Статья на тему: "Информационно-образовательная среда, как средство реализации ФГОС"
Статья на тему: "Информационно-образовательная среда, как средство реализации ФГОС"
В настоящее время главным условием для достижения образовательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей, способностей, уровня подготовки, а также перевод из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта самоуправления. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: "Информационно-образовательная среда, как средство реализации ФГОС"»
Информационно-образовательная среда, как средство реализации ФГОС
В настоящее время главным условием для достижения образовательных целей становится включение каждого обучающегося на учебном занятии в деятельность с учётом его возможностей, способностей, уровня подготовки, а также перевод из позиции объекта воспитания и обучения в позицию субъекта самоуправления. Системно-деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность обучающихся.
Для нового этапа – этапа развития информационного общества – очень важно научить человека общим, универсальным способам деятельности. При этом важную роль играют современные средства обучения.
Воспитание и развитие качеств личности обучающихся, должны отвечать требованиям информационного общества. Достижение личностных, предметных и метапредметных результатов осуществляется с активным использованием средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), которые лежат в основе формирования новой информационно-образовательной среды.
В связи с этим хотелось бы поделиться своим практическим опытом использования ИКТ на уроках в начальной школе. В 2010г. наша школа стала экспериментальной площадкой по введению ФГОС НОО и получила комплекты учебно-лабораторного оборудования (в настоящее время ими оснащены все школы), которыми я активно пользуюсь. Состав комплектов разнообразен: от бумажных словарей и магнитных азбук, до системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass. О нём бы и хотелось рассказать подробнее. PROClass – это инструмент для проведения текущего, урочного и итогового контроля знаний и мониторинга образовательных достижений обучающегося. В его состав входят: приёмное устройство, 13 беспроводных пультов для ответов на вопросы и 25 съёмных чипов (есть комплекты, содержащие 13 пультов с несъёмными чипами). Данному оборудованию легко найти применение на любом уроке и на любом его этапе. Рассмотрим несколько примеров.
Урок окружающего мира, 1 класс, тема – «Насекомые - часть живой природы». На этапе актуализация знаний использую программу PROClass в режиме – «Задать вопрос». Спрашиваю учащихся: «Кто такие насекомые?». Предлагаю 3 варианта ответа:
А) очень маленькие животные
В) животные, у которых есть крылья
С) животные, у которых 6 лап
По окончанию голосования верный ответ не обозначается, что позволяет рассматривать вопрос как проблемную ситуацию и искать ответ в ходе урока. В конце урока ещё раз возвращаюсь к данному вопросу, уже обозначив правильный вариант ответ.
Работая с данным оборудованием, учитель формирует коммуникативные универсальные действия у обучающихся. Пультов в комплекте, как правило, меньше, чем учеников в классе. Поэтому с первых дней работы с оборудованием приучаю детей работать в паре (если тест не на оценку) или по очереди, заранее продумав задание для второй половины класса (работа с учебником или по карточкам).
Довольно часто использую данное оборудование при изучении на уроке новой темы во время подведения итогов урока. Работу провожу в режиме «Тест». Целью в данном случае является выявление степени усвоения учебного материала. Для этого достаточно подготовить 3-4 вопроса по изучаемой теме. В данном случае считаю целесообразным использование световой индикации ответа (зелёная цвет индикации – ответ верный, красный – не правильно), которая помогает ученику контролировать степень правильности своих ответов.
Рассмотрим пример. Урок русского языка, 4 класс, тема «Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс - чь.». Заготовлены 4 слайда с вопросами типа:
Какая буква пропущена в каждой строчке?
- Мы разож…ём печь.
- Ты зазж…ёшь свечу.
- Он постере…ёт коней.
Предлагаю три варианта ответа:
А) г
В) ж
С) допустимы оба варианта
Результаты данного тестирования позволяют мне корректировать работу на следующих уроках по этой теме. Если большинство ответов оказались неправильными, значит, есть необходимость повторного объяснения учебного материала. Если же у нескольких учеников вызвала затруднение данная тема, всегда могу их выявить с помощью отчёта, который автоматически создаёт программа, и отработать тему в индивидуальном порядке.
Конечно же, одним из основных вид работы с данным оборудованием является проведение полноценного теста при проверке знаний по пройденным темам. Этот вид работы подразумевает предварительное создание теста (не менее 10 вопросов). Используя данные из отчета, учитель легко, а главное быстро может оценить работу каждого учащегося. В своей практике (с учениками 4 класса) я не раз для создания теста привлекала самих обучающихся, предлагая им подготовить презентацию, содержащую вопросы и варианты ответов на них по определённым темам. Такой вид работы, во- первых, облегчает труд учителю (достаточно перед уроком вместе с учеником за пару минут настроить тест в программе), а во-вторых, повышает мотивацию обучающихся, которые всегда готовы «примерить» на себя роль учителя.
Систему PROClass я использую также на этапе рефлексии в режиме «Задать вопрос», например, предлагая выбрать одно из утверждений:
А) я понял данную тему
В) я понял, но не доконца
С) я ничего не понял
Данная система способствует созданию атмосферы доверия, открытости на уроке (даже те обучающиеся, которые стесняются отвечать вслух, могут, приняв участие в опросе, дать правдивый ответ).
Подводя итог, хочется сказать, что в основе работы PROClass лежат три принципа: интерактивность, удобство, успех.
Интерактивность: создание атмосферы доверия, открытости на уроке.
Удобство: простота в эксплуатации, повышение эффективности работы педагога.
Успех: доступность в получении положительных результатов образовательной деятельности педагога и обучающихся.