kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: "Развитие познавательной деятельности учащихся через систему работы с одаренными детьми младшего школьного возраста ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Развитие познавательной деятельности учащихся через систему работы с одаренными детьми младшего школьного возраста ".»










Развитие познавательной деятельности

учащихся через систему работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
















Учитель: Колтунова С.И.






Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует проявления не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения.

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от школы.

Именно в школе развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность,  самостоятельность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

На первом этапе в 1 классе идет распознавание одаренности учащихся.

В соответствии с этим можно выделить признаки одарённости.

  • Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.

  • Способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.

  • В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.

  • Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.

  • Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.

  • Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости.

  •  Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.

  •  Большинство спят меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.

  •  Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.

  •  Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.


Далее определяю вид одарённости и определяю направление.

  • В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.

  •  В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)

  •  В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.

  •  В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.


При выявлении одаренных детей встает проблема, чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию.

Личность учителя является ведущим фактором любого обучения.

По мнению некоторых исследователей, своё поведение для творчески одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: я разрабатываею гибкие, индивидуализированные программы; создаю теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляю учащимся обратную связь; использую различные стратегии обучения; уважаю личность; способствую формированию положительной самооценки ученика; уважаю его ценности; поощряю творчество и работу воображения; стимулирую развитие умственных процессов высшего уровня; проявляю уважение к индивидуальности ученика.

Работая с творчески одаренными школьниками, я стараюсь меньше говорить, меньше давать информации, не решаю задачи за учащихся. Вместо того чтобы самой отвечать на вопросы, я предоставляю это учащимся.

В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого можно использовать следующие формы работы:

1. Урочная деятельность (нестандартные формы уроков по предметам).

Учебный процесс должен протекать в условиях мотивированного включения школьника в познавательную деятельность, которая становится желаемой, приносящей удовлетворение от участия в ней. А познавательный интерес активизирует познавательную деятельность. Структура учебной мотивации связана с эмоциональной сферой. Поэтому познавательный интерес у ученика формируется только в том случае, когда учебная деятельность успешна. Через повышение интереса к учебному материалу и через возбуждение желания учиться, через развитие потребности ученика заниматься познавательной деятельностью и формируется познавательный интерес.

2. Школьные декады (недели начальных классов, неделя естествознания, неделя гуманитарного цикла, математического цикла и т.д.)

3. Театрализованные праздники, утренники («День матери », «Новогодние представления», «КВН», вокальные выступления, отчетные концерты). Театральные праздники это особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

4. Олимпиады по русскому языку: Дворникова А. - 3 место , литературному чтению и математике. Олимпиады всероссийские заочные «Русский медвежонок», «Кенгуру» : места на районном уровне – 1 место – Сериков А., 2 место – Токарев О., 3 место Кожевников Д - 4 место -Дворникова А , «Старт» региональный уровень- 2 место – Сериков А., 3 место – Толстых И., 4 место – Дворникова А. , «Эрудит» и др.


Ожидаемые результаты:

  • Повышение интеллектуального уровня учащихся.

  • Творческая самореализация выпускника начальной школы

  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

В урочной деятельности подойдут следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

В процессе проблемного обучения по конкретному вопросу можно выделить пять этапов:

1. Постановка учителем учебной проблемы и уяснение ее учениками;

2. Выдвижение учениками гипотез и попытка доказать их правильность путем мобилизации наличных знаний;

3. Решение проблемы путем самостоятельного поиска и пополнение недостающих знаний, ученики отбрасывают неверные предположения, выбирают и обосновывают правильные;

4. Обсуждение полученного решения проблемы и проверка его правильности (развязка проблемной ситуации);

5. Выводы и обобщения.

Однако дети в этом возрасте еще не владеют методикой исследовательской деятельности, и не имеют достаточно знаний для того, чтобы вести дискуссию о правилах грамматики и математики и заниматься исследованием.

Тогда оптимальным условиям, становится организация учителем поиска как бы «изнутри». При этом учитель становится реальным участником совместного поиска, а не руководителем. Учитель не только не навязывает «правильный» путь решения, но и сам включается в реальный поиск, осуществляемый учениками.

- работа в малых группах,

- проектно-исследовательская деятельность. Несколько лет подряд в школе проводится конференции проектно-исследовательских работ учащихся начальных классов с использованием информационных технологий. Данная конференция проходит в два этапа. Первый этап на школьном уровне, второй этап на районном уровне- принимают участие лучшие работы учащихся. Мои учащиеся неоднократно становились победителями этого конкурса, не только на школьном уровне, но и на районном: Сериков А. - 1 место «Г.Я.Седов – исследователь Арктики» 2012г., Токарев О.- 3 место- «Моя семья на защите Отечества» Кожевников Д.- 3 место- «Как хлеб пришел к нам на стол».

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- задания творческого и нестандартного характера.

Сочетание проблемной ситуации, не только положительно влияет на развитие познавательной деятельности, но и усиливает положительную мотивацию ребенка.



Проблема выявления одаренных детей стояла всегда и к сожалению, пока еще нет комплексной диагностики, позволяющей определить общую и специфическую одаренность, склонность ребенка к тому или иному виду творчества. Одаренность обнаруживается только тогда, когда ей каким-то образом удалось проявиться и закрепиться. Но в качестве помощи по выявлению одаренных детей психологи рекомендуют много методик. В своей практике я использую следующие методики:

    1. Методика «Карта интересов»

Учитель, воспользовавшись представленной методикой, может получить первичную информацию о направленности интересов младших школьников. Это, в свою очередь, даст возможность более объективно судить о способностях и о характере одаренности ребенка. Чтобы полученная информация была объективна, целесообразно провести по данной методике опрос не только детей, но и их родителей. Интересным будет также сопоставление ответов детей и их родителей. Это позволит создать более объективную картину направленности интересов ребенка и выявит зоны для коррекционной работы как с детьми, так и с их родителями

    1. Методика «Интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам и родителям. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Познавательной сферы: гибкость, оригинальность, продуктивность, концентрация внимания, память, способность к анализу и синтезу)

Личностная сфера - 1. Увлеченность содержанием задачи. Деятельность тогда выступает эффективным средством развития способностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

2. Перфекционизм стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зрения,

4. Лидерством называют доминирование в межличностных отношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку первый опыт принятия решений, что очень важно в любой творческой деятельности.

5. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и особенно поражений - важный фактор развития личности, закалки характера. Проявляется в склонности либо нежелании участвовать в деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодействия.

6. Широта интересов. Разнообразные и при этом относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одаренности, но и желательный результат воспитательной работы. Основой этого качества у высокоодаренных являются большие возможности и универсализм. Широта интересов - основа многообразного опыта.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непохожими друг на друга видами деятельности, в желании попробовать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить творческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом психологической защиты.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.


    1. Характеристика ученика - Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.

    2. Методика оценки общей одаренности – Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача - оценка общей одаренности ребенка его родителями.

(Любознательность, перфекционизм, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость).

5.Диагностика доминирующих способностей. Предлагается структура и характеристика ряда способностей. Перечислены шестнадцать областей, в которых педагог или родитель может проявить природный дар ребенка. Это фундаментальная, базисная основа для всех ведущих видов деятельности.


6. Тесты П. Торренса были разработаны в связи с задачами образования как часть продолжительной исследовательской программы, направленной на создание таких методик работы с учащимися, которые стимулировали бы их творчество. Тесты сгруппированы в вербальную (словесную), изобразительную (фигурную, рисуночную), звуковую и двигательную батареи, отражая различные проявления креативности в показателях беглости (скорости), гибкости, оригинальности. Так, например – фигурные тесты "Закончи рисунок". Задание "Невероятные ситуации " требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.


После того как выявлены учащиеся имеющие одаренность в тех или иных областях, необходимо их развивать используя развивающие задания.

Задания, которые я сейчас предложу, можно использовать на олим­пиадах, конкурсах, а также на различных этапах урока. Эти задания - при­мер, на основании которого, каждый учитель может разработать множе­ство собственных вариантов подобных упражнений.

Приемы и упражнения:

  • Предлагать ученикам что-то сравнить, провести анализ, или сделать вывод, обобщить.

  • Обязательным условием выступает чередование реального осуществления мыслительных операций и их словесного объяснения.

Использование в учебной деятельности детей следующих упражнений:

    • придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало событий, середина или конец);

    • загадки и логические задачи, головоломки, многочисленные примеры, шарады, кроссворды и т.д.

    • составление предложений. (Когда дети берут наугад три слова, несвязанные по смыслу, например, «озеро», «карандаш», «медведь». Надо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали эти слова.)

    • поиск аналогов. (Называют какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». необходимо вписать как можно больше аналогов, т.е. предметов, сходных по различным существенным признакам. В данном случае, это могут быть «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства) и т.д.

    • способы применения предмета. (Называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». надо назвать как можно больше способов его применения)


Разработанная система специальных заданий,  направлена на развитие креативности, творческих способностей младших школьников.

Итак, проблемой одарённости уже давно занимаются учёные, педагоги, психологи. Особый интерес к ней наблюдается в последнее время. Выявление, поддержка, развитие одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования, посколь­ку от ее решения в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал государ­ства в целом.

Творческие способности, безусловно, дар природы. Распространено мнение, что если дан человеку дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Однако исследования последнего времени опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении, в развитии, она своего рода сад, который нужно неустанно возделывать.












8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Колтунова Светлана Ивановна

Дата: 02.11.2016

Номер свидетельства: 354599


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства