Просмотр содержимого документа
«Статья"Защита проектных работ в форме устного журнала"»
Защита проектных работ в форме устного журнала "Появление письменности у славян. Просветители Кирилл и Мефодий" (3-класс) Михайлова Лилия Степановна учитель начальных классов
Цель проекта:
повышение мотивации учащихся в учебе, интереса к изучаемому предмету;
способствовать расширению познаний учеников в области этимологии;
развитие навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
предоставление каждому ученику возможностей самореализации; развитие творческих способностей;
развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
получение навыков презентации себя и своей работы, используя новейшие технологические средства.
Оборудование:
Текст древнерусской азбуки на каждого ученика;
Алгоритм деятельности на каждый стол;
Чистые листы формата А4 на каждый стол;
компьютерная презентация (Power Point) к устному журналу
музыкальное сопровождение (колокольный звон, "Гимн Кириллу и Мефодию" Понайонта Пикапова, музыка в исполнении ансамбля гусляров, русская народная музыка).
Задание к проектной работе:
Провести исследование по следующим проблемным вопросам, используя различные источники информации (книги, энциклопедии, интернет др. источники).
Свои исследовательские находки оформить в виде проектной работы.
Проблемные вопросы (один на выбор):
Найти пословицы и крылатые выражения с использованием букв славянской азбуки Кирилла и Мефодия, объяснить их значение в наши дни.
Как имена Кирилла и Мефодия увековечены в разных странах (памятники, храмы, праздники, мемориальные доски и т.п.).
Подготовка к такому уроку проводится заранее (за 1-2 недели).
Столы разделены на три зоны разного цвета: красный стол – историки, зелёный цвет – знатоки, голубой цвет - артисты
Предисловие.
1-й ученик:
Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы люди знать могли О делах родной земли!
Учитель"Откуда есть пошла земля русская", - записано в летописи. Перефразируя эти слова можно сказать: "Откуда есть пошла наша письменность". Всем известно, что у истоков ее стояли Кирилл и Мефодий, поэтому азбука называется "кириллицей".
Что же мы знаем об этих братьях - ученых монахах? Они были создателями славянской
2-й ученик: (историк)Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием.
3 ученик. Жили они на границе государства Византия и славянской земли в городе Солунин. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Шло время….
Сценка «Откуда азбука пошла» (Артисты)
Ведущий. Жили здесь два брата, сыновья военачальника. Отец их был греком, но мать-славянка говорила с детьми на родном славянском языке. Настало время мальчикам идти в школу. Сначала начал учиться старший брат, через несколько лет пошёл в школу младший. Всё в школе казалось ему интересным и удивительным, и он то и дело приставал к старшему брату с вопросами.
Кирилл. А почему учитель всё время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке он прекрасно разговаривал по-славянски.
Мефодий. Так это в лавке. А в школе можно только на греческом языке. Потому что книги, знания – все от греков.
Кирилл. А почему у славян нет своих книг?
Мефодий. Потому что писать на славянском языке нельзя.
Кирилл. Как это? Вот я возьму и напишу слово «дом»
Мефодий. А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что тебе не хватит букв.
Кирилл. Так я придумаю!
Ведущий. В это время мимо проходил их школьный учитель. Он услышал разговор братьев.
Учитель. Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны чернил и пергамента – латынь и греческий. Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя.
Кирилл. Нет можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать, и не хуже, чем греки.
Ведущий. Прошли годы. младший брат учился очень прилежно и скоро стал самым лучшим учеником во всей школе. Его послали учиться дальше, в столицу Византии, город Константинополь. Но там при дворе императора, он не забыл о своей мечте – создать азбуку для словян.
Кирилл. Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Я еду на север, к славянам. Буду их учить.
Мефодий. Но как же ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все написаны по-гречески.
Кирилл. Я думал об этом и решил: надо составить азбуку. Там будут все буквы, какие нужны для нашего языка. Вот посмотри (протянул старшему брату кусочек пергамента. На нём было написано совсем немного, но это были первые слова, написанные на славянском языке) А теперь надо перевести с греческого книги, как можно больше книг. Мне одному не справиться сэтим трудным делом.
Мефодий. Конечно, я буду помогать тебе. Пусть будут у славян свои книги!
Ведущий. И братья отправились в славянские земли.
3-й ученик: Отмеченный блестящими способностями Кирилл (до принятия монашества в 869 г. имел имя Константин) был включен в число соучеников малолетнего императора Михаила и получил образование под руководством лучших учителей Византии. Изучал грамматику, геометрию, астрономию, а также славянский, греческий, латинский, еврейский и арабский языки. Он стал проповедником и библиотекарем при главном соборном храме св. Софии, но неожиданно исчез, поселившись в далеком монастыре. Совершил несколько далеких путешествий с целью распространения христианства, участвовал в богословских диспутах. Мефодий рано поступил на военную службу, затем был управителем одной из славянских областей, но подобно младшему брату предпочел служение Богу. Отказавшись от сана архиепископа, Мефодий стал игуменом монастыря Полихрон на берегу Мраморного моря.
4-й ученик: В 863 г. по приглашению великоморавского князя Ростислава братья отправились в Моравию для проповеди христианства на славянском языке, которым оба владели в совершенстве. Но еще до отъезда Кирилл составил славянскую азбуку. Азбука имела 43 буквы, из которых 25 заимствованы из византийского устава, а 18 построены относительно самостоятельно для передачи отсутствовавших в греческом языке звуков старославянской речи. Пользуясь новой азбукой, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык ряд богослужебных книг: Евангелие, Апостольские послания и Псалтырь. В Риме Кирилл заболел и умер на сорок втором году жизни. Он погребен в Риме в церкви св. Климента. Мефодий был посвящен папой в сан архиепископа Моравии и, вернувшись в славянские земли, развернул широкую деятельность, несмотря на ожесточенное противодействие немецкого духовенства. Когда в результате интриг был свергнут князь Ростислав, Мефодий был заключен в тюрьму. Выйдя на свободу, он продолжал свою миссию, переводил Библию на славянский язык. .
Учитель: Итак, Славянскому алфавиту и славянской литературе более 1 000 лет. Созданная в IX веке братьями Кириллом и Мефодием, славянская азбука и сейчас еще служит многим народам: болгарам, словакам, сербам, белорусам, украинцам всем славянским народам и нам – русским.
5-й ученик:
По широкой Руси - нашей матушке Колокольный звон разливается. Ныне братья святые Кирилл и Мефодий За труды свои прославляются.
(Раздается колокольный звон.)
6-й ученик:
Вспоминают Кирилла с Мефодием, Братьев славных равноапостольных, В Белоруссии, в Македонии, В Польше, Чехии и Словакии,
5-й ученик:
Хвалят братьев премудрых в Болгарии, В Украине, Хорватии, Сербии. Все народы, что пишут кириллицей, Что зовутся издревле славянскими, Славят подвиг первоучителей, Христианских своих просветителей.
6-й ученик:
Русоволосые и сероглазые, Лицом все светлые и сердцем славные, Своею статью все пригожие, Все разные… и все похожие, Зоветесь ныне - россияне, Издревле, кто вы?
Все: Мы - славяне!
Учитель: Обратите внимание – перед вами – АЛФАВИТ КИРИЛ ЛИЦЫ.
Рцыондоброиженашаз Доброестьтвердоиже
Новые
Старые
Новые
Старые
А
аз
Р
рцы
Б
буки
С
слово
В
веди
Т
твердо
Г
глаголь
У
ук
Д
добро
Ф
ферт
Е
есть
Х
хер
Ё
Ц
цы
Ж
живете
Ч
червь
З
земля
Ш
ша
И
иже
Щ
ща
Й
Ъ
ер
К
како
Ы
еры
Л
люди
Ь
ерь
М
мыслете
Э
Н
наш
Ю
ю
О
он
Я
я (?)
П
покой
Люди живите покойно на земле. Мыслите слово твёрдо. Люди мыслите о добре.
Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя.
Название букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "живете", "земля", "люди", "покой" (Появляются ученики с табличками букв).
Аз: Здравствуйте! Угадайте, какая я буква? - Правильно, меня зовут "Аз". Назовите слова, которые начинаются с меня. (Дети называют слова).
Буки: А теперь угадайте, как меня зовут? - Верно, меня зовут "Буки". Вспомните, сколько хороших, вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Дети называют булка, бублик...)
Аз: А теперь назовите нас по порядку. Получилось слово "Азбука". В народе так и говорят: "Сначала "аз" и "буки", а потом и науки".
(Появляется буква Рцы.)
Рцы:
Есть буквы шипящие, Есть буквы свистящие, И только одна из них - Буква рычащая.
Я – буква "Рцы". Недаром я собой горжусь, ведь - я начало слова "Русь".
Учитель: Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.
Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку.
Иследование древнерусской азбуки
Перед вами на столах лежат тексты азбуки, вы коллективно исследуете текст, обсудите и окончательный вариант, если получится, вы напишите на листах. Представитель вашей группы, вывесит его на доске, представит его и расскажет, как вы решили проблему расшифровки. На иследование вам 15 минут. Удачи, у вас всё получится.
Дети записывают слова:1. Мама - мыслете аз - мыслете аз 2. Родина 3Дети
3. Русская азбука – явление уникальное среди всех известных способов буквенного письма.
Как вы думаете, в чём её уникальность? (Ответы учащихся)
Помимо того, что в азбуке воплощён принцип однозначности: один звук – одна буква, в азбуке, и только в ней, есть содержание. Каждая буква имела смысловое значение. За окном 21 век, а тайнопись древнерусской азбуки до конца не расшифрована, хотя работа над ней ведётся и по сей день.
В азбуке заложен определённый тайный код. Существует предположение, что в азбуке зашифровано некое послание к славянам. Так ли это я пока не могу сказать и предлагаю вам выступить в роли исследователей и попытаться расшифровать послание, или опровергнуть эту гипотезу и доказать, что послания не существует.
Помощь в достраивании образовательного продукта.
Итак, время вышло. Сейчас каждая группа представит свой вариант послания и расскажет какими путями они решали проблему расшифровки. Остальные группы слушают внимательно и , если в ходе представления возникнут вопросы, по окончании выступления вы можете их задать. (Презентация посланий)
Учитель В древнерусской азбуке заложены основные вопросы, которые волновали русских писателей: тяга русского человека к высокому, светлому идеалу; чувство отвращения к “свинцовым мерзостям жизни”; осознание человеком своего места и пути в жизни; что есть добро и что есть зло в этом мире. Как мы видим и в азбуке и в русской литературе огромное внимание уделено нравственным вопросам, духовному росту человека.
Как вы думаете, что приобрела Русь с появлением письменности? (ответы)
Дети. Русские самые умные, так как взяли и обобщили уже существующее письмо и создали на их основе свой алфавит.
Страничка вторая. Знатоки.
Учитель: С азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.
Ребята нашего класса провели исследование и выяснили, что пословицы с использованием букв славянской азбуки Кирилла до сих пор используются в современном русском языке. Они стали фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями. Давайте познакомимся с ними.
1-й ученик: Чемпионом в этом плане оказалась первая буква, она присутствует под именем, которым она располагала в старой азбуке, – аз.Аз. Первое лицо, я…Аз. грешный… Аз, да всему горазд. Аз не без глаз, по себя вижу. Я – последнее слово в азбуке (ответ: да аз первое. )
Начальная буква – аз - употребляется в переносном, обобщённом значении «Буква вообще». Словом азы называли буквы, азбуку, вообще грамоту. «Писать азы в старину означало «выписывать буквы» и «учиться грамоте» Название этой буквы стало знаком начальных, самых элементарных, минимальных знаний, что воплощается в форме множественного числа “азы”: не знать / не мыслить / не понимать ни аза; не видеть.
Ни аза в глаза – Не знать даже самых простых вещей, абсолютно ничего.
Аз да буки – и все науки, Аз да буки не избавят от муки, За аз да за буки так и указку в руки. Сперва аз да буки, а там и науки; Ни аза в глаза не знает.
2-й ученик: В русском языке есть выражения, в которых упоминаются первая и одна из последующих букв старого алфавита: «Сперва аз да буки, а там и науки», «Не суйся, буки, наперёд аза» так В современном значении выражение “не будь букой” означает “не будь молчуном”, “не будь как отсутствующий”, “не будь как пустота”.
Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет. Поговорка характеризует человека, который, не будучи сам достаточно осведомлённым.
Твёрдо слова, слово твёрдо. Будь твёрд в своём слове. Держи данное слово.
Дойти до ижицы. Дойти до конца, завершить что-то.
От азы до ижицы. От самого начала до конца.
Последние буквы алфавита – ять, фита, ижица – стали символом трудностей обучения грамоте (От фиты подвело животы; Фита да ижица – к ленивому плеть ближется; Фита, ижица к розге ближется, Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет).
3-й ученик: Некоторые значения имен букв связаны с восприятием азбуки как строгой последовательности знаков, отсюда обозначения с помощью букв начала, конца и, полноты – от начала до конца. Это значение представлено в выражениях “начинать с азов” и “от аза до ижицы”.
4-й ученик: Некоторые значения основаны на использовании зрительных образов букв.
В современной речи они представлены выражениями “поставить буквой П”, “конь ходит буквой Г”, “прописным азом ноги растопырил”.
Целый ряд выражений относится к букве “г”, в старой азбуке имевший имя глаголь. Загадка фразеологизма “не миновать глаголя” заключается в том, что глаголем именовалась виселица по сходству формы. Существует и фразеологизм с этим словом в том же значении – “лезть на глаголь”. Выражение “фертом ходить / подпереться” – тоже основано на зрительном образе буквы, т.е “ходить руки в боки, важничать”. Особого внимания заслуживает буква ижица. Существует выражение “ноги ижицей” (так говорят о кривых ногах).
Есть и объяснение фразеологизма прописать ижицу, т.е. “выпороть плетьми: при “хорошей”, старательной порке (когда удары ложатся под углом друг к другу) на теле действительно возникает что-то вроде прописной ижицы”.
Учитель: Итак, приведенные факты, с убедительностью подтверждают высказанную мысль о вхождении кириллической азбуки в культурное сознание русских людей и в лексикон русского языка (в самом широком смысле).
В нашем обществе всерьез обсуждается вопрос об отказе от кириллической азбуки в пользу латиницы, которой уже пользуется, как теперь принято говорить, все цивилизованное человечество, но, отказавшись от кириллицы, мы вычеркнем и целый пласт русских слов, фразеологизмов, пословиц, целый пласт нашей культуры, обедним себя возможностью смотреть на мир сквозь призму родной азбуки.
Страничка третья.
Учитель: О том, как увековечены имена святых Кирилла и Мефодия в разных странах, расскажет вторая группа наших исследователей.
1-й ученик: Во многих странах помнят святых просветителей Кирилла и Мефодия.
Праздник славянской письменности пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет.
(Звучит "Гимн Кириллу и Мефодию" болгарского композитора Понайонта Пикапова на стихи Стояна Михайловски.)
На экране слайды с фотографиями памятников Кириллу и Мефодию в разных странах, ученики рассказывают о каждом из них.
1 й ученик: Болгария.
На площади Александра Невского в Софии расположено здание библиотеки имени Кирилла и Мефодия, являющееся крупнейшим книгохранилищем Болгарии, насчитывающее более 1800 рукописных и старопечатных книг. Перед библиотекой установлен памятник Кириллу и Мефодию. Автор памятника – болгарский скульптор Владимир Гиновски.
2-й ученик:Чехия (Моравия).
Карлинский костел св. Кирилла и Мефодия в Праге. Освещение костела состоялось в 1863 году в честь 1000-летнего юбилея прихода по приглашению князя Ростистава братьев Кирилла и Мефодия, принесших “христианское вероучение в языке и письме славянском”. В интерьере заслуживают внимание росписи по потолку, изображающие мотивы из жизни святых братьев.
МакедонияПамятник св.Кириллу и Мефодию в Охриде.
3-й ученик:В нашей стране, России, праздник стал отмечаться с 1986 года. Центрами празднования в разные годы были города Мурманск, Вологда, Новгород, Смоленск, Москва, Белгород, Псков.
Мурманск.
На Кольской земле впервые в мае 1986 года по инициативе писателей возобновилась древняя традиция чествования первоучителей в России. В знак признательности болгары подарили мурманчанам памятник Кирилла и Мефодия. 22 мая 1990 в Мурманске прошло торжественное и красочное открытие памятника.Это точная копия памятника, который стоит в Софии - столице Болгарии и в Риме.
4-й ученик: Одесса.
На Славянском бульваре у входа в учебный корпус Одесского государственного университета им. Мечникова установлен памятник просветителям. 2,5-метровую бронзовую скульптуру Кирилла и Мефодия подарили Одессе болгарские бизнесмены. Ее автор – скульптор Валентин Васильев.
5-й ученик: Владивосток.
Памятник во Владивостоке был открыт 1 июля 2006 г. Это единственный памятник Кириллу и Мефодию на Дальнем Востоке. На вершине Орлиной сопки стоят, устремленные ввысь фигуры двух братьев с крестом и азбукой в руках. Монумент виден не только жителям города, но и всем морякам, входящим в акваторию Владивостокского порта. Издалека увидев памятник, морякам любой страны будет ясно, что они пришли к земле русской и православной. Автором проекта стал известный приморский скульптор, профессор, Эдуард Барсегов.
Звучит музыка в исполнении ансамбля гусляров.На экране слайды с изображением памятников Кириллу и Мефодию в Коломне, Астрахани, Ханты-Мансийске, Великом Новгороде, Киеве, Самаре. (Можно подробно рассказать об этих памятниках).
Страничка четвертая “Письмена”
1-й ученик:
В монастырской келье узкой, В четырех глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал зимой и летом, Озаренный тусклым светом. Он писал из года в год Про великий наш народ.
2-й ученик: В летописи 1037 года говорилось: "Велика бо бывает польза от ученья книжного". Там же записано, что великий князь Ярослав "книги любил, читал их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих и переводили они с греческого на славянский язык и написали они книг множество". Среди этих книг были летописи, написанные монахами, старыми и молодыми, светскими людьми, это "жития", исторические повести, "поучения", "послания". В то время на Руси учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы (поучительные песнопения). Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слова и произносился второй слог и т.д., и только после этого слоги складывались в целое слово, например КНИГА: како, наш, иже - КНИ, глаголь, аз - ГА. Так, изобретенная Кириллом азбука легла в основу русской письменности.
3-й ученик:В дальнейшем алфавитный состав и графика азбуки в России не раз менялись, были исключены 12 букв, ставших ненужными, и введены две новые - "й" и "ё". Уставное письмо с XIV века было заменено простым и беглым в написании полууставом, который лег в основу первых русских печатных шрифтов. В 1710 г. Петр I ввел вместо полуустава близкий к современному гражданский шрифт, который ныне используется для 70 языков.
Заключение.
4-й ученик:Заканчивая нашу презентацию мы вспоминаем стихотворение Ивана Бунина.
(По мере чтения учеником стихотворения на экране появляются строки стихотворения с выделением ключевых слов – слово, письмена, речь.)
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный - речь.
Звучит русская народная музыка. На экране заключительные слайды презентации.. Ребята, наше занятие подходит к концу. Вы продуктивно поработали, каждый внёс свой вклад в создание коллективного перевода. Порадовало ваше желание и умение искать разные пути решения проблемы, умение слушать друг друга и сотрудничать
В заключении давайте посмотрим назад и ответим на вопросы: