Просмотр содержимого документа
«Статья "Реализация некоторых педагогических условий технологизации учебного процесса в начальной школе"»
Реализация некоторых педагогических условий технологизации учебного процесса в начальной школе
Табеева Г.А., городской отдел образования
г. Петропавловск, Северо – Казахстанская область
Современные требования к работе педагога – это «обеспечение стабильности в обучении, достижение каждым учеником наиболее высоких результатов». Только педагогическая технология может гарантировать 100-процентное достижение результата.
В результате многолетней опытно-экспериментальной работы в нашей гимназии С. К. Исламгуловой были выявлены шестнадцать дидактических условий, необходимых для технологизации учебного процесса. Первая группа касается разработки проекта на основе технологического процесса, вторая – модернизации оргформ, третья – способов организации, мотивации и обеспечения деятельности учителя. Остановимся подробнее на одном из условий второй группы – предметном обучении в начальной школе. Педагогический опыт работы в школе показывает, что при переходе учащихся из начальной школы на вторую ступень обучения ежегодно возникают конфликты из-за того, что резко падает процент качества обучения. Многие учащиеся и их родители болезненно это воспринимают. Учителя начальной школы и пятых классов не могут найти объяснения и осыпают друг друга взаимными упреками. Анализ же причин снижения успеваемости показывает, что они находятся не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель – ученик.
Основные, на наш взгляд, причины снижения успеваемости в классах при переходе из начального звена в пятый класс следующие:
1. Снижение основных показателей психического развития.
2. Привычная система оценки действий учащегося при переходе из начальной школы в пятый класс меняется, так как увеличивается количество учителей, каждый из которых имеет свои требования.
3. Преподавание нескольких предметов разной направленности одним учителем на высоком профессиональном уровне невозможно.
Рассмотрим каждую из причин.
1. Возраст учащихся пятых классов – 10-11 лет. К этому моменту основные показатели психических процессов: память, внимание, мышление – резко снижаются. И это не домыслы, а научный факт. Предлагаем рассмотреть «Таблицу возрастной динамики качеств личности…» Г. А. Табарданова, заведующего лабораторией технологии образовательного процесса Ульяновского ИПК, представленную в книге академика В. М. Монахова «Технологическая карта-паспорт проектируемого учебного процесса». Проанализировав информацию, отмечаем, что у учащихся третьего-пятого классов наблюдается фактическая остановка психического развития. Общие показатели высшей нервной деятельности учащихся пятого-седьмого классов резко снижаются. Они фактически совпадают с показателями 4-5-летнего ребенка. И только в возрасте 14-15 лет (девятый класс) показатели высшей нервной деятельности достигают уровня пятиклассников.
Анализируя график «Внимание», видим, что «кривая» этого очень важного для учебного процесса параметра на отметке пятого класса (10–11 лет) резко снижается и достигает в седьмом-восьмом классе уровня 5–6-летнего ребенка. Траектория графика детей от года до 5 лет идет резко вверх, а с 6 и до 10 лет (четвертый класс) наблюдается значительный спад скорости запоминания. Данный показатель учащихся четвертого класса находится на уровне двухлетнего ребенка. Далее показатели параметра «Скорость запоминания» медленно начинают «расти» и достигают уровня шестилетнего ребенка только в восьмом классе. Исходя из анализа научных исследований и собственного многолетнего опыта организации педагогического процесса в школе, считаем необходимым сделать «методической нормой знание каждым учителем содержания этого материала и обязательным руководством при проектировании учебного процесса в разных возрастных группах».
2. Следующая причина столь же существенна, как и первая. В начальной школе у ребят был один учитель. В пятом классе их число возрастает. Ученик начальной школы привык, что результаты его труда оценивал всего один человек. Школьник знаком с определенной системой оценки своих действий (не всегда объективной), и вдруг все меняется. В результате возникают внутренние противоречия. В итоге – стресс, из которого учащиеся выходят лишь к концу пятого класса. Но у многих отрицательное отношение сохраняется дольше. Лишь очень небольшой части школьников-экстравертов удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие в школе.
3. Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока одни из них всегда выбирают математику, другие – русский язык, третьи – труд. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. При этом опытные учителя второй ступени часто говорят, что по классу можно легко определить, какой учитель начальной школы их
обучал. («Этот класс хорошо знает математику, а вот знания по русскому языку хуже. Сразу видно, что они учились у А. М.»). Следовательно, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения. На высоком уровне преподавать русский язык, математику, познание мира, литературное чтение и труд одному учителю очень сложно. Кроме того, необходимо создать научно-методическую лабораторию и оформить кабинет на должном уровне в соответствии с содержанием этих предметов.
Перечисленные выше проблемы организации эффективного образовательного процесса в начальной школе необходимо и можно преодолеть, иначе сложно решать такие задачи, как формирование у учеников: устойчивой мотивации к учению навыков осознанного участия в процессе обучения (субъект-субъектные отношения) стремления к саморазвитию.
Без преодоления указанных проблем невозможно обеспечить высокий уровень преподавания в начальной школе и подготовить учащихся к обучению на второй ступени основной школы, максимально развить и реализовать способности и склонности каждого учащегося. Необходимо иное содержание урока, которое нереально обеспечить при подготовке учителя к нескольким предметам разного цикла сразу. Таким образом, переход из начальной школы на вторую ступень обучения влияет на всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.
Решить вышеназванные задачи возможно только за счет модернизации и совершенствования существующей модели педагогической системы школы. Именно поэтому в 1997 году начальная школа нашей гимназии наряду с другими инновационными формами организации педагогического процесса начала работу по переходу на предметное обучение, при котором уроки по предметам ведут разные учителя, в каждом классе есть классный руководитель и воспитатель, выступающий на уроках как помощник учителя.
Имея семилетний опыт организации предметного обучения в начальной школе гимназии, можно подвести некоторые итоги и говорить о преимуществе такой формы обучения, которая: позволяет значительно снизить проблемы адаптации учащихся пятых классов к новым условиям организации учебного процесса, способствует повышению качества организации педагогического процесса, поскольку:
– каждый предмет ведет преподаватель, получивший образование в соответствующей области (по преподаваемому предмету) и имеющий обязательное образование учителя начальных классов;
– преподаватель ведет свой курс сразу в нескольких классах, следовательно, может качественнее проводить сравнительный анализ эффективности уроков и качества знаний учащихся;
– преподаватель может объективно оценить знания учащихся, избавившись от субъективности оценки знаний, так как есть возможность наблюдать и анализировать успехи учащихся нескольких классов;
– погружение в предмет позволяет создать научно-методическую лабораторию и оформить кабинет в соответствии с содержанием своего предмета и в дальнейшем использовать возможности этого кабинета для обучения;
– создаются лучшие условия для организации педагогической деятельности, в том числе материальные. При определении ставки в 20 часов учитель начальных классов гимназии реально имеет 13, так как физкультура, труд, музыка, казахский язык, иностранный язык ведут учителя-предметники. При предметной форме организации УВП учитель ведет один предмет и имеет 1–1,5 ставки;
– позволяет обеспечить овладение каждым учащимся максимального уровня обученности и развитие в соответствии с его возможностями.
Предметное обучение способствует сотрудничеству учителя и ученика в процессе совместной познавательной и практической деятельности. Проиллюстрировать это можно на уроках, построенных с учетом Новой технологии обучения гимназии № 25, где учащийся выступает как субъект, а не только как объект процесса обучения. Очень важным моментом предметного обучения является соблюдение условий самостоятельной деятельности гимназистов в процессе обучения. Также такая форма обучения способствует совершенствованию воспитательной работы, проводимой во внеурочное время, так как учитель-предметник имеет возможность более квалифицированно и содержательно готовить внеурочные мероприятия.
Большим преимуществом является и то, что обучение осуществляется целой группой учителей, являющихся профессионалами в своей области, что предоставляет детям возможность выбора приоритетных дисциплин с самого начала обучения. Это обусловливается как более высоким качеством преподавания, так и личностью учителя. Круг общения не ограничивается одним учителем начальных классов, что соответствует требованиям сегодняшнего дня. Ученик взаимодействует с разными системами требований и оценки своей деятельности, это дает ему возможность стать более самостоятельным, ответственным, организованным. Роль «первого учителя» в жизни ребенка играет классный руководитель.
Исходя из вышеизложенного, мы можем отметить, что ученик, окончивший начальную школу в системе предметного обучения, легко адаптируется при переходе от одной ступени обучения к другой, что в значительной степени разрешает проблемы преемственности.
Безусловно, в такой системе возможны и свои недостатки: предметное обучение может вести к некоторой перегрузке учащихся из-за отсутствия у учителя-предметника четкого ощущения учебной нагрузки. Четко регулировать нагрузку может учитель, ведущий все предметы. Классному руководителю, работающему сразу в нескольких классах, труднее осуществлять наблюдение, контроль над каждым учеником своего класса, оказать ему своевременную помощь ученику надо привыкать к требованиям разных учителей со своей системой оценки и индивидуальным стилем преподавания.
Эти основные трудности хорошо осознают администрация и педагогический коллектив учителей начальной школы гимназии. Проблема предметного обучения в начальной школе имеет отношение не только к успеваемости и уровню обученности младших школьников, но и к развитию их личности, эмоциональному и нравственному благополучию ребенка. Психология предметника известна: его предмет «самый главный», ему необходимо, чтобы все ученики знали его предмет. Все остальное неважно. Получается, что ученика только обучают, о нем никто не заботится, им никто не интересуется как личностью.
В результате этих наблюдений в начальной школе нами была введена должность воспитателя-помощника, который работает с учащимися на уроках, помогая учителю-предметнику. На методическом совете гимназии были разработаны и утверждены должностные обязанности классного воспитателя. Воспитатель в течение учебного дня корректирует свою работу согласно требованиям учителя-предметника. В его обязанности входит организация учащихся для урока, оказание им помощи и контроль над выполнением заданий предметника во время урока, организация класса на перемене. Воспитатель-помощник в силах обеспечить младшим школьникам достаточно внимания, оказать поддержку, предоставить им возможность в любую минуту обратиться за помощью к взрослому, который всегда рядом, так как сам уроков не ведет и все учебное время находится с классом.
Кроме этого воспитатель внимательно следит за объемом домашних заданий, периодически делает замеры времени, затрачиваемого детьми на подготовку домашних заданий. Учебная нагрузка и психологическое состояние гимназистов являются объектом внимания психологической службы гимназии. Кроме этого проводится хронометрирование учебной деятельности детей, анкетирование родителей и преподавателей, а также индивидуальные беседы с родителями, детьми и учителями. Результатом проведенной работы явилось заседание кафедры, на котором были утверждены требования, направленные на снижение учебной нагрузки. Это, например, отмена домашних заданий на выходные дни, согласование между предметниками графика диагностических работ и четкое ему следование, наблюдение за физическим и психическим состоянием учащихся на уроках и во внеурочное время.
Педагогический коллектив гимназии, внедрив предметную систему обучения в начальных классах, рассматривает ее как современную, отвечающую требованиям сегодняшнего дня. Предметное обучение в начальной школе помогает легко адаптироваться учащимся младших классов ко всем инновационным и традиционным формам организации УВП, создает щадящие условия при переходе на вторую ступень обучения, обеспечивает профессиональный рост учителей и эффективность их педагогической деятельности. Как видим, предметное обучение в начальной школе – важное условие в освоении новой технологии обучения.