kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему: «Активизация мыслительной деятельности учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья с использованием игровых технологий.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему: «Активизация мыслительной деятельности учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья с использованием игровых технологий.»»

ГКОУ «Красноярская школа-интернат»

















Доклад на тему:

«Активизация мыслительной деятельности учащихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья с использованием игровых технологий на уроках математики»







Подготовила учитель

начальных классов

Мартыненко И.Д.







Красный Яр 2017



Отношение игры к развитию – это
отношение обучения к развитию.
Игра – источник развития и создаёт
зоны ближайшего развития.
Л. С. Выготский
Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.
Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь приходит замечательное средство – игра.
Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит учащихся в условие поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Включение в урок игр игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливается интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности.

Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: "Кто быстрей?" "Не зевать! Отвечать сразу. Кто первый?" и т.д.

Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков. Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Таким образом, вложив образовательное содержание в игровую оболочку, смогу решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра- это:
- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся ;
- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;
- стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
- способствует преодолению пассивности учеников;
- способствует усилению работоспособности учащихся.
Игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные. Нидерландский философ культуры Йохан Хейзинга так смотрит на эту проблему: «Пожалуй, можно было бы принять одно за другим все перечисленные токования, не впадая при этом в обременительную путаницу понятий. Отсюда следует, что все эти объяснения верны лишь отчасти. Если хоть одно из них было исчерпывающим, оно исключало бы все остальные либо, как высшее единство охватывало их и вбирала в себя».
Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:

1). Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

2) Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению, и по использованию.

3) Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.

4) Подведение результатов игры должно быть справедливым и четким.

Место дидактических игр в учебной работе.

Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся, или же они уже с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они вспоминают лишь правила.

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой

ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрой, незаметно для

себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возростает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи. 
Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей классов YIII вида требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволили однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. В начале урока, в основном, проводятся короткие игры, в процессе которых проверяются сформированные знания и умения.
Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т.д., проводятся в конце урока, чтобы не нарушать ход занятия.
Для активизации инертных, пассивных детей используются игры с элементами соревнования. Для активизирования познавательной деятельности учащихся и повышения интереса к учению на каждом этапе урока, применяются для этого различные методы, формы и виды работы: задания творческого характера (кроссворды, анаграммы, урок-путешествие). Вместо обычного вступления предлагается разгадать (расшифровать) тему урока, загадку, ребус, рисунки, карточки с заданием. 
Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми. Для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учащихся на уроках применяю следующие игры:
Интересным игровым упражнением для ребят являются магические квадраты, игровое упражнение «Реши правильно и прочти». На доске находятся плакаты с цифрами и буквами. Ученик решает столбик примеров, а рядом с ответом записывает букву, ему соответствующую. Работу провожу со всем классом, группой учащихся, индивидуально. 

Веселые задачи в стихах

  • Веселые задачи вызывают большой интерес у детей. Их можно использовать при изучении различных табличных случаев сложения и умножения.

  • Наряду с нестандартными заданиями, используют задачи, изложенные в нестандартной форме, так называемые веселые задачи. Задачи такого типа можно применять при изучении программного материала и для активизации познавательной деятельности учеников на уроках.

  • Приведем примеры:

  • Белка, Ежик и Енот,

  • Волк, Лиса, Малышка Крот

  • На пирог пришли к Медведю.

  • Вы, ребята, не зевайте:

  • Сколько всех зверей, считайте!

  • Очень важное значение для активизации познавательной деятельности учеников на уроке имеют различные игры-соревнования, о которых мы уже писали выше.

  • Однако следует отметить тот момент, что младшие школьники быстро утомляются на уроках. Поэтому, с целью снятия мышечного напряжения используют различные физминутки. Однако они помогают решить и другие задачи: закрепление табличных случаев сложения, деления, умножения и вычитания.

  • Например:

  • Сколько раз ногою топнем? (8 - 4)

Математические загадки

Немаловажное значение на уроках математики в начальных классах имеют загадки. Они расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Они могут быть использованы учителем во время внеклассной работы, на уроке, во время отдыха, так как интересны детям. Практика показывает, что применение загадок на уроках математики дают положительные результаты, так как они знакомят детей с окружающим миром, развивают логическое мышление.

  • Например:

  • У него четыре лапки,

  • Лапки цап-царапки.

  • Пара чутких ушек.

  • Он гроза для мышек.

  • (КОТ)

Особенно полезны загадки, по тексту которых надо догадаться, о какой цифре идет речь, и показать или написать ее. Такие загадки помогают запомнить графическое изображение цифр, учат узнавать их по описанию:

  • Я так мила, я так кругла,

  • Я состою из двух кружков.

  • Как рада я, что я нашла

  • Себе таких, как вы дружков.

  • (ВОСЕМЬ)

Загадка - это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять существенные признаки предмета, а так же определять предмет по нескольким перечисленным признакам. Загадки могут быть различной степени сложности.

После того как дети отгадают загадку, можно предложить с помощью сигнальных блокнотов показать число, которое встретилось в загадке, определить, сколько в нем десятков и единиц каждого разряда, предыдущие и последующие числа.

  • Загадки могут использоваться при изучении темы "Меры времени":

  • Две сестрицы друг за другом.

  • Пробегают круг за кругом.

  • Коротышка - только раз,

  • Та, что выше - каждый час.

  • (СТРЕЛКИ ЧАСОВ)


Задачи на умножение и деление.
Четыре умные мышки
Читать любили книжки.
Каждая мышка
Прочла по две книжки!
Сосчитай-ка скорей


Сколько звуков в слове?
Цель : развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры: детям дается задание - вставить цветок в тот домик, цифра на котором соответствует количеству звуков в слове, обозначающем этот цветок.
Магазин игрушек 
Цель. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Ход игры. Учащиеся должны разложить игрушки по корзинам. В корзину с красным кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с гласного звука. В корзину с синим кружком помещают игрушки, названия которых начинаются с согласного звука.


Построим пирамидку.
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Ход игры. Среди картинок учащиеся находят сначала те, в названиях которых 3, затем 4 и 5 звуков. Выбирают букву, соответствующую каждому звуку. Буквы одного слова выделены одним цветом. 


Игра “Твёрдый – мягкий”.

Цель: Развивать фонематический слух.
Содержание: Поднимите синюю карточку, если в слове услышите [н], зелёную – [н’].
Слова: сон, линь, сосна, снег, встань, лень, Наташа, Нина.
Поднимите синюю карточку, если в заключительном слове каждой строки стихотворения услышите [м], зелёную – [м’].
На полу скребётся мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.


Я представила лишь малую долю игровых упражнений. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяю темой урока, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра расширяя интерес и знания становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. 

В процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивали свои познавательные способности и творческие силы.

Такие игры закрепили знания детей, развивали логическое и конструктивное мышление, навык счета в уме.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии – 1966, № 6., с.76.


  2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений //Пузанов Б. П., Селиверстов В. И., Шаховская С. Н., Костенкова Ю. А.; под редакцией Б. П. Пузанова. – 3 изд.,доп.- М., Издательский центр «Академия», 2001.


  3. Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Методический и практический журнал, №6, 2003


  4. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль: Академия развития, 1998.


  5. Пентегова Г.А. Развитие логического мышления на уроках математики. //Начальная школа, 2000, №11.


  6. Начальная школа. Приложение к газете 1 сентября. 2001.


7.Хейзинга Й. Статьи по истории культуры. М., 1997. 

8.Кушнерук Е.Н. Занимательность на уроках математики в начальных классах

9.Жикалкина Т.К. Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах. М., 1996



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Мартыненко Ирина Дмитриевна

Дата: 15.02.2018

Номер свидетельства: 457574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства