Просмотр содержимого документа
«Статья для педагогов и родителей " Как воспитать вундеркинда"»
Статья : «Как воспитать вундеркинда»
самые известные методики и советы педагогов
В статье рассказывается:
*4 стадии развития детского интеллекта
*10 советов по воспитанию вундеркинда
*6 методик обучения вундеркиндов
*Чтение как лучший способ воспитать вундеркинда
Вступление:
Каждая мама заботится о своем ребенке и уделяет внимание развитию его интеллекта. Первые годы жизни самые важные. В дошкольный период закладываются основы логики, мышления, ребенок учится говорить, считать, читать, а также анализировать, рассуждать.
Многие родители представляют, как будут гордиться успехами своего чада, который по уровню интеллекта превзойдет своих сверстников. Но, чтобы добиться таких результатов, нужно систематически заниматься с ребенком. О том, как воспитать вундеркинда, и пойдет речь в нашей статье.
4 стадии развития детского интеллекта
Когда речь заходит о развитии детского организма, законах данного процесса, а также его периодах, в голову сразу приходит имя известного швейцарского философа и психолога Жана Пиаже. Он опытным путем сумел узнать, какие этапы проходит ребенок, с какими задачами сталкивается на каждом из них и как учится думать.
Пиаже считает, что в основе психического развития лежит интеллект. Ребенок активно взаимодействует с окружающей средой и адаптируется в ней за счет того, что развивает и формирует все более адекватную схему ситуации. В то же время в его голове начинает происходить постепенное понимание отдельных законов, действующих в мире людей и вещей.
При этом на каждом этапе развития встречаются типичные ограничения (ошибки) мышления.
1. С рождения до 2 лет (стадия сенсомоторного интеллекта).
На этом этапе ребенок начинает открывать для себя окружающий мир посредством органов чувств и собственных движений. Он видит, что его действия приводят к определенным последствиям, начинает понимать, что есть внешний мир, а он нечто отдельное от него. Малыш способен лишь манипулировать определенными предметами, «внутренний план» ему еще не доступен на данном этапе развития.
2. От 2 до 7 лет (этап дооперациональных представлений).
Начинает постепенно формироваться «внутренний план». Ребенок учится использовать символы, например, карандаш у него – это градусник, а крышку от тары он использует в качестве лодки. Данная стадия называется дооперациональной, потому что в этом возрасте ребенок еще не может воспринимать отдельные виды опыта.
Рассмотрим некоторые примеры:
ребенок верит в то, что если предметы, которые лежат вместе, расположить на большем друг от друга расстоянии, то их станет больше;
дошкольник не сможет понять, что если одно и то же количество воды переливать из емкости одной формы в другую, то ее количество не изменится;
ребенок искренне верит, что если кусок пластилина раскатать в колбаску, то его станет меньше, а веревка, которую согнули, станет короче.
Как правило, в этом возрасте малыш уже воспринимает информацию, которую до него доносят, поэтому его можно научить давать правильный ответ и объяснять его. Однако если эксперимент будет немного изменен, то ответы снова будут прежними. Причем нужно отметить, что гораздо раньше ребенок начинает понимать закон сохранения количества предметов, к примеру, шариков, чем закон сохранения веществ (пластилина или воды) и обратимость операций.
Малыш на данном этапе мыслит эгоцентрично, ему сложно понять, что другой человек может иметь отличное от него мнение. Это тоже является причиной того, что его возможности на дооперациональной стадии ограничены.
В качестве примера рассмотрим эксперимент, который проводил Пиаже. Макет, состоящий из трех гор, на вершинах которых находились река, домик и снежная вершина, показывался каждому ребенку отдельно. Также им раздали фотографии с горами, снятыми с разных ракурсов. Задачей малыша было выбрать тот снимок, на котором они отображались так, как он их видит, то есть с той же стороны.
Как правило, дети выбирали правильную фотографию. Далее Пиаже делал следующее: он сажал с другой стороны макета куклу и просил ребенка выбрать из снимков тот, на котором горы отображены так, как их видит кукла. С этим у дошкольников возникли сложности, и они снова выбирали свой снимок. Даже если ребенка с куклой меняли местами, все повторялось снова, то есть он не мог понять, как будет выглядеть макет с точки зрения игрушки.
Со слов Пиаже, эгоцентризм у ребенка начинает уходить не тогда, когда он набирается опыта, а с осознанием того, что его точка зрения не одна во всем мире, а есть еще много таких же центров со своим мнением, как он сам. В результате происходит переход к децентрации, который Пиаже назвал законом развития.
3. От 7 до 11 лет (этап конкретных операций).
Это период, когда ребенок уже умеет не только использовать символы, но и на логическом уровне с ними манипулировать, например, объединять предметы в группы, считать коров, которых не существует (складывать их и вычитать). На этом же этапе он уже начинает понимать обратимость операций и закон сохранения вещества, то есть, разделив кусок пластилина на несколько маленьких, его меньше не станет. Хотя все задачи он еще может решать только по отдельности, умению обобщать он еще не научился.
К примеру, если первоклассник решает одну и ту же задачу, но в них разные данные (Вася и яблоки, Люся и огурцы), то он будет долго над ней думать, поскольку для него они уже совершенно разные. Что касается второклассника, то он уже понимает, что утка является разновидностью птицы, а квадрат – четырехугольника. Однако если задать ему вопрос относительно того, кого или чего в мире больше (квадратов или прямоугольников, уток или птиц), то ответ, скорее всего, будет таким, что и тех, и других очень много. И это вполне нормально для него, он имеет право на такое мнение.
Несмотря на то, что ребенок в 8 лет уже умеет классифицировать, он еще не понимает отношений между целым и частью, поскольку для этого необходимо логическое мышление, которое начинает развиваться позже.
4. После 12 лет (период формальных операций).
На данном этапе подросток уже может мыслить как конкретно, так и абстрактно. Он легко воображает себе объекты, которых не существует, понимает метафоры и мыслит по аналогии. В этом возрасте ребенок уже может встать на место другого человека и воспринять его точку зрения. Подросток уже в состоянии решать задачи «в общем виде» без необходимости использовать в качестве примера собак или яблоки. То есть ему не требуется связь с фактическими событиями или реальными предметами. Это период, когда операции полностью переходят во внутренний план.
10 советов по воспитанию вундеркинда
Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным и умным человеком. Однако для этого мама и папа должны будут уделить немало внимания своему чаду, а также потратить много усилий и воспитывать его по определенным методикам и правилам. Причем недостаточно просто организовать для этого подходящие условия, то есть обустроить комнату, детский уголок, поставить стол, дать письменные принадлежности и материалы для обучения. За ребенком нужно следить с самого раннего детства, чтобы разглядеть в нем потенциал и развить его в нужном направлении.
10 советов по воспитанию вундеркинда
Для того чтобы воспитать разносторонне развитую личность, придется потратить немало сил, времени и любви.
Первый совет о том, как воспитать вундеркинда, заключается в том, что сначала необходимо понять для себя, что этот процесс принципиально отличается от общепринятого.
У ребенка должно быть максимум пространства для того, чтобы он мог самовыражаться и проявлять свои творческие способности. Должно быть как можно меньше запретов, дайте возможность подростку экспериментировать, придумывать новые игрушки и игры, совершать ошибки и самостоятельно их исправлять. Не делайте выбор за ребенка, пусть он пойдет в ту секцию, в которую хочет (спортивную, на танцы, пение, лепку, рисование). Ни в коем случае не давите на него.
Совет второй: если вы хотите вырастить вундеркинда, общаться с ребенком вам придется гораздо больше, чем с любым другим малышом.
То, насколько интеллектуально развитым будет ребенок, напрямую зависит от родителей, это довольно длительный период развития. Никогда не отвечайте на вопрос ребенка, что вы не знаете, старайтесь узнавать что-то новое и для себя вместе со своим чадом, смотрите нужную информацию в энциклопедии, Интернете, расширяйте возможности. Ведите дискуссии, провоцируйте на диалог, пусть учится отстаивать свою точку зрения и мысли. Больше играйте в интеллектуальные игры, например, в слова, названия стран или городов, учите вместе песни, стихи и т. д.
Совет третий: ребенок должен быть всесторонне развитым.
Это говорит о том, что родители должны позаботиться не только об учебе, но и о спортивном воспитании, поскольку физическая выносливость и здоровье стимулируют интеллектуальную деятельность.
Совет четвертый: в воспитании ребенка используйте методики раннего развития.
Большинство родителей заблуждаются, думая, что основные знания ребенок получает в школе. На самом деле в первый класс он должен прийти с умственным развитием, которое будет выше, чем у его сверстников.
Это говорит о том, что родителям придется заниматься развитием ребенка уже с первых месяцев жизни, например, использовать методику Кандибурга (комплекс, включающий в себя игры-упражнения для дошкольного развития), карточки Домана. Нужно постараться прививать любовь к знаниям и лучше это делать в игровой форме с помощью ярких книг, учить буквы, цифры, осваивать чтение. Среди игрушек у малыша обязательно должны быть конструкторы, кубики, пирамидки, настольные игры и пазлы, то есть все то, что дает ему навыки и знания даже во время развлечения. Это может быть магнитная математика для малышей.
Совет пятый: исключите тотальный контроль ребенка и не решайте за него, что делать и как.
Каждый человек должен уметь исправлять свои ошибки и учиться этому нужно с детства. Поэтому предоставьте ребенку пространство, чтобы он мог самовыражаться.
Совет шестой: наказывать ребенка нужно правильно.
Никогда не применяйте к ребенку физическое насилие, особенно, если он отличается высоко развитым интеллектом. Как правило, такие дети очень эмоциональные, поэтому остро реагируют на конфликты, крики, обиды. Для малыша необходимо создать максимально комфортные условия для развития. Как заметили психологи, интеллектуально развитые дети чаще всего вырастают в семьях, где родители уважают и любят друг друга.
Совет седьмой: интеллектуальным развитием ребенка нужно заниматься не только в учебное время, а круглосуточно.
Даже в бытовых условиях можно знакомить ребенка с правилами физики и химии, например, объяснять, почему вода замерзает, сода шипит от лимонного сока или почему после дождя появляется радуга.
Совет восьмой: ребенка нужно воспитывать уверенным в себе и с сильным характером.
Часто умных детей не любят сверстники и называют их «ботанами». Это вызывает у ребенка психологический дискомфорт, который может стать причиной того, что у него пропадает желание учиться. Если же он уверен в себе, то легко отстоит свою позицию. Малыш должен быть всесторонне развитым, ходить в кино, стильно одеваться, быть общительным. В этом случае у него будет много друзей.
Совет девятый: очень важно правильно питаться.
Никогда не получится воспитать вундеркинда на бутербродах. Для того чтобы мозг и нервная система развивались правильно, необходимо полноценное питание. Поэтому в рацион обязательно должны входить: рыба, морепродукты, овощи, фрукты, молочные продукты, орешки, зелень, яйца, нежирное мясо (курятина, говядина, индейка, кролик) и немного сладостей. Полностью следует исключить жирное, жареное.
Совет десятый: для ребенка родители должны быть советчиком и другом.
За будущее ребенка отвечают его родители, кроме того, именно они могут вовремя разглядеть его склонности к определенным наукам и оградить его от дурных компаний. Однако для этого необходимо полное доверие. Нужно постараться договориться с малышом, объяснить ему, что нужно учиться хорошо, быть настойчивым и прикладывать максимум усилий.
6 методик обучения вундеркиндов
На сегодняшний день существует множество методик, рассчитанных на детей с рождения, которые помогут вырастить вундеркинда. Выбор зависит от предпочтений родителей.
1. Карточки Домана.
Данная методика поможет легко и непринужденно научить малыша навыкам счета, чтения, письма, иностранного языка. Карточки Домана могут быть использованы для занятий с детьми с рождения.
Изучив, как работает мозг растущего ребенка, нейрофизиолог Глен Доман сделал выводы, что с рождения дети готовы к восприятию большого количества информации, однако к 6 годам данная способность у них пропадает, и они уж не могут запоминать все, что слышат или видят. С этого момента мозг начинает выбирать, что нужно фиксировать, а что нет.
Материалы для обучения малышей представляют собой карточки с нанесенными на них картинками животных, предметов, действий, а также их названий. Родители должны показывать их ребенку и говорить, что на них изображено. Со временем малыш научится определять связь между картинкой и словами мамы и будет их узнавать самостоятельно.
Главное, чтобы занятия проводились систематически по расписанию. Однако давить на ребенка тоже не стоит, то есть не надо принуждать его, если видно, что он в плохом настроении. Не забывайте хвалить и поощрять малыша.
2. Методика Сесиль Лупан.
Этот способ напоминает обучение с использованием карточек Домана, однако является более усовершенствованным. Сесиль Лупан являлась приверженцем исследований Домана, однако она была убеждена в том, что маленькому ребенку совершенно не нужно запоминать все подряд.
Согласно методике Сесиль, необходимо уделить особое внимание первому году жизни ребенка, тщательно следить за его развитием, соблюдая четыре основных требования к воспитанию:
Больше обнимайте, целуйте своего малыша, старайтесь проявлять свою любовь и, конечно же, радуйтесь его достижениям и поощряйте его.
Развивайте чувства ребенка, то есть зрение, слух, вкус, обоняние и тактильное восприятие.
Делайте упражнения, направленные на двигательную активность.
Старайтесь заложить в малыша основы речи.
Благодаря этому ребенку будет гораздо проще осваивать умения и навыки в дальнейшем.
3. Кубики Зайцева.
Этой методике уже более 20 лет и она по-прежнему пользуется успехом среди родителей. Ее создателем является психолог Николай Александрович Зайцев. Главной особенностью данной совокупности методов является то, что занятие проводятся в игровой форме, что позволяет легче привлекать и удерживать внимание малыша. К тому же обучение с кубиками Зайцева можно проводить даже на улице, поскольку они предполагают подвижность.
Использовать данную методику рекомендуется с 2 лет. Она помогает обучить малыша чтению, счету, причем происходит это легко и непринужденно. Как утверждает создатель кубиков, достаточно позаниматься с ребенком 20 часов, чтобы он смог освоить навыки счета и чтения.
4. Вальдорфская школа.
Данное направление является одним из самых спорных в педагогике, поскольку одним родителям нравятся принципы этой школы, а другие категорически не согласны с ними. Вальдорфское обучение основано на том, что учить маленького ребенка чтению и письму нецелесообразно, делать это нужно в школьном возрасте. А до этого лучше заняться его творческим развитием.
Для обучения могут быть использованы самые различные материалы и игрушки, однако они должны быть безопасными. Кроме того, ребенок должен сам выбирать занятие, которое ему по душе, нельзя его принуждать. Уроки, будь то чтение сказок, игры или что-то другое, должны сопровождаться музыкой.
5. Система Никитиных.
Эту систему обучения разработали самые обычные родители в середине XX века, однако она и сегодня пользуется популярностью во всем мире. Это объясняется тем, что она доступная, простая и большинство родителей согласно с изложенными в системе тезисами.
Как утверждают Никитины, первое, на что следует обратить внимание, – это физическое развитие ребенка. Поэтому нужно постараться разместить в детской комнате спортивный комплекс, чтобы малыш мог в любое время позаниматься. Кроме того, малышу необходимо дать возможность делать то, что он хочет, чтобы он мог учиться на собственных ошибках.
Большое значение имеет общение с матерью, ее забота и любовь. То есть кормить ребенка лучше по требованию, спать вместе, заниматься тем, что ему нравится, то есть разделять с ним его увлечения. По мнению Никитиных, этого будет вполне достаточно для того, чтобы воспитать вундеркинда.
6. Педагогика Монтессори.
Система направлена на то, чтобы создать для ребенка такие условия, в которых бы он мог раскрыть свой потенциал. Для этого он должен сам выбирать, чем ему заниматься и как долго. Кроме того, организация рабочего места, непосредственно обучение и выбор материалов тоже входит в его обязанности.
Главное правило педагогики Монтессори заключается в том, что родители не должны мешать. Комнату нужно оформить таким образом, чтобы малыш мог самостоятельно взять книги, игрушки, дидактические материалы. Мебели тоже стоит уделить внимание, поскольку у ребенка может возникнуть желание позаниматься на полу, для чего придется передвинуть столик.
Чтение как лучший способ воспитать вундеркинда
Многие родители думают над тем, как воспитать вундеркинда с рождения, однако нужно понимать, что для этого необязательно записывать малыша на специальные курсы, которые, во-первых, стоят недешево, а во-вторых, очень утомляют детей. Достаточно тратить ежедневно по 15 минут на чтение вслух даже в том случае, если ваш ребенок сам умеет это делать.
Однако в жизни очень часто родители настолько заняты, что у них нет этих самых 15 минут свободного времени. И все же, если не станете пренебрегать данным занятием и будете читать детям вслух, то сразу заметите, что:
Словарный запас станет больше.
Чем больше слов будет знать ваш ребенок к моменту поступления в школу, тем лучше, поскольку словарный запас – это залог его успеха в будущем. Несмотря на то, что в школе дети учатся и узнают новые понятия, именно те слова, которые он уже знает, будут определять, насколько хорошо он сможет понимать то, что говорит учитель. Как правило, в начальных классах большая часть информации преподносится детям в устной форме, поэтому чем интеллектуальнее развит ребенок, тем больше он поймет.
Мозг ребенка развивается.
Другими словами, чем чаще вы будете читать своему малышу вслух, тем больше в его мозгу будет образовываться нервных связей. Таким образом, в него закладывается любовь к чтению, книгам как привычка на всю жизнь.
В основе любого учебного процесса лежит чтение, поэтому если у ребенка есть проблемы с этим, то и обучение будет проходить гораздо сложнее. В данном случае все зависит от родителей, именно они могут дать своему малышу ключ к успеху в школе и в жизни. Для этого нужно чаще читать детям книги вслух, ведь это одно из самых важных занятий, позволяющих получить знания, которые в дальнейшем станут залогом успешного обучения.
Становится лучше поведение.
Во время чтения у ребенка вырабатывается концентрация и направление внимания, что очень пригодится ему в школе. К тому же это занятие помогает снизить агрессию в поведении малышей, у которых есть к этому склонность.
Отношения с ребенком становятся прочнее.
Детям нравится, когда им читают вслух, поскольку во время этого занятия они получают физическую близость с родителями и связь на эмоциональном уровне. Благодаря этому отношения между ребенком и мамой (папой) становятся более близкими.
У ребенка увеличивается количество положительных качеств.
Читая сказки своему малышу, вы даете ему возможность прожить жизнь за персонажей на нейробиологическом уровне, то есть он самостоятельно может разместить разные типы людей по своим местам. Со временем ребенок становится партнером, способным взглянуть на ситуацию с другой стороны в случае возникновения разногласий, более сострадательным, готовым прийти на помощь тому, кто в ней нуждается.
Получается, что такая простая привычка, как чтение детям вслух каждый день, приводит к всестороннему развитию ребенка. Именно оно вызывает цепную реакцию позитивных изменений, перечисленных выше. Если вы до сих пор не знаете, как воспитать вундеркинда, то секрет обучения прост – больше читайте детям вслух.