kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Дидактические игры как средство формирования у детей читательской и математической грамотности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры способствуют развитию у детей читательской и математической грамотности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дидактические игры как средство формирования у детей читательской и математической грамотности"»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43 им.Г.К. Жукова»

Подготовили материал: Иванец Л.А., Охрименко Е.В.

Дидактические игры как средство формирования у детей читательской и математической грамотности.



Дидактические игры способствуют формированию у детей читательской и математической грамотности. Игра делает учебный материал интересным и облегчает процесс усвоения знаний. В дидактических играх дети наблюдают, сравнивают, группируют, делают обобщения, по тем или иным признакам, классифицируют предметы, производят анализ и синтез в силу своих возрастных особенностей. Игровые задания способствуют развитию у детей внимания, памяти, смекалки, сообразительности. Многие из них требуют организованности, выдержки. В игре формируются нормы поведения и привычки учащихся. Используя игру на уроке, учитель воспитывает у детей активное стремление узнать что-то новое.

Дидактические игры можно использовать для развития математической грамотности.

При изучении геометрических фигур можно предложить такие игры.

-Угадай, какая фигура

Цель игры. Распознавание геометрических фигур.

Средства обучения. Геометрические фигуры из картона.

Содержание игры. Учащиеся по очереди выходят к доске, отводят руки за спину. Учитель вкладывает ученику в руки геометрическую фигуру. Ученик должен назвать фигуру и сосчитать её элементы. Отвечая правильно, ученик получает звёздочку. Побеждает тот, у кого больше правильных ответов.

-Составим разноцветный поясок

Цель игры. Распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений.

Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают геометрические фигуры. Перед собой положить зелёный треугольник, справа от треугольника – красный квадрат, слева от треугольника –жёлтый круг и т. д. В результате получится разноцветный поясок.

-Загадки Весёлого Карандаша

Цель игры. Формирование умения сравнивать предметы по форме.

Содержание игры. Учитель говорит ученикам, что Весёлый Карандаш нарисовал картинки из геометрических фигур, но не закончил их. Он предлагает угадать, каких фигур не достаёт в каждом рисунке и дорисовать их.

Для формирования у учащихся пространственных представлений можно провести такую игру.

-Построим гараж

Цель игры. Закрепление понятий «слева», «справа», «между», «сначала», «после этого», «потом».

Средства обучения. Иллюстрации автобуса, грузовой и легковой машин.

Содержание игры. Учитель или ученик у доски строят гараж. Остальные дети строят гараж на своих столах. В левую сторону ставят грузовую машину, в правую- легковую, автобус между машинами. По заданию учителя определяют положение машин в гараже, сравнивают их по размеру и цвету.

В разделе «Нумерация чисел первого десятка» используются игры для закрепления знаний о порядковом и количественном значении числа, и делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число.

-Весёлый счёт

Цель игры. Закрепление счёта от 1 до 10 и от 10 до 1.

Средства обучения. Карточки с цифрами 1, 2, 3, 4,5, 6,7, 8, 9, 10 перемешаны на столах учащихся.

Содержание игры. Дети одновременно подбирают по порядку карточки с цифрами и показывают учителю. Аналогично можно провести счёт от 10 до 1.

-Составим поезд

Цель игры. Ознакомление детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитание единицы из последующего числа.

Содержание игры. Учитель приглашает к доске по очереди несколько учеников. Каждый ученик выполняя роль вагона, называет свой номер. Например. Первый ученик говорит: «Я- первый вагон». Второй ученик, цепляется к первому вагону ( кладёт руку на плечо), называет свой порядковый номер. Весь класс составляет равенство 1+1=2 .Затем цепляется третий вагон и по сигналу учителя записывают 2+1=3 и т. д. Потом вагоны отцепляются по одному, а класс составляет равенства вида 3-1=2.



Помогут сформировать вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 10 такие дидактические игры.

-Угадайка

Цель игры. Воспроизведение состава чисел в пределах 10 по памяти.

Содержание игры. Учитель говорит: «Я задумал два числа и сложил их. У меня получилось 7. Какие числа я задумал?»

-Поймай бабочку

Цель игры. Закрепление приёмов прибавления и вычитания в пределах 10.

Средства обучения. Рисунки бабочек с примерами на сложение и вычитание.

Содержание игры. На магнитной доске размещаются бабочки. Учитель по одному вызывает учеников к доске «ловить» бабочек, они читают пример на сложение или вычитание. Все ученики, решившие пример, показывают учителю карточку с ответом. Кто решит раньше всех, тот получает бабочку.

-День и ночь

Цель игры. Воспроизведение приёмов прибавления и вычитания по представлению числового ряда.

Содержание игры. Учитель записывает числовой ряд на доске: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10. Детям предлагают пример, при слове «ночь» они закрывают глаза и мысленно пробегают по числовому ряду вправо или влево. При слове «день» открывают глаза, проверяют себя и по указанию учителя отвечают. Например: «Ночь! Первое слагаемое 3, второе слагаемое 2.Найти сумму. День! (5)»

-Составь круговые примеры

Цель игры. Составление примеров, у которых первый компонент равен ответу предыдущего примера.

Содержание игры. Ученики составляют примеры с ответом, равным первому компоненту следующего примера.

Например: 5+2=7 7-3=4 4+2=6 6-3=3

Большую помощь в изучении состава чисел окажет эта игра.

-Числа бегущие навстречу друг другу.

Цель игры. Закрепление знаний по составу чисел в пределах 10.Выявление закономерности о сумме чисел, стоящих на одинаковых местах справа и слева в числовом ряду.

Содержание игры. Учитель предлагает детям записать числа от 0 до 10 и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме 10.Учитель предлагает записать полученные примеры на сложение.

Например: 0+10=10 1+9=10 2+8 =10

Для формирования навыков образования двузначных чисел из десятка и единиц можно применить такие игры.

-Стук-стук

Цель игры. Закрепление знаний нумерации чисел в пределах 20.

Средства обучения. На доске изображена таблица с двумя разрядами.

Содержание игры. Учитель стучит указкой 1 раз в разряде десятков и несколько раз в разряде единиц. Ученики внимательно слушают и показывают учителю соответствующее число на карточках с цифрами.

-Игра на внимание

Цель игры. Закрепление знания нумерации чисел в пределах 20.

Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику. Ученик, поймав мяч, слушает и считает вслух хлопки учителя. Учитель перестаёт хлопать, ученик возвращает мяч учителю. В игру вступает следующий ученик. Он получает мяч и продолжает счёт. Игра длится, пока ученики не досчитают до 20.

Аналогично проводится и обратный счёт.

-Цепочка

Цель игры. Повторение устной нумерации в пределах 20.

Средства обучения. Карточки иллюстрирующие числа в пределах 20

Десятки

Единицы


*






*

*

*

*

Содержание игры. Учитель выставляет карточку, ученики называют или записывают полученное число.

Эту игру можно использовать и при изучении чисел в пределах 100.

Десятки

Единицы


*

*

*




*

*

*

*

*



-Цепочка (2 вариант)

Цель игры. Закрепление приёмов сложения чисел в пределах 20, основанных на нумерации.

Средства обучения. Круги разных цветов. Таблица разрядов.

Содержание игры. В разряде десятков учитель прикрепляет один круг, а в разряде единиц сверху вниз несколько кружков. Один из учеников называет получившееся число, учитель добавляет кружок, второй ученик составляет пример на сложение. Далее работают аналогично.

Предлагаю рассмотреть дидактические игры в системе формирования читательской грамотности.

-Рассказ картинками

Цель игры. Развитие навыков чтения у детей.

Средства обучения. Сказка «Репка»

Содержание игры. Заменяя картинки словами, ребенок читает сказку



- Найди путаницу

Цель игры. Развитие умения у детей выделять слова, которые не имеют смысла.

Средства обучения. Набор предметных картинок

Содержание игры. Ребенок называет слова под картинками, среди них находит слово, не имеющее значение: например, кошка, дерево, машина, ножницы, клубника, сокиабр, кошелек, ваза.





-Чей это звук?

Цель игры. Развитие фонематического слуха у детей.

Средства обучения. Набор предметных картинок с изображением змеи, жука, коровы, насоса, ветра, комара, кота, паровоза, вороны, петуха, кукушки.

Содержание игры. Учитель показывает картинку, ученик воспроизводит звук.

- Цепочка

Цель игры. Развитие умения вычленять звук в слове.

Средства обучения. Набор предметных картинок: малина, абрикос, слива, ананас.

Содержание игры. Учитель показывает предметную картинку. Ученик вычленяет звук в слове, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова.

-Засели букву

Цель игры. Совершенствование навыка фонетического анализа.

Средства обучения. Листы бумаги, на которых справа напечатаны несколько букв, слева изображены предметы.

Содержание игры. Ученик соединяет линией картинку с той буквой, с которой начинается ее название.

-Собери словечко

Цель игры. Совершенствование навыка составления и чтения слов

Средства обучения. Картинки с разрезанными слогами.

Содержание игры. Ученику предлагается из рассыпанных слогов составить двусложные слова и напечатать их в тетрадь.

-Опиши героя

Цель игры. Развитие критического мышления.

Средства обучения. Произведение А.П. Чехова «Каштанка»

Содержание игры. Учитель предлагает ученику подобрать

  • 1 строка – 1 существительное (тема)

  • 2 строка – 2 прилагательных (раскрытие темы) 3

  • строка – 3 глагола (описание действия)

  • 4 строка – предложение или фраза (отношение к теме)

  • 5 строка – слово (синоним темы).



  1. Каштанка

  2. Послушная, добрая

  3. Радует, удивляет, тявкает

  4. У Каштанки есть хозяин

  5. Собака.

-Составь кластер

Цель игры. Развитие критического мышления

Средства обучения. Краткая биография А. С. Пушкина для учеников 3 класса

Содержание игры. Учитель предлагает ученику информационную справку с краткой биографией А.С. Пушкина. Надо вычленить значимую информацию из биографии поэта.

Например, 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье родился Александр Сергеевич Пушкин.

У него была большая семья: мама, папа, бабушка, дядя, старшая сестра и младший брат. 

В детстве будущий поэт проводил много времени у своей бабушки в подмосковном селе Захарово.

Еще у Саши была няня — Арина Родионовна. Пушкин очень любил ее, и позднее посвятил ей несколько стихотворений («Няне», «Зимний вечер»).

Когда Пушкину исполнилось 12 лет (в 1811 г.), он уехал учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он увлекся литературой, написал первые стихи и познакомился с известными поэтами. Там у него появились настоящие друзья.



После окончания лицея (в 1817 году) поэт остался жить в Санкт-Петербурге, и поступил на государственную службу. Здесь он вел активную светскую жизнь и писал стихи.

Через 3 года Пушкина отправили в ссылку: сначала на юг, а потом в село Михайловское. Только спустя 6 лет (в 1826 году) он вернулся из ссылки.

Через несколько лет он встретил прекрасную Наталью Гончарову. Они поженились, и у них родилось четверо детей.

Осень была любимым временем года поэта. В это время к нему приходило вдохновение, и он писал прекрасные стихи.

Поэт погиб в результате роковой дуэли с французом Дантесом 10 февраля 1837 года.

Александр Пушкин еще при жизни стал великим поэтом. Его стихи известны по всему миру и переведены на множество языков.

-Третий лишний

Цель игры. Развитие критического мышления

Средства обучения. Произведения из учебника по литературному чтению по УМК «Школа России»

Содержание игры. Учитель на слайде выводит неверную информацию по произведению. Надо назвать лишнее слово в ряду и объяснить, почему оно лишнее.

Например, обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

  • Федя, Гриша, Миша (Гриша - не герой рассказа Н.Носова)

  • Рожь, пшеница, мука (пшеница не упоминалась в «Фединой задаче»)

-Угадай, о ком пойдет речь?

Цель игры. Развитие критического мышления

Средства обучения. Картина В.М. Васнецова «Три богатыря»

Содержание игры. Учитель на слайде выводит анаграммы.

Бодныяр киничти, шалеа почивоп, ияль румоцем.

-Как вы думаете, о ком пойдет речь на уроке?

-Что мы будем читать сегодня на уроке?

(Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец – герои русских былин.)

-Угадай сказку

Цель игры. Развитие критического мышления

Средства обучения. Выставка книг. Предметные картинки.

Содержание игры. Учитель на слайде выводит опорные слова, надо угадать название сказки.

  • Сестра, брат, гуси, яблонька, Баба-Яга, печка.

РНС «Гуси-лебеди»

  • Шляпа, поле, сапоги, замок, кот.

Ш. Перро «Кот в сапогах»

  • Бабушка, дровосеки, пирожки, лес, веревочка.

Ш. Перро «Красная шапочка»

  • Бал, тыква, лестница, принц, мачеха.

Ш. Перро «Золушка»

  • Дорога, разбойники, дружба, принцесса, музыка.

Братья Гримм «Бременские музыканты»

  • Веретено, колдунья, принц, поцелуй, принцесса.

Ш . Перро «Спящая красавица»

Игра  неразрывно связана с педагогическим процессом. Дидактические игры, включенные в уроки математики и литературного чтения, должны быть тесто связана с темой урока и соответствовать его целям. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе  намного облегчает его.

Литература

1.Т.К. Жикалкина «Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах» Москва , «Новая школа» 1995

2.Т.К. Жикалкина «Игровые и занимательные задания по математике 1 класс» Москва, «Просвещение», 1989

3.Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. АО "СТОЛЕТИЕ",1994
4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение - М.: «Просвещение», 1991
5.Балашов  М.М. Дидактическая игра на уроке. Игру  любят все! «Школьные технологии», 1998.

6. Данченко, Т. Т. Игровые технологии в начальной школе. «Учитель». 2007.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Иванец Лариса Александровна

Дата: 07.07.2023

Номер свидетельства: 634764


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства