kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической грамотности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье перечисляются наиболее распространённые приёмы по формированию орфографической грамотности у учащихся начальных классов. Дано краткое описание методик развития орфографической зоркости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической грамотности младших школьников"»

Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической грамотности младших школьников"

Грамотное письмо – одна из важнейших составляющих хорошего специалиста практически любой сферы человеческой деятельности. Естественно, что грамотность становится отнюдь не на последнее место в организации процесса начального обучения. Непрерывны исследования и поиски путей повышения грамотности, как специалистами-языковедами, так и психологами, и, безусловно, педагогами.

Целью учителя начальной школы в области лингвистического развития воспитанников является формирование навыков грамотного письма. Потому русский язык как предмет требует организации систематической работы с учащимися по предупреждению орфографических ошибок. Вот некоторые из приёмов, помогающих успешнее пройти вместе с ребёнком путь по достижению цели формирования орфографической грамотности.

1. Фонетический анализ слова с последующим его проговариванием или доказательством написания слова по правилу.

2. Использование сигнальных карточек, «светофоров», памяток, визуальных ЭОР и, безусловно, орфографического словаря.

3. Выписывание учителем на доске слов (или словосочетаний), не изучавшихся детьми на более ранних этапах.

4. Выборочное комментирование написания слов в соответствии с правилом, изучаемым либо закрепляемым на уроке.

Помимо вышеперечисленных приемов по предупреждению орфографических ошибок, используемых учителем для закрепления программного материала, существует и множество методик для развития орфографической зоркости, навыков звукобуквенного анализа, самоконтроля. Способствуют формированию грамотного письма зрительные, слуховые, рукодвигательные и артикулярные факторы. Их совокупность позволяет развить у ученика качество, называемое орфографической зоркостью.

Орфографическая зоркость - умение замечать орфограммы, то есть способность писать грамотно в тех случаях, когда при едином произношении возможен выбор написания. Рассматривают несколько факторов формирования орфографической зоркости. Они перечислены ниже:
1. Зрительный фактор хорош для запоминания непроверяемых написаний. Учеными-психологами доказано, что один раз неправильно написанное слово запечатлевается и зрительно, и моторно. Такой неверный графический образ слова «впечатывается» в памяти так крепко, что потребуется не раз написать это слово, чтобы скорректировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий отправляется от слышимого. Потому ребёнок должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает, то есть необходимо развитие фонематического слуха.
3. Рукодвигательный фактор. Рука, двигаясь по строке, создает графический образ слова, «запоминает» и пишет его впоследствии уже автоматически.
4. Проговаривание того, как надо писать слово – один из важнейших факторов в формировании орфографического навыка.

5. Комментированное письмо строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не только проговаривают слова и предложения, но и обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Вначале комментируют сильные ученики, затем включаются остальные. Этот вид письма развивает фонематический слух, мышление, внимание к слову. Комментирование позволяет достичь высокого уровня самоконтроля, поскольку ученик не только фиксирует, но и объясняет правописание. Комментированное письмо развивает мышление, память, внимание, речь учащихся: они приучаются говорить четко, лаконично, обоснованно, у них формируется хорошая дикция. Такой метод способствует систематическому повторению материала, позволяет учителю выявлять знание учеников и проверить их орфографические навыки.

6. Работа над ошибками – традиционный и обязательный приём в достижении орфографической грамотности. На следующем уроке слова, написанные детьми с ошибками, выписываются на доску. Объясняются орфограммы, проговариваются слова коллективно и индивидуально, затем - диктант из этих слов.
Шесть этапов, выделяемых профессором М. Р. Львовым при решении орфографической задачи школьниками, способствуют развитию орфографической зоркости:
1) увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет. Если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить ступени решения и их последовательность: составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы.

Учителями-коллегами широко используются следующие приёмы, способствующие развитию орфографической грамотности:

- письмо с «дырками»: не знаем, какую написать букву – не пишем. Проверяем по словарю, спрашиваем у учителя и записываем правильно. «Трудную» букву выделяем (цветом, подчёркиванием);

- можно построить опорные схемы;

- слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед написанием. Так они хоть что-то запомнят и напишут правильно;

- «диктант с обоснованием»: учитель диктует слова, допустим, с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. Дети сначала записывают проверочное слово, а только потом то, что диктует учитель, т. к. должны обосновать орфограмму;

- работа с сигнальными карточками.

Такие методические приемы предупреждают ошибки, развивают орфографическую зоркость, навыки звукобуквенного анализа, самоконтроль. Только систематическая работа с учащимися по предупреждению орфографических ошибок формирует у них орфографическую грамотность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Статья "Некоторые приёмы формирования орфографической грамотности младших школьников"

Автор: Дружинина Галина Ивановна

Дата: 14.07.2017

Номер свидетельства: 424052

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Статья «Формирование орфографических навыков» "
    ["seo_title"] => string(49) "stat-ia-formirovaniie-orfoghrafichieskikh-navykov"
    ["file_id"] => string(6) "216936"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433179260"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства