kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья.Технология дифференцированного обучения.Из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье учитель делится опытом: как применяется технология дифференцированного обучения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«статья.Технология дифференцированного обучения.Из опыта работы»

Технология дифференцированного обучения как средство повышения качества образования.



Одной из важнейших задач обучения младшего школьного возраста является формирование УУД и развитие общих интеллектуальных способностей ребёнка.

Как правило, одна и та же задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других лёгкой.

Выбор методической системы обусловлен следующими причинами:

- снижение познавательной активности учащихся и интереса к учению;

- затруднение в умении обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности.

Одним из путей развития познавательной активности учащихся на уроках считаю использование технологии дифференцированного обучения. Моя методологическая система основана на создании условий для включения обучающихся в разные виды деятельности, в ходе которой идёт формирование познавательной активности обучающихся на основе дифференцированного подхода.

Дифференцированная работа должна отвечать следующим условиям:

- знание индивидуальных особенностей учащихся;

- Умение учителя анализировать учебный материал и выявлять возможные трудности,

- включение в план урока дифференцированной работы на усвоение прогшраммного материала и развитие познавательных способностей,

- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником,

- соблюдение педагогического такта.

В своей работе я использую следующие методы и формы при дифференциации по уровням усвоения и закрепления материала: игровой метод, исследовательский, метод создания проблемно- поисковой ситуации, групповую, индивидуальную работу, работу в парах; систему « подсказок» учителя, направленных на активизацию мыслительной деятельности; комбинированные уроки с применением ИКТ. Также дифференцированные задания для развития

психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления. Применяю дифференцированную самостоятельную работу ( по интересам, по уровню сложности, по объёму). Формы опроса направляю на поиск достоинств, знаний , умений обучающихся. Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить. Как на уроке , так и при выполнении домашней работы применяю солидарный опрос: если ученик у доски не может дать ответ, он обращается к классу( помощь друга или помощь зала).

Принцип дифференциации обучения наиболее полно раскрывает индивидуальность ученика и соответствует целям и задачам современного образовательного процесса.

Суть дифференцированного обучения в практике работы школы заключается в самостоятельном выполнении учениками заданий разного уровня сложности, но одинаковых по объёму. Обучающиеся должны последовательно продвигаться по уровням: обязательная часть- базовый уровень, дополнительные сведения- средний и высокий уровни. К тем обучающимся, которые не усвоили базисный уровень, не предъявляются требования повышенного уровня. Кроме того, на уроке должен создаваться положительный настрой на учебную деятельность. Для этого возможны стимулирующие действия учителя:

-использование творческих заданий;

-поощрение использования различных способов решения, а не одного:

- оценивание не только ответа, но и самого процесса выполнения заданий( логичность рассуждения, план действий):

-разъяснение критериев для выставления оценки ( правильность, самостоятельность);

- подробное объяснение домашнего задания, уделение внимания последовательности выполнения.

Технология дифференцированного обучения может применяться на различных этапах урока. Например, на уроке математики учитель объясняет тему урока « Сложение нескольких слагаемых», ориентируясь на базовый уровень ( по таблице учебника). Следующий этап – закрепление- самостоятельная работа. Ученики выполняют задания учебника: 35+14+5 , подчеркнуть наиболее лёгкий способ из трёх. На следующем этапе решить удобным способом. Если ребёнок не справляется, выходит к доске и при помощи учителя и класса разбирается пример. На уроке обобщения и закрепления учащиеся сами выбирают задания, соответствующие их уровню, в рабочей тетради.

Дифференциация по уровню творчества предполагает различные виды заданий. Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме « Текст» ( умк « Перспектива») первый уровень (низкий): прочитать текст, определить тему и главную мысль. Второй уровень ( высокий). Определить название текста: по теме или главной мысли ( « В библиотеке», « Как много книг в библиотеке») и составить свой текст по названию. Причём, дети определяют, что заголовок текста по главной мысли входит в содержание текста по теме.

На уроке литературного чтения после знакомства с пословицами В. И. Даля ( низкий уровень- объяснить смысл) , пишут небольшое сочинение по одной из пословиц ( высокий уровень). После чтения рассказа Н. Носова « Огурцы»: низкий уровень- вопросы по содержанию:

- Что вы узнали о двух друзьях?

- Как вы относитесь к поступку Павлика?

- Как мама оценила поступок Котьки? Сделайте вывод.

Второй уровень- высокий: задайте свои пять вопросов.

Разноуровневые задания с различными видами помощи можно предложить на уроке математики:

Задача ( 3 класс) « В овощную палатку привезли 9 мешков капусты, по 10 кг в каждом. До обеда продали 47 кг капусты. Сколько кг капусты осталось?»

Первый уровень ( низкий) предлагается помощь в виде наводящих вопросов:

-О чём говорится в задаче?

- Сколько мешков капусты привезли?

Сколько весил каждый мешок?

- Сколько кг продали до обеда? И т. д.

Второй уровень ( высокий) –самостоятельная работа. Решите задачу, запишите выражением.

Контроль заданий подразумевает также дифференцированный подход. Самостоятельные и контрольные работы могут иметь основную и дополнительную части, где задания выполняют по выбору.

Таким образом, в результате организации образовательного процесса на основе технологии дифференцированного обучения повышается качество преподавания; у учащихся возрастает самооценка, что способствует более комфортному поведению в учебной и внеучебной деятельности, наблюдается тенденция к усвоению знаний более сложного уровня, базисный минимум усваивают практически все обучающиеся. Основным же показателем эффективности технологии дифференцированного обучения является то, что школьники начинают верить в свои способности, пытаются понимать причины своих успехов и неудач, стремятся преодолевать трудности и достигать более высоких жизненных результатов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
статья.Технология дифференцированного обучения.Из опыта работы

Автор: Головачёва Нина Владимировна

Дата: 10.12.2016

Номер свидетельства: 367987


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства