Статья «Учебно-познавательная деятельность младших школьников ».
Статья «Учебно-познавательная деятельность младших школьников ».
Назначение данной статьи -дать практический материал для формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях деятельностного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Учебно-познавательная деятельность младших школьников ».»
«Учебно-познавательная деятельность младших школьников ».
Назначение данной статьи – дать практический материал для формирования учебно-познавательной деятельности младших школьников, позволяющий целенаправленно формировать данную деятельность. В статье раскрыты особенности учебно-познавательной деятельности школьников как элемент целостного процесса обучения, представляющий систематически организованное взаимодействие обучающегося с окружающей действительностью.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учёба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несёт ответственность перед учителем, школой, семьёй. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Её основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. У детей отсутствуют учебные навыки, которые необходимо сформировать.
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создать благоприятные условия для ее реализации. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но, чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.
Мастерство учителя проявляется не только в выборе средств учебно-познавательной деятельности, но и в умении выбрать стиль общения с учащимися. Главные принципы, которыми должен руководствоваться учитель в своей деятельности – выдержанность, умение владеть собой в любой обстановке, требовательность к самому себе, уважение и разумная взыскательность к учащемуся.
Для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Закономерно, что чем активнее познавательная деятельность обучаемого, тем выше эффективность усвоения. Поэтому я уверенна, что преподавание учебных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
В своей работе с младшими школьниками выделяю следующую структуру учебно-познавательной деятельности:
*осознание и принятие школьником учебно-познавательной задачи;
*построение плана ее решения;
*практическое решение задачи;
*контроль над процессом решения задачи;
*оценка результата в соответствии с эталоном;
*определение задач дальнейшего совершенствования приобретенных знаний.
На своих уроках стараюсь создавать творческую самостоятельную учебную деятельность учащихся на уроке и руковожу процессом усвоения через использование «активных» методов обучения и разнообразных методических приемов, через особым образом организованное общение. «Существуют некоторые правила организации взаимодействия в парах и группах: детское сотрудничество необходимо планировать с той же тщательностью, как и другой необходимый навык работы. Вводя новую организационную форму нужно задать ей образец. Благодаря приемам, которые будут сформированы у учащихся в результате правильно спланированным и реализованным в учебном процессе различным взаимодействиям, можно построить коллективную общность, где каждый ребенок будет чувствовать себя умеющим, знающим, способным вместе с другими справиться с любой учебной задачей, в том числе – с коммуникативной. Только так можно сформировать открытость ребенка к любому содержанию, которое ему предложит учитель. Дети в общении получают комфортное удовольствие, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность. Успех педагогической деятельности в значимой мере зависит от характера сложившихся взаимоотношений между учителем и обучаемым. Проведя определенную работу и используя в обучении младших школьников различные формы, методы, способы учебной деятельности, я пришла к выводу, что не все они одинаково эффективны.
Игра как особый вид деятельности.
Работая с младшими школьниками, пришла к выводу, что к форме активного обучения, без сомнения, относится игра как сложное явление. К игре можно подходить многопланово: с философских, социально-психологических, культурологических, этнографических, педагогических и прочих позиций. Многие ведущие педагоги анализируют роль игры как социально-психологического феномена: в игре происходит «творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой деятельности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка. Считаю, что игра как деятельность обучающегося развивается по своим законам, она «вторгается» в область дидактики, используя ее для развития личности. Игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека. В игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я», в контексте личностных интересов. Считаю, что использование игры в учебно–познавательной деятельности требует соблюдения некоторых правил.
Правила игры.
Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением учителя.
При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом
Проведение игры: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты.
В своей работе я использую игровую деятельность на различных уроках. На уроках математики я использую игры при устном счете, при закреплении учебного материала. Нравится детям игра «Футбол», когда каждой команде дается ряд примеров для решения. Дети по очереди решают примеры. При правильном вычислении команда забивает гол в ворота соперника. Побеждает команда, которая забьет большее количество голов. Также для формирования вычислительных навыков использую игру «Меткие стрелки».С учащимися 1 класса играем в игру «Концовки».Эта игра помогает усвоить понятия « выше, дальше, ниже, слева, справа » и т.д. Игра проводится с помощью незаконченных предложений:
1.Если стол выше стула, то стул…
2.Если учебник лежит слева, то тетради…
3. Если Виктор выше Юры, то Юра…
Интерес к учебно-познавательной деятельности резко возрастет, если в игровую ситуацию включить наглядность. Например, провести соревнования среди групп детей, дать им конверты со слогами и предложить составить слова, а затем определить на какие правила эти слова. Такие игры способствуют формированию словесно-логического мышления.
Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
Создание ситуации успеха.
Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность школьника. Считаю, что ожидание радости как для ребенка, так и для взрослого – источник их движения вперед. Всякий успех окрыляет человека. Радость возникает от сознания достигнутого. Главный смысл деятельности учителя состоит именно в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха, т.е. совокупность условий, которые обеспечивают успех. В своей работе организую ситуацию успеха в разных видах деятельности школьника: в учебной, внеурочной, трудовой, спортивной и т.д.
Проблема формирования у младших школьников умений учебно-познавательной деятельности в условиях деятельностного подхода является одной из главных, от решения которой во многом зависит совершенствование всего учебно-воспитательного процесса школы, направленного на всестороннее развитие личности.