kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Анатомо-физиологические особенности учащихся первых классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья по теме "Анатомо-физиологические особенности учащихся первых классов" о психологической перестройке, связанной с поступлением ребенка в школу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Анатомо-физиологические особенности учащихся первых классов"»

Статья

Знаешь ли ты своего ученика

Младший школьный возраст – особый период в жизни ребенка. Он отсутствовал у детей, вообще не учившихся в школе.

Не было его и у детей, для которых начальная школа являлась и первой, и последней ступенью образования. Появление младшего школьного возраста связано с возникновением в экономически развитых странах системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

Наиболее характерная черта периода с семи до десяти лет состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и порой противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми  возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются в младшем школьном возрасте.

 Анатомо-физиологические особенности учащихся первых классов

В этом возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника – шейный, грудной и поясничный. Окостенение скелета еще не заканчивается, отсюда – его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия.

У первоклассников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к 9–11 годам, а  запястья – к 10–11 годам.

Поэтому понятно, почему первоклассник нередко с большим трудом справляется с письменными  заданиями. У него быстро утомляется кисть рук, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.

С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость. На уроках, например, ребенку с первых дней обучения необходимо в течение длительного времени сохранять повышенное внимание, быть достаточно усидчивым, воспринимать и хорошо запоминать все то, о чем говорит учитель.           

В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.

Психологическая перестройка, связанная с поступлением ребенка в школу

Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным , ведущим видом деятельности. Так для дошкольного детства ведущим видом деятельности является игровая деятельность. Хотя дети этого возраста, например в детских садах, уже учатся и даже трудятся посильно, все же подлинной стихией, определяющий весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии.

В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение и умение использовать символику. Все это служит основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.

Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место.

Ведущей деятельностью ученика 1 класса становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил. Процесс такой перестройки имеет несколько этапов.

Особенно отчетливо выделяется этап первоначального вхождения первоклассника в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Прежде всего, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня.

Другая сторона внутренней позиции ученика 1 класса связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх. Он тянется к знаниям , как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у первоклассника любознательность, теоретический интерес к окружающему.

Этот интерес, как основная предпосылка ученика, формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность.

В первое время школьник еще не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него еще нет познавательных интересов к самому учебному материалу. Они формируются лишь по мере углубления в математику и другие дисциплины. И все-таки ребенок с первых занятий усваивает соответствующие сведения. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще. Этот интерес активно используют учителя на первых занятиях Благодаря ему для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах.

Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики и других дисциплин. Это позволяет формировать у первоклассников подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.

Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно то, что первоклассник подчиняется новым требованиям учителя, регулирующем его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих предметов. Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею. Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.

 Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками

Наиболее часто наблюдается три типа трудностей:

  1. Первый из них связан с особенностями нового школьного режима (надо вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, домашние задания необходимо выполнять своевременно). Без должных привычек у первоклассника появляется чрезмерная усталость, срыва в учебной работе, пропуск режимных моментов. Большинство семилетних детей с психофизиологической стороны подготовлены к формированию соответствующих привычек. Необходимо только, чтобы учитель и родители понятно выражали новые требования к жизни ребенка, постоянно контролировали их выполнение, принимали меры поощрения и наказания с учетом индивидуальных особенностей детей.

  2. Второй тип трудностей , которые испытывают первоклассники, проистекает из характера взаимоотношений с учителем, с товарищами по классу, в семье. При всей возможной приветливости и доброте к детям учитель все-таки выступает как авторитетный и строгий наставник, выдвигающий определенные правила поведения и пресекающий всякие отклонения от них. Он постоянно оценивает работу детей. Его позиция такова, что ребенок не может не испытывать некоторой робости перед ним . Вследствие этого одни дети становятся чрезмерно скованными, а другие – развинченными. Нередко первоклассник теряется в новом окружении, не может познакомиться с другими детьми, чувствует себя в одиночестве. С поступлением в школу меняется положение ребенка в семье. У него появляется новые обязанности и новые права

  3. Третий тип трудностей – многие первоклассники начинают испытывать в середине учебного года. В начале они с радостью бегали в школу задолго до занятий, с удовольствием принимались за любые упражнения, гордились оценками учителя. В этом сказывалась их общая готовность к овладению знанием. Но процесс обучения в 1 классе обычно строился так, что дети получали те или иные готовые знания и определения, которые необходимо запомнить и применять в нужных ситуациях. Как правило, не рассматривалась потребность в этом знании. Естественно, в таких условиях поле интеллектуального поиска ребенка невелико, познавательная самостоятельность существенно ограничена. На таких занятиях слабо формируются интересы к самому содержанию учебного материала. Поскольку же по мере привыкания к внешним атрибутам школы у ребенка гаснет первоначальная тяга к учению, то в результате нередко наступает апатия и безразличие. Наиболее верный способ предупредить «насыщение» учением состоит в том, чтобы дети получали на уроках достаточно сложные учебно-познавательные задачи, сталкивались с проблемными ситуациями, выход из которых требует овладения соответствующими понятиями.

Их происхождение помогает, формировать у  детей познавательный интерес к собственно математическим способам решения жизненных задач, к занятиям этим учебным предметом. Постановка перед детьми системы заданий, требующая активного .выяснения путей и средств их решения, с самого начала вводит первоклассников в область интеллектуальных поисков, открывает перед ними необходимость обоснования найденных способов действия на основе развернутых рассуждений и умозаключений. Благодаря такой активной мыслительной деятельности дети могут сознательно усвоить нужные знания и умения. Эта работа привлекает к себе детей и при правильном руководстве со стороны учителя вполне им посильна.

Поэтому в первые месяцы обучения опасно требовать от учеников 1 класса простого запоминания тех или иных сведений без должного понимания их необходимости и условий применения.   Конечно, первоклассники могут много и прочно запомнить. Непосредственный и внешний эффект учения при этом будет достигнут, но будет упущен из под контроля важный момент – начало формирования у школьников познавательных интересов к учебному материалу. Отсутствие же таких интересов отрицательно сказывается на всей последующей учебной работе.

 Развитие познавательных процессов у младших школьников

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, необходимость которых связана с поступлением в школу.  Из «натуральных», по Л.С.Высотскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребенок младшего школьного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд.

Вся учебная деятельность первоклассников строго целенаправленна. Во-первых, они должны овладеть навыками чтения, письма и счета, приобрести весьма значимый объем знаний по математике, родному языку. Во-вторых, расширяется кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка. В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной, самостоятельной, творческой деятельности. И, наконец, должна формироваться учебная направленность, ответственное отношение к учебе, высокие общественные мотивы учения.

Первоклассники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода «созерцательной любознательностью», что объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, относительным преобладанием первой сигнальной системы.  Ученик 1 класса с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Однако восприятие это в начале обучения отличается своеобразными особенностями, позволяющими говорить о его возрастной недостаточности.

Наиболее характерная черта восприятия – его малая дифференцированность. Первоклассники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты : иногда не отличают и смешивают сходные предметы и изображения сходных предметов. Порой первоклассники замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого.

Детям свойственна слабость углубленного, организованного и целенаправленного анализа при восприятии. Часто они выделяют случайные детали, на которые не обратит внимания взрослый, существенное же и важное при этом не воспринимается. Таким образом, имеет место самое общее, глобальное «схватывание» предмета, свезенное с его узнаванием, и на этом фоне совершенно случайное восприятие отдельных и часто несущественных деталей и особенностей.  Восприятие у первоклассников тесно связано с действиями, с практической деятельностью.

Для восприятия учащихся 1 классов характерно ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства , признаки, особенности, которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию.

Возможности первоклассника анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного обучения. («Возрастная психология», под редакцией  Петровского).

Таким образов, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителями и товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению.

Дальнейшее развитие этих интересов и диагностика отношения учеников первого класса к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. В школе первоклассник узнает много нового, овладевает многими новыми умениями и навыками, что не может не увлечь его. Процесс приобретения знаний сам по себе становится для него значительным и увлекательным.

Основной особенностью первоклассников является слабость произвольного внимания, так как возможности волевого регулирования внимания, управления им – ограничены. Значительно лучше у учащихся 1 класса развито непроизвольное внимание. Дети, приходящие в школу, еще не имеют целенаправленного внимания. Они обращают свое внимание в основном на то, что им непосредственно интересно, что выделяется яркостью и необычностью. Условия школьной работы с первых дней требуют от ребенка следить за такими предметами и усваивать такие сведения, которые в данный момент его вовсе не интересуют. Постепенно ученик учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах.

Непроизвольное внимание становится более концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоциональное отношение, но следует иметь в виду, что учеников следует приучать быть внимательным и к тому, что не является занимательным, не вызывает интереса. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники не умеют длительно сосредотачиваться на работе, их внимание легко отвлекается . Поэтому они могут не выполнить задания в срок, потерять темп и ритм деятельности.

Исследования показали, что учащиеся первых классов могут сохранять усидчивость и внимание непрерывно в течение 30-35 минут, не более.

В связи с относительным возрастным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у первоклассников более развита наглядно-образная память. Семилетний ребенок, пришедши в школу, стремится по преимуществу буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Первоклассники склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознаний смысловых связей внутри запоминаемого материала. Они часто дословно заучивают и воспроизводят учебный материал без его реконструкции, существенного преобразования, без попыток передать его содержание своими словами. Это объясняется по меньшей мере четырьмя обстоятельствами. Во-первых, механическая память у учащихся 1 классов хорошо развита, и они часто без особого труда запоминают материал дословно. Во-вторых, первоклассник еще не понимает, что конкретно от него требуют, когда перед ним ставят задачу запомнить. Он еще не умеет дифференцировать задачи запоминания. Правильно и полно, по мнению ученика, и означает дословно. В-третьих, первоклассники еще плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами. Многие учащиеся 1 класса еще не умеют организовать смысловые запоминания: не умеют разбивать материал на смысловые группы, пользоваться логическими схемами, выделять опорные пункты для запоминания, составлять логический план текста, связанный с его реконструкцией.

Систематическая учебная деятельность помогает развивать у учащихся 1 классов такую важную психическую способность, как воображение. Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех школьных занятиях путем формирования у первоклассников, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

Иногда дети 7-8 летнего возраста, увлеченно пересказывая какое-либо событие,  непроизвольно, совершенно неумышленно вносят в него дополнения от себя, обогащают его выдуманными подробностями. Здесь фантазия переплетается с реальностью, причем первоклассник и сам искренне верит тому, что так было. Так же невинно фантазирует ребенок 1 класса и тогда, когда хочет вызвать интерес учителя к своему рассказу, привлечь его внимание.

Итак, ребенок начинает обучаться в школе, обладая конкретным мышлением. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у первоклассника постепенно начинают формироваться понятия, называемые научными.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста еще весьма элементарна, находится на стадии наглядно-действенного анализа при непосредственном восприятии предметов.

Умственный анализ младших школьников 1 класса происходит по представлению, а поскольку представление как наглядный образ  есть отражение видимых , наглядных признаков объекта, то и анализ на этом уровне есть выделение явных, наглядных, внешних признаков.

В школьный возраст,  ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями восприятия и памяти). Но интеллект претерпевает такое развитие, которое не проделывают больше ни память, ни восприятие. Ребенок 7-8 летнего возраста, обычно мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства и качества конкретных предметов и явлений. Мыслительная деятельность первоклассника еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане.

Учащиеся 1 классов зачастую судят о предметах и весьма односторонне, схватывая какой-либо единичный признак. Умозаключения опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Обоснование вывода осуществляется не на основе логических аргументов, а путем прямого соотнесения суждения с воспринимаемыми сведениями.



Яковлева Л.В.

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья на тему "Анатомо-физиологические особенности учащихся первых классов"

Автор: Яковлева Любовь Васильевна

Дата: 04.12.2017

Номер свидетельства: 442061


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства