойтесь, люди, остаться одни!”) или митинги (“Осторожно природа!”, “Планета у нас одна”), спецвыпуски радио и стенгазет, конкурсы рисунков, плакатов, фотографий, сочинений, миниатюр о полюбившемся уголке природы, трудовые десанты в зоне действия и другие общественно полезные дела. Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных викторин, различных соревнований, выступлений. Для конкурса можно предложить и такие темы: “Самый красивый уголок нашего края”, “Удивительное растение (животное)”, “Очевидное невероятное” и т.п. Реклама книг о природе (книга может быть предложена заранее или в ходе турнира). Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны. Школьникам среднего возраста можно предложить такие темы проектов: “Земля заповедная”, “Как сложатся взаимоотношения человека и природы в будущем”, “Планета Земля в 3000 г.”, “Животный мир других планет”, “Наше будущее земля, океан или космос?”, “Энергия солнца людям”, “Освоение солнечной системы”.
Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Научить ребят распознавать деревья и кустарники можно в игре “Юные дендрологи”. Задача играющих: определить как можно больше растений за наиболее короткое время. Всегда с большим интересом проходят сюжетно-ролевые игры. При ролевой игре “Фестиваль рисованных фильмов о природе” все участники разбиваются на группы киностудии по созданию рисованных фильмов на различные темы, например: “Ода природе”, “Земля наш дом”, “Как прекрасен этот мир!”, “Пусть цветут травы” и т. д. Одной из форм работы по экологическому воспитанию со старшими школьниками является пресс-конференция. Она организуется в форме ролевой игры-беседы членов делегаций или специалистов по вопросам охраны окружающей среды с представителями прессы корреспондентами различных газет, журналов, радио, телевидения, кино- и фоторепортерами. Исполнение этих ролей создает у ребят представление о международных организациях, учреждениях страны, которые контролируют деятельность по охране окружающей среды, а также о средствах массовой информации, распространяющих знания по охране природы среди населения. Среди активных форм массовой художественно-пропагандистской работы по охране природы следует выделить устный журнал, который может состоять из нескольких страничек, объединенных различными жанрами.
На уроках и во внеклассной работе используются разнообразные приёмы, формы и методы: заочное путешествие, уроки-лекции, сюжетные и ролевые игры, пресс – конференции, инсценирование. Использую метод проектов, который даёт детям возможность самим из нескольких предложенных заранее тем выбирать свою тему для изучения, подбирать самостоятельно необходимый материал. Проведение работы по экологическому воспитанию во внеурочное время позволяет углубить знания учащихся по изучению основных вопросов экологии, повысить интерес и развить неравнодушное отношение к экологическим проблемам.
При организации работы с детьми и отборе материала по данной теме я руководствуюсь следующими принципами:
Научность.
Принцип целостности (интеграция с другими областями знаний).
Индивидуально – творческий подход.
Принцип практической направленности.
Системности.
Непрерывности.
Преемственности.
Постепенного усложнения и углубления.
Принцип – от простого к сложному и от отдельного организма к функционированию биосферы в целом.
Для изучения экологических вопросов в начальной школе необходимо учитывать не только сложившуюся логическую последовательность изучения экологических тем, но и возрастную особенность учащихся. Поэтому здесь определяющим будет принцип – от простого к сложному и от отдельного организма к функционированию биосферы в целом, и только потом к антропогенному вмешательству человека в окружающую среду.
На этапе начального общего образования в рамках формирования экологической культуры закладываются основы целостного восприятия природы, своего места в мире и ответственного отношения к природе.
Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Это взаимосвязанный процесс обучения, Первое важнейшее условие - экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом отдельных элементов от 1 к 4 классу. Второе непременное условие - надо активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, сквера, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края и тому подобное. Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии (при проведении которых обязательно рассматриваем вопрос раскрытия красоты окружающей природы). Использую элементы современных педагогических технологий (игровые, интерактивные – работа в парах, группах разного состава). На уроках и во внеклассной работе используются разнообразные приёмы, формы и методы: заочное путешествие, уроки-лекции, сюжетные и ролевые игры, пресс – конференции, инсценирование.
Использую метод проектов, который даёт детям возможность самим из нескольких предложенных заранее тем выбирать свою тему для изучения, подбирать самостоятельно необходимый материал.
Особое место в работе по данному направлению отводится игровым занятиям по экологии.
Сущность, виды и условия эффективности игровых занятий по экологии.
Изучена методика организации игровых занятий (игровая педагогика по исследованиям Н.Е.Щурковой, А.П.Усоевой) по экологии в начальной школе, т.к. именно игры в начальной школе имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов младших школьников в экологическом образовании и воспитании. А исследования психологов и педагогов В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина показали о необходимости внесения в игру научно–познавательских, нормативных и практически -деятельностных компонентов.
В основе содержательной части занятий лежат основные экологические идеи:
Природа – единое целое:
1.1. Связь между элементами неживой природы.
1.2. Специфика живого организма.
1.3. Связь между элементами живой и неживой природы
связь между элементами живой природы.
Экосистема – структурная часть природы.
Природа – основа существования человека: универсальная ценность природы.
Человек изменяет природу в процессе своей деятельности.
Охрана природы – насущная необходимость.
По содержанию, методике и технологии проведения игровых занятий по экологии можно выделить несколько их групп:
1.Познавательные экологические занятия:
игры – беседы (диалоги);
игры – поручения;
игры – предложения (основаны на допущении какой-либо ситуации, вводимой вопросами «Что было бы?…»или «Что бы я сделал?…»).
Игры- конкурсы.
Ценность таких игр – командное участие, умение побеждать и проигрывать.
Игры – путешествия.
В этих играх главное – познание, а не соревнования. При данном виде игр возможна проектная деятельность.
Основные функции игровых занятий по экологии:
функция самореализации;
коммуникативная функция;
терапевтическая функция (помогают преодолеть различные трудности, возникающие у ребёнка в процессе общения с окружающим миром);
социокультурное назначение игровых занятий (именно в игре ребёнок усваивает богатство культуры и духовные ценности);
развлекательная функция;
диагностическая функция (игра – особое «поле самовыражения»);
функция коррекции в игре.
Требования к игровым занятиям по экологии:
занятие должно базироваться на знакомых детям играх;
эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует;
игра на занятиях может выступать как средство диагностики;
нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу.
Критерии эффективности игровых занятий по экологии:
Формирование экологической культуры.
Гуманизация и демократизация игровых занятий:
ориентация на запросы детей;
опора на положительное в ребёнке;
создание ситуации выбора;
3.Идея сотрудничества на занятиях:
доверительное отношение к детям;
организация совместной практической и наблюдательной деятельности в природе;
стимулирование взаимопонимания и взаимоподдержки детей.
опора на практический опыт ребёнка: участие в природоохранительной деятельности.
Актуальное направление в осуществлении формирования экологической культуры приобретает взаимодействие классного руководителя и семьи. Все результаты нашей деятельности с детьми доводятся до сведения родителей на классных часах и при индивидуальных беседах.
7.Результативность.
Критериями, определяющими результативность проводимой работы, являются следующие показатели:
повышение уровня экологической воспитанности учащихся;
расширение взглядов детей и родителей на понятие «экологическая культура»;
расширение понятийного аппарата по данной теме;
повышение активности родителей в решении экологической проблемы;
знание основных представлений о взаимосвязях человека и природы;
- нравственная забота о будущих поколениях через
ответственное отношение к окружающей среде.
Проводимое тестирование и анкетирование детей и родителей показало значительное расширение взглядов на понятие «экологическая культура» и выявило повышение активности родителей в решении экологической проблемы.
В начале 1-го класса с детьми была проведена анкета «Отрицательное воздействие человека на окружающую среду», в которой дети указали лишь 1 - 2 аспекта такого воздействия человека (мусор, вырубка лесов, уничтожение цветов).
В конце 1-го класса ребята отмечают уже следующие отрицательные воздействия:
загрязнение воздуха табачным дымом;
разбрасывание мусора у мест жительства и в местах отдыха;
химические отходы от заводов и фабрик;
- добыча рыбы незаконным путём (браконьерство);
- поджигание сухой травы весной;
- незаконная вырубка лесов;
- сжигание бытовых отходов (в том числе пластмассы, плёнки);
- загрязнение водоёмов;
выхлопные газы от машин;
шумовое загрязнение.
Мы можем сделать вывод, что ребята больше и глубже видят вопросы экологической безопасности, не остаются равнодушными к происходящему в окружающей нас среде.
Анкетирование родителей же показало, что родители стали чаще уделять внимание данной проблеме, больше проводить соответствующих бесед с детьми, сами задумались над созданной экологической обстановкой в городе и стали прикладывать свои усилия для улучшения экологии.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика. Вопросами экологического воспитания и воспитания младших школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит от того, что вопрос экологического воспитания сложен и неоднозначен в толковании.
8. Адресная направленность.
Опыт организации воспитательной работы по формированию экологической культуры может быть полезен классным руководителям, учителям начальных классов, т. к. экологическое воспитание в современных условиях жизни можно красной нитью провести через изучение всех основных школьных предметов.
9. Теоретическая база опыта.
Для организации занятий по формированию экологической культуры я использую следующую литературу:
«Устойчивый мир: на пути к экологически безопасному гражданскому обществу». В данной книге собраны тезисы докладов на 12-ой Международной конференции в Москве в 2006 году по экологическому воспитанию.
Г.Б. Барышникова «Наша зелёная планета». Ярославль. Академия развития. 2009 год. В книге дана методика организации игровых занятий по экологии в начальных классах и разработаны экологические игры , кроссворды, загадки, викторины.
Л. И. Грехова «В союзе с природой» Москва.«Сервисшкола».2009 год.
Представлена система игровых технологий воспитания экологической культуры.
С.Марфина «Летний лагерь». Ярославль. 2009 год. Разработаны сценарии по экологическому воспитанию.
Я.Ю. Мартынова «Внеклассные мероприятия в начальной школе».Волгоград. Издательство «Учитель»2009 год.
Л.Н. Яровая «Внеклассные мероприятия во 2 классе», «Внеклассные мероприятия в 3 классе». Москва. «Вако». 2009год.
При работе по данному направлению ребята овладели новыми терминами:
Экология – наука, изучающая взаимоотношения человека с окружающей средой, включая экономическое использование природных ресурсов, их охрану и восстановление.
Окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
Компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;
Природный ландшафт - территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях;
Охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);
Благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
Природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;
Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
Технологический норматив - норматив допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции;
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов; государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией (абзац дополнен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию);
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
Вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов;
Экологический риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера;
Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий
Анкетирование родителей по теме «Экология и мы».
Вопросы:
Как вы понимаете термин «экология»?
Как оцениваете экологическую ситуацию в нашем городе?
3.Что вы сами делаете для улучшения экологической обстановки?
Как учите детей соблюдать экологическую безопасность?
Результаты анкетирования:
Все родители правильно владеют экологическими терминами.
Оценивают экологическую обстановку в городе:
- хорошей – 15 % родителей;
удовлетворительной:- 38 % родителей;
неудовлетворительной:- 47 % родителей.
Что делают для улучшения экологической обстановки?
выходят на субботники;
сажают около домов деревья и кустарники;
убирают мусор около водоёмов во время отдыха на природе;
не бросают и не сжигают мусор;
не разводим костров в лесу;
не сжигаем сухую траву.
Как учат детей соблюдать экологическую безопасность?