Статья: "Работа по формированию гражданско-патриотических ценностей у обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности."
Статья: "Работа по формированию гражданско-патриотических ценностей у обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности."
В статье представлен педагогический опыт учителя начальных классов Шпинь Марии Александровны по формированию гражданско-патриотических ценностей у обучающихся начальных классов. Педагогу необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы в нём взаимодействовали и тесно сотрудничали три составляющие: семья, урочный компонент и внеурочная деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья: "Работа по формированию гражданско-патриотических ценностей у обучающихся начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности." »
Работа по формированию гражданско-патриотических ценностей у обучающихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности.
«Величие народа не измеряется его численностью;
единственной мерой служит его умственное
развитиеи его нравственный уровень»
В. Гюго
Мы живём в современном мире, в котором рождаются и растут современные дети. Порой можно заметить, что у многих из них материальные ценности преобладают над духовными. Красота и богатство доминирует над содержанием. Поэтому тема духовно-нравственного воспитания школьника является актуальной как никогда.
Процесс формирования базовых ценностей гражданско-патриотической направленности невозможно поместить в рамки одного года обучения и отдельного учебного предмета. Работа с обучающимися в этом направлении пронизывает весь учебный процесс, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника.
Ежегодно мы – классные руководители планируем работу с обучающимися по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию. И каждый год мы ищем и находим новые формы проведения уроков, классных часов, внеклассных мероприятий. Неизменными остаются направления работы:
привитие любви к родному краю;
воспитание преданности Родине;
формирование уважения к труду;
формирование уважения к боевому прошлому Родины;
воспитание гуманного отношения к окружающим людям;
формирование гражданской позиции.
Педагогу необходимо организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы в нём взаимодействовали и тесно сотрудничали три составляющие:
семья;
урочный компонент;
внеурочная деятельность.
Семья считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Задача классного руководителя, используя активные формы взаимодействия, вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс:
родительское собрание – основная форма работы с родителями;
общая коллективная деятельность (исследовательская, проектная, внеурочная);
круглые столы с привлечением социального педагога, органов правопорядка.
Такое целенаправленное сотрудничество с семьёй даёт свои результаты: уже к третьему году обучения заметно увеличивается количество обучающихся, участвующих и побеждающих в конкурсах патриотической и духовно- нравственной направленности. Взрослые с неподдельным интересом откликаются и стараются принимать участие во многих внеклассных мероприятиях. В первую очередь это традиционные праздники: «День знаний», «День Матери», «Масленица», колядки, «Новый Год», «День Победы» и т.д.
В этом году совместно с родителями был составлен план мероприятий, посвящённых празднованию 70-летия победы над фашизмом. А результатом этой общей деятельности стала презентация проекта « Книга нашей памяти». В неё вошли разделы:
великие полководцы и маршалы ВОВ;
« Нет в России семьи такой…»;
письмо в 1941год;
места боевой славы
фотографии и рисунки обучающихся.
Несомненно, большую роль в формировании гражданско-патриотических ценностей обучающихся играет грамотное использование педагогом урочного компонента. Эффективно работать в этом направлении мне помогает УМК «Начальная инновационная школа», одной из задач которого является развитие и воспитание личности младшего школьника путем освоения им духовных, нравственных, гражданских, патриотических, трудовых, экологических и эстетических ценностей.
Начиная с первого класса, в курсах окружающий мир, русский язык, литературное чтение красной нитью проходит тема « Моя семья, мой край, моя Родина». На каждом уроке в начальной школе мы учим детей любить свой край, любоваться его многогранной красотой, акцентируя внимание на то, что её сохранение и преумножение напрямую зависит от нас самих.
В курсе литературное чтение очень грамотно составлены разделы и подобраны произведения. Практически каждый урок направлен на формирование у обучающихся чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Строение курса даёт возможность учителю поэтапно выстроить образ горячо любящего свою родину человека, защитника Земли русской.
В первом классе тема гражданственности и патриотизма широко раскрывается в разделе «Я и моя страна», во втором классе работа в этом направлении осуществляется в разделе «Наше Отечество». В третьем классе цикл таких произведений представлен в разделе «Славные страницы российской истории». Зная какой ценой заплатил наш народ за мирное небо над головой, тема гражданственности и патриотизма без сомнения актуальна и значима.
Особое внимание гражданско-патриотическим ориентирам на третьем году обучения мы уделяем на учебном предмете регионального компонента « Азбука Смоленского края». Основная цель данного учебного пособия — привитие любви к малой Родине через знакомство младших школьников с природно-географическим богатством и культурно-историческим наследием Смоленского края.
Учебно-воспитательный процесс нельзя представить без вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность, одним из направлений которой и является тема гражданственности и патриотизма. Формы проведения внеклассных мероприятий различны и носят чаще активный и массовый характер: классные часы с применением игровых технологий;
участие в научно-практических конференциях;
встречи с ветеранами;
возложение цветов;
линейка памяти;
фольклорные праздники;
экскурсии в краеведческий музей;
экскурсионные поездки;
создание видеотеки и просмотр патриотических фильмов;
мероприятия с привлечением органов правопорядка;
Особое внимание классный руководитель и обучающиеся уделяют участию в ежегодной общероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра», которая проводится повсеместно в нашей стране, а также участию в проекте « Бессмертный полк».
Возвращаясь к эффективности работы над формированием гражданско-патриотических ценностей,ещё раз хочется подчеркнуть её системный характер и одновременную, взаимосвязанную работу всех её элементов. Результаты такой целенаправленной работы могут быть разными, но все они, несомненно, будут со знаком « плюс». Наши школьники очень гордятся своими маленькими достижениями, особенно победой в конкурсе военно-патриотической песни. Пусть пока школьного этапа. Но если грамотно, использовать потенциал всех элементов, составляющих систему работы по формированию гражданско-патриотических ценностей можно добиться гораздо большего, и это большее наша следующая, но не конечная цель.
Пройдут года, десятилетия, но я верю, что высшим проявлением качеств личности были, есть и останутся высокий уровень сформированности духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей.