kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья:"Адаптация первоклассников к школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация первоклассников к школе. Соответствует ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.


«Текстовый документ OpenDocument (11)»




Адаптация первоклассников к школе.

Работа по ФГОС.









Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание, как можно лучше и быстрее выполнить задания. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организм ребенка, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Современные программы мало учитывают этот фактор, и на первоклассников ложится немалая нагрузка. Для того чтобы он с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно создать для ребенка благоприятные условия.

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для  первоклассников является период адаптации в школе. Адаптация – это приспособление ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Многие дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно себя вести в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей и учителей – помочь ребенку адаптироваться в школе. Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников занимает 4-6 недель, а у ослабленных детей 8 недель (с 1 сентября по 30 октября). Наблюдения за школьниками показало, что социально-психологическая адаптация к школе проходит по-разному. Выявлено три уровня социально-психологической адаптации к школе.

В описании каждого уровня адаптации будут выделены возрастно-психологические особенности 6-7-летних учеников.

1. Высокий уровень адаптации(56%) адаптируются к школе в течение первых двух месяцев обучения. Первоклассник положительно относится к школе; учебный материал усваивает легко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение.

2. Средний уровень адаптации(30%) имеет длительный период адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; общественные поручения выполняет добросовестно, дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации(14%) дети у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивается фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовиться не регулярно, необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах  для отдыха, для понимания нового  и решения задач по образцу, требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников. Фактически это уже показатель «школьной дезадаптации».

Таким образом, в силу возрастных особенностей  первоклассники 6 летнего возраста могут достигнуть только среднего уровня адаптации к школе при отсутствии специальной организации педагогом учебного процесса и психологической поддержки.

Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенок с родителями, учителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В начале школьного обучения для ребенка очень важно получить радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, настраивать его на успешные результаты. На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей.

Очень тяжело  в тех семьях, где родители:

1) сравнивают  успехи своего ребенка с успехами других детей; 
2) осуществляется жесткий контроль; 
3) редко хвалят детей за их достижения;
4) реагируют на неудачи ребенка раздражением и упреками; 
5) не связывают успехи ребенка с его способностями.

Другой значимый для младшего школьника объект общения – учитель. Поэтому от того, в какой манере учитель общается со школьниками младших классов, многое зависит в их успешной адаптации к школе.

Важным условием, способствующим комфортному состоянию и успешному обучению ребенка, является режим дня. Соблюдение режима укрепляет здоровье и волю, активизирует и бодрит, позволяет полностью использовать время. На взгляд учителя родители должны создавать условия для возникновения у ребенка новых впечатлений.

Для этого родителям нужно чаще ходить с детьми в кино, театр, музей, зоопарк, парк развлечений, на выставки, в музеи, вместе читать книги, делать домашние дела, стараться обсуждать все, чем занимались в течение дня. В семье должны соблюдаться педагогические и гигиенические требования.

Для этого родители должны:

1) создавать ребенку условие учиться в спокойном, постоянном месте; 
2) установить рациональный режим дня; 
3) создать условия для достаточной подвижности ребенка; 
4) создать для ребенка условия хорошо выспаться и вовремя покушать; 
5) систематически развивать внимание детей; 
6) бороться с умственной ленью; 
7) развивать веру в свои силы; 
8) регламентировать просмотр телепередач; 
9) не требовать с ребенка больше его возможностей; 
10) не перегружать ученика письменными заданиями; 
11) поощрять положительный взгляд на учебу; 
12) стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка с родителями и другими членами семьи; 
13) учить экономить и ценить время.

Если не соблюдать все эти требования, то у ребенка могут возникнуть трудности обучения.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни привлекают к себе внимание, а другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, с трудом вступают в контакт с учениками и учителями.

При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых – учителя и родителей.

Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно не знакомо для них. Первоклассникам неизвестны многие правила поведения детей ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила стали привычными. Детям предстоит познакомиться друг с другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода дети не знают имен большей части одноклассников.

Все это замедляет процесс адаптации, так как, прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.

Конечно, и учитель и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.

Учителю представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. С этой целью в моей практике используются адаптацилнные занятия с первоклассниками.

Задачи адаптационных занятий:

1) создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников;
2) создание доброжелательной атмосферы в классе;
3) помощь первоклассникам в создании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
4) создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом;
5) организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
6) создание предпосылок для групповой сплоченности;
7) знакомство педагога с особенностями детей данного класса;

На занятиях использовались различные формы работы с учащимися: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий, обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок и композиций, помогающих осваивать пространство класса.















На сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться. Современное образование ориентировано на развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу.

В ходе реализации Федерального государственного образовательного стандарта многие педагоги малокомплектных сельских школ столкнулись с рядом проблем.

Во-первых, это конечно же проблема материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Во-вторых, это сложности в формировании универсальных учебных действий на совмещенных занятиях с несколькими классами одновременно.

В-третьих, это наполняемость классов. В сельских малокомплектных школах низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы, которые можно было бы использовать в классно-урочной системе.

В-четвертых, нужно выделить трудности с организацией внеурочной деятельности школьников. Из предложенных Министерством образования 10 часов, учителям сельских школ дают только 4-6, в некоторых школах она вообще отсутствует в связи с недостатком материальных средств на оплату учителю внеурочной деятельности.

Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, представляет собой совокупность трех систем требований:

1.Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2.Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования; 3.Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Но, к сожалению, требования к условиям реализации стандарта, являются

большим минусом в работе.

Совершенно ясно, что государство, заключая "общественный договор", должно в значительной мере изменить финансирование системы образования, этот процесс должен быть связан с развитием материально ¬ технической базы российской школы, поскольку  новый  стандарт может быть полностью реализован лишь в  новой  образовательной среде.

И переходя относительно к работе конкретно своей школы нужно сказать, что проект ФГОС в связи с низкой материальной- технической базой, к сожалению, у нас используется частично. Учебный процесс ведётся в соответствии с учебными программами, составленными соответственно новым требованиям. Но к сожалению, здесь нужно сказать о специфике работы малокомплектной школы, при обучении сдвоенных классов катастрофически мало времени в течение урока на использование ИКТ и др. дополнительного материала.

В целом хочется сказать, что на уроках я стараюсь поддерживать обстановку доброжелательности, взаимопонимания, учить детей высказывать и аргументировать собственное мнение, чувствовать себя свободно, непринуждённо. Думаю, что первые шаги на пути к реализации ФГОС все – таки нами сделаны, хотя и не совсем в полной мере,в силу некоторых причин ,но надеемся , что со временем все условия будут усовершенствоваться, будет расти опыт работы и соответственно будут видны результаты и изменения только в лучшую сторону.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья:"Адаптация первоклассников к школе"

Автор: Бабак Елена Михайловна

Дата: 13.11.2019

Номер свидетельства: 526867


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства