Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Здоровьесберегающие технологии. Приемы дыхательной гимнастики в начальной школе."»
Машнина Анна Александровна, учитель начальных классов
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
города Новомосковска Тульской области
статья из опыта работы:
Приемы дыхательной гимнастики на уроках
в начальной школе.
2013 год.
Цель работы:
- сохранение и укрепление здоровья детей в начальной школе;
- проверка эффективности приемов дыхательной гимнастики для сохране - ния здоровья детей.
Теоретическое обоснование проблемы.
Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Поэтому забота о сохранении здоровья учащихся - важнейшая обязанность учителя и самого ребенка. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем , тяжело учиться. Мы, педагоги, должны помочь им справиться с этими трудностями, с помощью применения на уроках различных средств здоровьесберегающих технологий, в том числе приемов дыхательной гимнастики, которые помогают повысить возбудимость коры головного мозга, активизировать детей на уроке, снизить их утомляемость, улучшить их общее самочувствие.
Актуальность.
В современных условиях модернизации российского образования основная ориентация учителя начальных классов должна быть связана с усилением внимания к вопросу сохранения и укрепления здоровья детей, которое напрямую зависит от умения правильно дышать. Ведь именно от дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, ритм работы сердца и циркуляция крови в организме человека. Исходя из этого, необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию, посредством применения на уроках приемов дыхательной гимнастики.
2. Основная часть.
2.1. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе.
Все большие обороты набирают здоровьесберегающие технологии, которые ориентированы на признание учащимися ценности здоровья, чувства ответственности за его сохранение и укрепление. Элементы этих технологий должны присутствовать на каждом уроке, их применение занимает мало времени, однако имеет большое значение для повышения работоспособности учащихся и сохранения их здоровья. Одним из наиболее часто используемых средств здоровьесберегающих технологий на уроке являются физминутки.
Физминутки бывают нескольких видов: (2)
1)упражнения для снятия общего напряжения;
2)упражнения для кистей рук;
3)гимнастика для глаз;
4)гимнастика для улучшения слуха;
5)упражнения для коррекции осанки;
6)дыхательная гимнастика.
На уроках я использую различные виды физминуток, но особое внимание хотелось бы уделить дыхательной гимнастике и рассказать об упражнениях, которые я применяла и результатах, которые получила.
2.2. Значение правильного дыхания для здоровья человека. Чаще всего мы не задумываемся над тем, как мы дышим и какое огромное значение для нашего здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль.
Первое и важное условие правильного дыхания – дышать нужно через нос. При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания. Кроме того, дыхание через рот является более поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода(1)
2.3. Приемы дыхательной гимнастики на уроках в начальной школе. В целях сохранения и укрепления здоровья я решила у детей своего класса начать вырабатывать привычку к правильному дыханию – дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.
Для начала, я познакомилась с теорией, с комплексами дыхательных упражнений Стрельниковой, Бутейко и пришла к выводу, что в моей работе они не подходят, так как должны выполняться под руководством специалиста и имеют ряд противопоказаний. Я продолжила свои поиски и нашла приемы дыхательных упражнений, которые не имеют противопоказаний и рекомендованы авторами для применения в виде физминуток на уроках. Их как раз-то я и начала применять со второго полугодия этого учебного года и именно с ними мне хотелось бы Вас познакомить.
1)Чудо-нос (после слов «задержу дыхание», дети делают вдох и задерживают дыхание на 15 секунд).(5)
2)Охотники (дети закрывают глаза и по запаху определяют, что за предмет перед ними).
3)Ныряльщики. Нужно 2 раза глубоко вдохнуть, а после 3-его вдоха «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребенок чувствует, что не может сидеть под водой, он выныривает.
4)Воздушные шарики. Учитель предлагает детям представить, что они шарики. На счет 1,2,3,4 дети делают 4 глубоких вдоха (надуваются) и задерживают дыхание. Затем на счет1-8 медленно выдыхают (сдуваются).
5) Дети представляют, что перед ними бутылочка с узким горлышком, и дуют в нее.(3)
6)Свеча. Дети представляют, что перед ними одна свеча. Нужно сделать глубокий вдох и задуть свечу одним резким выдохом.(5)
7)Торт. Нужно представить, что перед вами праздничный торт с 5 свечами. Короткими выдохами нужно задуть их.(5)
8)Дышим носом. Детям нужно дышать только через одну ноздрю, зажав другую пальцем.
9)Звукоподражание. Дети подражают звукам, которые издают море, ветер, метель и т.п..
10)Скороговорки. Скороговорки произносятся на одном дыхании. Их можно произносить с разными интонациями: восторженно, удивленно, с безразличием, с грустью, с тревогой.(1)
Хвалю халву.
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Дробью по перепелам да по тетеревам.
Жутко жуку жить на суку.
Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Краб крабу сделал грабли.
Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
От топота копыт пыль по полю летит.
По семеро в сани уселися сами.
Сачок зацепился за сучок.
Свиристель свиристит свирелью.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
У елки иголки колки.
У нас гость унес трость.
У ежа ежата, у ужа ужата.
У осы не усы, не усища, а усики.
Шакал шагал, шакал скакал.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Скороговорки, помимо элемента дыхательной гимнастики, являются прекрасным средством для развития дикции.
3. Заключение. После применения на практике приемов дыхательной гимнастики я пришла к выводу, что эти упражнения весьма эффективны, так как:
дети лучше и быстрее настраиваются на работу в начале урока;
значительно снизилась утомляемость на уроке;
в связи с тем, что велась работа со скороговорками, дикция и четкость речи у детей стала лучше, что легко заметить при чтении и пересказах.
Исходя из вышеизложенного, хотелось бы отметить то, что элементы дыхательной гимнастики не только можно, но и нужно применять на уроках в начальных классах.
4. Список используемой литературы.
1.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М. : Вако, 2004.
2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.:АРКТИ, 2003.
3. Степанов А. Дыхательные гимнастики по методам Бутейко, Стрельниковой , Фролова и других авторов. М.: Вектор, 2005.
4.Степанова О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе.// Начальная школа, №1-2003,с.57.
5. Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. Айрис-Пресс, 2008.