Статья Реализация компетентстного подхода ФГОС НОО: педагогические условия и рекомендации.
Статья Реализация компетентстного подхода ФГОС НОО: педагогические условия и рекомендации.
В данной статье автор предлагает рассмотреть вопросы:
1.Что означает компетентностный подход для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования?
2.Чем вызвано появление компетентностного подхода?
3.Какие преимущества он несёт с собой для педагога и для ученика?
4.Что нужно изменить учителям в своей деятельности?
Ключевые слова: компетентностный подход, преимущества компетентстного подхода в образовании, педагогические условия и рекомендации использования компетентстного подхода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья Реализация компетентстного подхода ФГОС НОО: педагогические условия и рекомендации. »
Педагогические условия реализации компетентстного подхода,
обеспечивающие достижение нового качества образования в начальной школе
Кудрин А.Е.,
НОУ ВПО РБИУ
ОШ «7ключей», учитель начальных классов
В данной статье автор предлагает рассмотреть вопросы:
1.Что означает компетентностный подход для учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования?
2.Чем вызвано появление компетентностного подхода?
3.Какие преимущества он несёт с собой для педагога и для ученика?
4.Что нужно изменить учителям в своей деятельности?
Ключевые слова: компетентностный подход, преимущества компетентстного подхода в образовании, педагогические условия и рекомендации использования компетентстного подхода.
Немного теории о понятиях: компетентностный подход, компетенция в современной науке.
В последнее десятилетие происходит значительное преобразование системы российского образования в связи с включением в него компетентностного подхода.
Первые шаги к смене образовательной парадигмы были сделаны в «Стратегии модернизации содержания общего образования»1 и освещены в статьях Л. Н. Боголюбова «Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения»2, В. А. Болотова, В. В. Серикова «Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе»3 и других материалах. Внедрение компетентностного подхода в российское образование обусловлено общеевропейской тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики, когда смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений. Как отмечает А. Н. Афанасьев «… Болонский процесс является сегодня точкой отсчёта интеграции России в Европу»4. Эта интеграция при сохранении национального своеобразия систем образования и культурно-образовательных традиций сопровождается процессами международной конвергенции.
В последнее время происходит резкая переориентация оценка результата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», на понятия «компетенция» и «компетентность». Соответственно культивируется компетентностный подход в образовании, который в современных условиях рассматривается как основной.
Согласно Болонскому процессу предполагается и определённая терминологическая унификация. Таким образом, вводятся такие термины, как компетенция и компетентность. Они являются базовыми для раскрытия сути самого подхода. На мой взгляд, в зависимости от того, как будут определены эти понятия и их соотношение, будет раскрываться и содержание самого компетентностного подхода. Так как данные понятия не имеют определённого всеми принятого толкования, поэтому очень важно при разработке темы внедрения компетентностного подхода в российское образование, прежде рассмотреть понятийный инструментарий, на котором он основывается. Проведённый анализ показал, что есть два варианта толкования соотношения этих понятий: первый – эти понятия отождествляются, второй – дифференцируются. Рассмотрим первый вариант представления их отношений. Данная позиция неразграничения понятий компетенция/компетентность характерна для большинства зарубежных авторов. Она представлена в Глоссарии терминов Европейского фонда образования (ЕФО), где отмечается, что компетентность используется в тех же значениях, что и компетенция, а именно:
1) способность делать что-либо хорошо или эффективно;
2) соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;
3)способность выполнять особые трудовые функции»5. Анализ отечественной научной литературы показывает, что эти два понятия имеют различия в содержании. Е. Петренко предлагает использовать термин «компетенция» для обозначения совокупности знаний, умений, качеств личности и опыта деятельности, а под компетентностью - его личностное отношение к деятельности, мотивы и ценностные ориентации, способности и характеристики личности, т. е. личностные качества. И. С. Сергеев и В. И. Блинов в своей работе6, посвящённой реализации компетентностного подхода, рассматривают компетенцию как особый результат образования, выражающийся в готовности к мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в ситуации неопределённости. Компетентность же трактуется как уровень образованности и/или опытности, достаточный для успешного выполнения той или иной социальной или профессиональной функции. В работах Э. Ф. Зеер, Н. Н. Абакумовой и И. Ю. Малковой компетенция определяется в качестве интегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Компетентность включает в себя как результаты обучения, так и систему ценностных ориентаций, привычек и т. п. Анализируя содержания понятий «компетенция» и «компетентность» Д. А. Иванов говорит о том, что необходимо учитывать перевод английских терминов «competence» и «competent». Первый термин имеет значение «способность, умение». Второй термин переводится как «компетентность» и имеет значения «полноправный, правомочный, установленный, законный». Все значения последнего термина относятся к юридическим выражениям.7 Обращение же к словарю иностранных слов даёт нам следующие толкования: компетентный – 1) обладающий компетенцией; 2) знающий, сведущий в определённой области, а компетенция – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Опираясь на приведённые значения терминов, следует обратиться к истории права. Таким образом, мы имеем то, что компетенцией признавалась область правомочий, заданная в точных границах, а компетентностью – соответствие занимаемого или претендующего месту, вменению.
Следовательно, понятие «компетенция» обозначает то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов), а компетентность – характеристику человека (т.е. обладание компетенцией; человек знающий, сведущий).
Ключевые компетенции для Европы
Британская схема
Голландская схема
Коммуникация
Операция с числами
Информационные технологии
Работа с людьми
Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности
Разрешение проблем
Развитие личных компетенций.
Умение слушать, понимание реакции окружающих, устные презентации
Помощь подчинённым, лидерство, влияние на людей в понимании
Способность учиться
Решение проблем
Личная порядочность, целеустремлённость и порядочность, навыки командной работы, уверенность в себе, рассудительность, …
На сегодняшний день и в России уже появились крупные научно-теоретические и научно-методические работы, в которых анализируются сущность компетентностного подхода и проблемы формирования ключевых компетенций (Л.Ф. Иванова, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской). Разработкой данной проблемы занимаются российские исследователи: П.П. Борисов, Н.С. Веселовская, А.Н. Дахин, И.А. Зимняя, Н.А. Переломова, Т.Б. Табарданова, И.Д. Фрумин, Г.А. Цукерман и др., и зарубежные ученые: Р. Барнетт, Дж. Равен (Великобритания), В. Вестера (Голландия).
Стратегия модернизации образования с 2001 года в РФ также предполагает, что и в основу обновления начального общего образования положены «ключевые компетенции». Во ФГОС НОО8 зафиксирован перечень метапредметных умений. К наиболее важным умениям, с точки зрения авторов Стандарта, относятся:
умение самостоятельно определять цели своего обучения;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решения и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
уметь определять понятия. создавать обобщения, устанавливать аналогии. классифицировать, строить логические заключения, умозаключения, делать выводы;
смысловое чтение;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работатьиндивидуально и в группах.
Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как составляющие основу умения учиться.
Стратегической целью современного образования является повышение качества образования. Качество образования – совокупность образовательных результатов, обеспеченных возможностью самостоятельного решения обучающимися значимых для него проблем (коммуникационных, информационных, познавательных, социальных
Условия достижения нового качества образования
1.Ориентация на результаты образования как системообразующего компонента Стандарта.
2.Разработка учебных материалов и технологий обучения (на базе стандартов нового поколения).
3. Систематическая оценка уровня компетентности учащихся.
4.Мониторинг реальных результатов и долгосрочных проектов образования.
5. Изменение концепций педагогического образования.
6. Самостоятельность школы в принятии решений и реализации стратегии.
Одним из условий повышения качества образования является формирование ключевых компетенций школьника»,
Что значит «быть компетентным?»
«Быть компетентным – означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт». (М.В. Рыжаков)9.
«Компетентность – это способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности для решения актуальных для них проблем». (О.Е. Лебедев)10
Компетенция - отчужденное, наперед заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке учащихся, необходимой для его качественной продуктивной деятельности в определенной сфере. Можно соотнести «академические» знания как формулу «знаю что» и формулу компетентности - «знаю как». «Знаниевый» подход ориентирован на накопление "строительных материалов". В результате мы получим склад таких материалов и кладовщиков, способных отпустить нужные материалы по требованию. "Компетентностный" подход ориентирован на "строительство дома". (О. Е. Лебедев)
Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. (О.Е. Лебедев).
Компетенция - это системное образование в личности младшего школьника, которое включает в себя следующие компоненты:
·когнитивный (знаниевый)- теоретические знания академической области;
·деятельностный - практическое применение знаний в конкретной ситуации
Что касается содержания и уровня компетенций, формируемых у выпускников начальной школы, в настоящее время находится в стадии разработки. Разные учёные выделяют различные классификации ключевых компетенций.
А.В. Хуторской выделяет группы ключевых компетентностей11 (схема1):
Схема1
Что означают эти ключевые компетенции? Характеристика дана в таблице1
Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. От неё зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурная компетенция
Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно - досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени
Учебно-познавательная компетенция
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
Информационная компетенция
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция
Включает знание необходимых языков, способами взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Социально-трудовая компетенция
Означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Компетенция личностного само-
совершенство-вания
Направлена на то, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. Реальным объектом здесь выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.
Педагогические условия построения содержания образования
на основе компетентстного подхода
·проектирование образовательной среды, направленной на формирование у младших школьников системы ключевых компетенций;
·конструирование содержания начального образования на основе системно- деятельностного подхода;
·диагностика процесса формирования ключевых компетенций младшего школьника.
Главная задача начальной школы – создать базовые условия для формирования компетентности, столь необходимой для успеха в разных сферах жизни любого человека. Компетентность подразумевает продуктивное предметное мышление, знания, ценностную и нравственную ориентацию, социальные и поведенческие установки – все, что может быть мобилизовано для эффективного действия.
Быть компетентным, - значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способностей, прежде всего:
• адаптироваться к новым условиям жизни,
• критически оценивать и находить пути решения возникающих проблем,
• анализировать ситуацию,
• адекватно изменять свою деятельность,
• уметь владеть средствами коммуникации,
• добывать информацию и эффективно использовать ее.
Задача учителя – использовать принципы компетентностного подхода в учебном процессе и во внеклассной деятельности. В начальной школе идеи компетентностного подхода реализуются в первую очередь через содержание образования: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. В начальной школе формируется не собственно компетентность, а самостоятельность в решении проблем, условием которой является превращение предметного способа действия (в т. ч. знаний, умений и навыков) в средства разрешения проблем.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Таблица2
Традиционный подход
Компетентностный подход
Цель обучения:
Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования
Цель обучения:
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Формула результата образования
«Знаю, что»
Формула результата образования
«Знаю, как»
Характер образовательного процесса
Репродуктивный
Характер образовательного процесса
Продуктивный
Доминирующий компонент процесса
Контроль
Доминирующий компонент процесса
Практика и самостоятельная работа
Характер контрольных процессов
Статистические методы оценки учебных достижений
Характер контрольных процессов
Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)
Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идёт не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то как помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками, решением ситуативных задач.
Предлагаю алгоритм такого вида занятия. Он представлен в таблице 3.
Алгоритм построения учебного занятия
в системе компетентностного образования
Таблица3
№
Этап занятия
Содержание
1
целеполагание
место учебного занятия, цели и основные задачи
2
проектирование и его компетентная интерпретация
Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования).
Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
3
выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.
Разделение содержания учебного занятия на составляющие компетенции:
теория – понятия, процессы, формулы, личности, факты и т.п.;
практика – умения и навыки, отрабатываемые при изучении данной темы, практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям;
воспитание – нравственные ценности, категории, оценки, формирование которых возможно на основе материала данной темы.
Установление связей внутри содержания (этапы формирования компетенции, определение логики нового содержания образования).
Прогнозирование форм предъявления этапов, при которых формируются компетенции, и результатов их происхождения.
4
подбор методов и форм обучения
какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности?
5
заключительный
учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также для процедур анализа и коррекции.
Организация образовательного процесса на начальной ступени в нашей школы строится на основе УМК «Перспективная начальная школа».
Содержание учебников соответствует требованиям государственного стандарта. Оно взаимосвязано и построено в единой концепции, реализуются единые психологические принципы, единый подход к отбору образовательных технологий деятельностного типа (проблемно-диалогическая технология, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания), решающий проблему разноуровнего обучения.
Компетентностный подход в школьном образовании - новое явление, но уже сейчас существует возможность использовать его элементы, в частности особую организацию познавательной деятельности учащихся, поисковые методы обучения, современные технологии, направленные на раскрытие и включение в учебный процесс личностного опыта учащихся.
Образовательная программа начальной школы уже сейчас позволяет формировать ключевые компетентности средствами учебных заданий. В содержании учебных предметов заложена проектная и экскурсионная деятельность как технологии компетентностного подхода. Учителя используют компетентностные формы обучения младших школьников (индивидуальные, парные, групповые и коллективные в различных сочетаниях), предпочтение отдаётся поисковым методам обучения, осуществляется оценивание образовательных достижений (технология портфолио). Содержание учебных предметов предоставляют возможности формировать функционально грамотную личность, способную использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В компетентностном обучении учебным заданиям отводится важная роль, т.к. каждое из них должно развивать одно или несколько ключевых умений, без которых невозможно получить результат.
С первого класса учителя включают в свои уроки задания компетентностного характера: задания, предполагающие от ученика способности к творческой деятельности, задания, требующие применения знаний в незнакомой ситуации, задания с элементами поисковой и исследовательской деятельности, многооперационные задания.
Использование различных источников: книги, газеты, журналы, энциклопедии
Коммуникативные
Устная презентация своей задачи
Социально- трудовые компетенции
Определение вида задачи: геометрический материал, купля-продажа,…
Личностного
само-совершенствования
Создание сборника задач,
конкурс ученических задач
Продуктивные задания.
1. Преврати, если возможно, записи Маши в верные равенства и неравенства.
1**6 14 * 1* *
12 ** 1* = *3 *0 = **
2. Продолжи ряд чисел: 410, 515, 620. Подсказка: решений больше, чем одно.
3. Попытайся решить уравнение.
37 - х = 50
Если уравнение не имеет решений, постарайся выполнить такое измение, чтобы его можно было решить. Постарайся найти больше одного варианта изменений.
Коммуникативная компетентность в большей мере формируется в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, но представлена в учебниках всех дисциплин начальной школы и достаточно широко. Она формируется по разному:
- Назови …, расскажи, объясни…, придумай…, постарайся быстро назвать…, пользуйся словами … (предлагаются опорные слова) и т. д.
Начиная с первого класса у младших школьников формируются задатки компетентности, которая носит характер оценивания собственных возможностей и самооценки после выполнения задания:
- Сможешь ли ты выполнить …, назвать …, начертить …, нарисовать …? проверь себя. Сравни свой ответ с ответами других ребят.
Задание на развитие оценочных умений.
Ученикам выдаётся 3 листа с верно и неверно решенными математическими выражениями. В равенствах специально сделано пять ошибок, часто встречающихся у одноклассников. Например, для первоклассников могут быть такие ошибки: на «единицу», на замену знака действия, на замену действия вычитания действием сложения при вычитании «второй» части вычитаемого в случаях вычитания с переходом через разряд. К каждому листу последовательно даются следующие инструкции:
1 лист: Найди и исправь ошибки.
2 лист: В решенных выражениях допущено 5 ошибок, найди и исправь их.
3 лист: В решенных выражениях допущено 10 ошибок. Найди и исправь их.
В данном задании проявляется формирование контролирующих и оценочных умений в выявлении и исправлении ошибок, а также в выявлении нарушения инструкции и её переоценке.
Данные примеры свидетельствуют о том, что перспектива развития коммуникативной деятельности учащихся- это важное направление в деятельности учителя.
Компетентностный подход в образовании.
Таблица5
Что даёт компетентностный подход?
Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает,
Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем,
Подготовку учащихся к успеху в жизни,
Повышает степень мотивации учения,
Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни
·Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.
·Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.
·Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.
·Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.
·В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».
·Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.
·Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.
·Видеть пробелы не только в знаниях, но и в жизни.
·Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям.
·Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.
·Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники.
·Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся.
Компетентностный подход в обучении повышает мотивацию учащихся, поэтому не нужно:
Считать себя единственным и главным источником знаний.
Передавать свой опыт жизни и воспитания.
Утверждать о раз и навсегда заданных способах «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем.
Основные составляющие деятельности педагога, направленные на организацию работы по формированию ключевых компетенций
Возможные действия педагога:
1.Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
2.Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся по достижению поставленных целей.
3.Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
4.Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.
5.Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
6.Создавать разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
7. Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
8.Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы.
9. Учить задавать вопросы и высказывать предположения.
10.Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. 11.Доводит до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы. 12.Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям. 13.Учить работать в группе, понимать конечный результат совместной деятельности, выполняя свою часть работы. 14.Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат. 15.Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы. 16.Показывать учащимся как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое. 17.Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними. 18.Демонстрировать ученикам, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею», или «не понимаю» не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к «знанию, умению и пониманию».
Как развиваются информационные компетенции в нашей школе? С первого класса преподаётся информатика как отдельный урок один раз в неделю. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Необходимо направить деятельность учеников в нужное и полезное для них русло. Наша задача совершить значительную поправку в сознании ребенка, переведя компьютер из игровой приставки в помощники. Компьютер может быть средством в поиске информации, тренажёром, репетитором. Многие учителя начальной школы проводят уроки по предметам начальной школы с компьютерной поддержкой и использованием медиапроекторов.
Реализация учебно-познавательной компетенции не вызывает особых трудностей, так как для её становления способствуют различные практические приёмы организации работы учеников. Одним из способов реализации данной компетенции является проведение проверочных работ в форме теста. Целесообразность данной работы с точки зрения компетентностого подхода заключается в том, что в ходе работы ученики приобретают метапредметные умения и навыки.
Не менее важно формировать у учащихся компетентность в решении проблем, т.е. способность ставить и решить определённые типы рациональных задач. На это направлена проектная деятельность. Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Проектная деятельность приучает детей работать с книгой, энциклопедиями, дополнительным материалом, что в наше время очень важно. В результате такой работы дети учатся работать с научным материалом, учатся правильно оформлять и представлять свою работу. Готовый материал мы вместе оформляем. Для активизации интереса учащихся к различным сферам знаний и, несмотря на юный возраст, младшие школьники активно участвуют в работе ежегодной проектной конференции. В 1 классе это была тема «Игры наших родителей», во 2 классе- картотека «Много новостей про коней и лошадей».
Занятия проектной и исследовательской деятельностью, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности школьников, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность, определяют социальную позицию ребёнка (деловые возможности, навыки сотрудничеств). Все работы детей имеют практическую ценность - являются полезным материалом для уроков, предметных недель, становятся прекрасными экспозициями и украшениями класса, городских выставок, носят научную информацию.
Остановлюсь ещё на одной ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью. За период обучения с 1-4 класс учащиеся приобретают начально - технические знания; умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов; навыки самообслуживания.
Психология младшего школьника такова, что она требует быстрого результата собственной деятельности. Учителя должны дать ученикам более близкие и понятные им мотивы. Такими мотивами для младших школьников является похвала, общественное признание, желание быть на виду. Поэтому основа нашей образовательной и воспитательной программы – это максимальное сближение образовательных и воспитательных задач. В программе школы – большое количество различных конкурсов:
- участие в совместных конкурсах (проектных неделях) РБИУ ;
- коллективные интеллектуальные игры «Креатив – бой»12.
А, кроме того: различные конкурсы рисунков, прикладных работ, газет, конкурсов в предметные недели, множество спортивных соревнований. Накануне праздника Великой Победы к нам в гости приходят ветераны войны, общаются с детьми, ребята дарят им подарки, проходит торжественный митинг и возложение цветов на Бульваре Славы.
Все эти мероприятия были организованы с целью:
активизации творческой деятельности, развитие индивидуальных способностей учащихся;
развития умение детей мыслить и выражать свои мысли;
метод проекта в начальной школе позволяет наиболее широко охватить все виды деятельности учащихся, так как включает в себя познавательную, игровую и творческую деятельность, задействуя все аспекты жизни детей в школе и дома;
необходимости учащихся делиться новыми впечатлениями для развития речи и воображения;
аргументации своих идей, правильного построения сообщения, умение работать в группе.
Таким образом, учебный материал создаёт широкие возможности для формирования ключевых компетентностей младших школьников. В процессе выполнения приведенных выше заданий формируются ключевые компетенции младших школьников, зачастую не одна, а две или даже три, причем подобные задания направлены на формирование интеллектуальной компетентности, которая выражается в умениях осуществлять сравнение, анализ через синтез, классификацию, обобщение, выявление закономерностей, преобразование информации средствами моделирования.
Выпускник начальной школы – это личность, которая обладает определенным уровнем ценностно-ориентационной, учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, общекультурной компетентности; он готов решать проблемы, актуальные для его этапа возрастного развития; способен к успешной адаптации в образовательных учреждениях города (общеобразовательные школы, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования); ориентирован на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование.
Список используемой литературы
Афанасьев А. Н. Болонский процесс в Германии//Высшее образование сегодня. №5.2003
Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. №9.2002.
Болотов, В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. №10.2003.
Введение метода проектов в образовательный процесс http://nschool.fatal.ru/doc/proj/metod/met1.html
Гин А., Кавтрев А.
Креатив-бой: как его провести. Методическое пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования.
Издательство: Вита-Пресс, 2012.
Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М. 2007.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.1-3.
Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 4. - С. 20.
Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ. 2007.
Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./М.: Просвещение, 2011.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.-№5.
1 Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
2 Боголюбов Л. Н. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения//Преподавание истории и обществознания в школе. №9.2002.
3 Болотов, В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе//Педагогика. №10.2003.
4 Афанасьев А. Н. Болонский процесс в Германии//Высшее образование сегодня. №5.2003
5 Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. ЕФО, 1997.
6 Сергеев И. С., Блинов В. И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. – М.: АРКТИ. 2007.
7 Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М. 2007.
8 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования:текст с изм и доп. На 2011г./М.: Просвещение, 2011.
9 Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 4. - С. 20.
10 Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании
// Школьные технологии. – 2004. – № 5. – С.1-3.
11 Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования //Народное образование.- 2003.-№5.
12
А.. Гин, А.Ф. КавтревКреатив-бой: как его провести. Методическое пособие для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования