Данный дидактический материал, собранный и использованный мной, отражает работу речевого и коммуникативного развития младшего школьника через упражнения над выразительностью речи.
Выразительной называется такая речь, которая способна поддержать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи на адресата.
Выразительность формируется единицами всех ярусов языковой системы. При изменении целей общения для создания этого качества используются языковые средства.
В первую очередь, я выделила невербальные речевые умения, цель которых – коррекция средств невербального общения: позы, жестов, мимики, взглядов, тембра, темпа, тона, дикции, интонации..
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья"Работа над выразительностью речи" »
Работа над выразительностью речи
Данный дидактический материал, собранный и использованный мной, отражает работу речевого и коммуникативного развития младшего школьника через упражнения над выразительностью речи. Выразительной называется такая речь, которая способна поддержать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность воздействия речи на адресата. Выразительность формируется единицами всех ярусов языковой системы. При изменении целей общения для создания этого качества используются языковые средства. В первую очередь, я выделила невербальные речевые умения, цель которых – коррекция средств невербального общения: позы, жестов, мимики, взглядов, тембра, темпа, тона, дикции, интонации. Эти умения развиваю через устную, индивидуальную речь учащихся. Для этого использую ролевые игры, диалоги, инсценировки и т.д. Этим самим вырабатывается выразительность речи. Например: ролевая игра «Мимика и жесты», где ученики должны произнести слово, фразу, скороговорку с разной эмоциональной окраской, сопровождая их разными жестами и мимикой. Вы восхищаетесь, представляя следующие ситуации: вам преподнесли подарок, выразите свое удовольствие; вы на берегу реки, вы очень рады, что попали сюда, выразите свою радость; вы видите котенка, он очень милый и вызывает к себе чувство нежности, выразите это чувство. В развитии навыков выразительного чтения у учащихся большое значение имеют упражнения в чтении различного по жанру и содержанию литературного материала, особенно же прямой и диалогической речи, отличающейся богатством разговорных интонаций. С этой целью даю диалоги. Содержанием диалогов является детский фольклор. Небольшие сценки, песенки, шутки, насыщенные метким юмором, свойственным характеру русского народа. «Веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражения» - так определяет А.С. Пушкин основные качества народного творчества. Чтение диалогов обычно проходит оживленно, с большим интересом. Чтение диалогов в течении года несколько раз повторяем, однако внимание к ним не ослабевает. Наоборот, соревнуясь друг с другом на лучшее выразительное чтение, ученики особенно внимательно относятся к чтению своих друзей. Воздействуя на чувства и воображения, диалоги побуждают учеников к самостоятельному творчеству, составлению своих диалогов.