В данной статье рассказывается о главной человеческой ценности - здоровье.Здоровье - это не только личное, но и общественное дело.Школьное образование предъявляет большие требования к здоровью обучающихся.В соответствии с Законом РФ "Об образовании"здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.Далее анализируется здоровьесберегающие технологии в образовательном и воспитательном процессе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Здоровье-дело не только личное" »
«Здоровье - дело не только личное»
Дьякова С.А., учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области»
« Я введу тебя в мир того, каким тебе надо быть,
чтобы быть Человеком – Умным, Красивым и Здоровым»
Эммануил Кант
Здоровье – это главная человеческая ценность, сохранение и приумножение которой становится первейшей обязанностью человека. Здоровье – дело не только личное, но и общественное. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в воспитательном процессе.
- Какое определение можно дать здоровьесберегающим технологиям?/
Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребёнка, воздействующие на здоровье ребёнка.
- Какова главная задача здоровьесберегающих технологий?
Главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Просто учитель должен работать так, чтобы воспитание и обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Это тем более важно, что по данным Минздрава, в России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% - хронические заболевания. Институт возрастной физиологии РАО выявил, что на здоровье человека оказывают влияние множество факторов, причем эти факторы можно разделить на две большие группы:
а) внешние факторы (за пределами образовательного учреждения):
экология;
семья и микроклимат в ней;
круг общения, вредные привычки;
питание;
здоровый образ жизни.
б) внутренние факторы (в самом образовательном учреждении):
организация учебного процесса, методика организации урока;
организация и реализация воспитательного процесса;
двигательный режим учащихся в урочное и внеурочное время;
создание условий психологического комфорта; (слайд)
организация медицинского обслуживания в образовательном учреждении;
организация питания;
соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Сила влияния школьных факторов риска определяется тем, что они действуют:
комплексно и системно; длительно и непрерывно (10-11 лет ежедневно).
Рациональная организация воспитательного и учебного процесса необходима для предотвращения перегрузок, перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения школьников, сохранения их здоровья.
Наиболее важными показателями рациональной организации учебно-воспитательного процесса являются:
организация занятий кружка, секции на основе принципов здоровьесбережения;
использование на занятиях кружка, секциях здоровьесберегающих технологий.
От правильной организациизанятия, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессевоспитательной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. Существуют правила организации занятия на основе принципов здоровьесбережения.
Правило 1.Правильная организация занятия кружка, секции
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.
Во-вторых, главной целью учителя должно быть научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен.
П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая».
Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Учитель может добиться интереса разными способами: за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более доступным и привлекательным, за счет личностных качеств учителя.
В- третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности – функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того какое из них является доминирующим:
левополушарные люди – для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению;
правополушарные люди – у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение;
равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
аудиальное восприятие;
визуальное восприятие;
кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.
В определении этих характеристик большую помощь может оказать психолог школы.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Экспериментально доказано, что работоспособность у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
При организации занятия выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Данные представлены в таблице.
Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута - 60-40%
35-40 минута – 10%
Практически все исследователи сходятся во мнении, что занятие, организованное на основе принципов здоровьесбережения, не должно приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников. Контролировать и регулировать процесс утомленной работоспособности ребенка должен учитель, так как от успешности решения этой проблемы зависит, насколько успешно будет осуществляться процесс обучения и развития личности ребенка.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, соответствующие основным критериям:
почему и для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
что? – отбор и структура содержания;
как? – оптимальная организация учебного процесса;
с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
кто? – реальный уровень квалификации учителя;
так ли это? – объективные методы оценки результатов обучения.
Использование на занятиях здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся.
Известно, что занятие кружка, секции оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.
Так каким же должно быть занятие кружка, секции, помогающий сохранять и укреплять здоровье школьников?
- Что можно использовать на занятиях кружка, секции для предупреждения утомляемости ?
1.С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются
дидактические игры,
включаются в урок физкультминутки,
вводится искусствоведческий материал, благоприятно воздействующий на эмоциональную сферу школьников,
включаются школьники в групповую и парную работу,
используются эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор,
перевод школьников к новым видам деятельности, которых должно быть в течение урока от 4 до 7;
2. Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока,
необходимо следить за посадкой учащихся;
для учащихся 5-6 классов проводить психофизические физпаузы, зарядку для глаз;
использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества:
свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются
видеоматериалы, так как это способствует развитию дискуссий, стимулирует познавательный интерес учащихся;
обеспечивается индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания и обучения обучения;
обязательность дифференцированных заданий.
Наличие комплекта учебных пособий и карточек, материалов на электронных носителях с уровневыми заданиями.
Учет интенсивности и длительности самостоятельной работы, разработка таблиц оценки трудностизанятий, выделение мотивационных линий занятия.
4. С целью укрепления психологического здоровья школьников важно
добиться благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников , на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;
избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими;
с целью создания ситуации успеха слабоуспевающим школьникам разрешается при ответе пользоваться опорным конспектом, составленным в тетради;
доступность и преемственность информации, использование соответствующих средств наглядности и оптимального количества неизвестных ученикам понятий, установление межпредметных связей.
5. Решая проблему ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, необходимо
соблюдать санитарно-гигиенические требования к организации учебно-воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в помещении кабинета) в соответствии нормами СанПиНа;
обращать особое внимание на сохранность зрения учащихся:
рассаживать детей на своих уроках с учетом состояния их зрения, корректировать освещение в кабинете;
организация динамической перемены после третьего урока, использование подвижных перемен, введение утренней зарядки перед первым уроком.
6. Формируя у учащихся знания о здоровье,
включать в содержание занятия вопросы, связанные со здоровым образом жизни, использовать задания для проведения самоанализа.
Таким образом, решение задачи с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья. А в привитие мотивации к постоянным занятиям физической культурой, должны помогать не только учителя, но и родители, подавая пример детям, участвуя вместе с детьми в спортивной жизни школы, тем самым воспитывая у них привычку к здоровому образу жизни.