Статья "Экскурсия как средство развития когнитивной компетентности младших школьников".
Статья "Экскурсия как средство развития когнитивной компетентности младших школьников".
Если вы хотите пробудить любознательность ребёнка, вашего ученика, обязательно используйте в своей учительской практике ЭКСКУРСИИ. Автор статьи делится опытом организации, проведения экскурсий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Экскурсия как средство развития когнитивной компетентности младших школьников".»
ЭКСКУРСИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
О. В. БОБРОВА
учитель начальных классов КГУ ОШ №155
Вопрос о значении экскурсий в процессе обучения и воспитания школьников еще на заре 20-ого столетия рассматривали видные педагоги, дидакты своего времени: Д.Н.Кайгородов, В.В.Половцев‚ Н.П‚Анпиферов, ИМТревс и другие в своих трудах они разрабатывали основы теории и методики экскурсионного дела, опираясь на собственную экскурсионную практику, было интересно узнать, что в 1910 году и вышла книга под редакцией Б.Е.Райкова и 1`.Н.Боча «Школьные экскурсии, их значение и организация». (Тех коллег, кого заинтересовали исторические аспекты теории и методики экскурсионного дела отсылаю к книге Долженко «История туризма в дореволюционной России и
СССР», изд.РГУ. Ростов-на-Дону 1999 г.) Минуло чуть больше 100 лет, экскурсионная практика изменилась, но вопрос о роли экскурсий в пробуждении познавательной активности учащихся по-прежнему актуален. Если обратиться к этимологии слова «экскурсия», то можно узнать, что в переводе с латинского языка «excursion» означает вылазку, посещение каких-либо мест, объектов с
целью изучения, исследования. Поэтому в педагогике под экскурсией принято понимать одну из форм организации обучения и воспитания, при которой ученики получают и запоминают информацию, определённый объём знаний непосредственно на месте, где находятся изучаемые объекты (исторические памятники, природа, заводы, музеи и др).
Экскурсии играют важную роль в формировании поликультурной личности, способной решать сложные задачи. Экскурсионная работа в моей практике учителя начальных классов системна, связана с учебными программами и предметами, принимает во внимание возрастные особенности
учащихся, их познавательные интересы. Грамотно организованная и проведённая экскурсия решает комплекс задач: формирует когнитивную компетентность, расширяет представления учащихся об истории Родины, культурных традициях народов страны, пробуждает интерес к вопросам экологии, информирует о профессиях, воспитывает уважение к людям труда, углубляют представления детей об искусстве.
Представленный в музеях, на выставках демонстрационный материал, я стараюсь использовать не только как яркую картинку, наглядное пособие к урокам познания мира, изо, литературного чтения и др. Мне думается, увиденное, услышанное, прочувствованное на экскурсии должно вызвать у ребят удивление, восторг, положительные эмоции, желание вернуться ещё раз, поделиться узнанным. Считаю, только в этом случае экскурсия будет иметь должный образовательный и воспитательный эффект. Кроме того, для учеников экскурсия - это дополнительная возможность для дружеского общения в неформальной обстановке, сплачивающего ученический коллектив в команду единомышленников, исследователей.
Я живу и работаю в городе Алматы, поэтому имею великолепную возможность организовывать и проводить разнообразные познавательные экскурсии по следующим тематическим направлениям:
историко-культурное (посещение Центрального Исторического Музея, Мемориала в Парке им. 28 Героев Панфиловцев, Парка Первого Президента, Музея Книги, Монумента Независимости и пр.)
природоведческое (изучение богатейшего материала музея биологии при КАЗГНУ им. Аль-Фараби, Палеонтологического музея при Академии Наук РК‚ Соколиного питомника, Ботанического сада, дендрария, зоопарка и др.)
- эстетическое (просмотр спектаклей в Театре для Детей и юношества им.Н.Сац‚ ГАТОБ им.Абая, экспонатов Музея Казахских Национальных Инструментов, прослушивание классической, фольклорной музыки в филармонии и др.)
- научно-техническое (побывать в музеях геологии, железной дороги, посмотреть авиашоу на аэродроме Байсерке и др).
Во время экскурсий мои ученики не только наблюдают за объектами, слушают внимательно рассказ экскурсовода, но и ведут записи в блокнотах по ходу объяснения, собирают иллюстративный материал (фотографируют) для творческого отчёта.
Очень важно правильное завершение экскурсии, а проще говоря подведение итогов.
Детям могут быть предложены задания, которые развивают:
- изобразительное творчество: создание плакатов, коллективных рисованных фильмов, выпуск стенгазет с фоторепортажами.
- моделирование и конструирование, создание групповых проектов.
Закончить хотелось бы словами А.Франса: «Путешествия учат больше, чем чтобы то ни было, иногда один день, проведённый в новых местах дает больше, чем десять лет жизни дома».
Поэтому в наших силах дать младшему школьнику достаточно «пищи» для ума, наблюдений, размышлений, познания мира.