Статья"Проблемы обучения грамоте в начальном образовании"
Статья"Проблемы обучения грамоте в начальном образовании"
Обучение грамоте в начальном образовании занимает значительное место в обучении всего процесса.Существует множество проблем для развития у детей навыков письма,фонематического слуха.Но очень важно вовремя выявить эти проблемы(пробелы)и прийти к действенным решениям.Разработать четкую методику для решения данной проблемы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья"Проблемы обучения грамоте в начальном образовании" »
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.
Подготовила статью
учитель начальных классов г.Астаны,
гимназии №5
Шаповалова Н.Т.
Обучение грамоте, как учебный предмет, занимает особое место в начальном обучении, так как направлен на формирование функциональной грамотности детей младшего школьного возраста.
Обучение грамотному письму – труднейшая задача, с которой из года в год пытаются справиться педагоги. Какие бы инновационные подходы ни внедрялись в школе, к сожалению, до сих пор никто не придумал простого способа, эффективно и гарантированно позволяющего научить детей грамотно писать. Современным школьникам, живущим в чрезвычайно агрессивной и постоянно меняющейся языковой среде, основы грамматики русского языка даются с большим трудом, нежели детям, постигшим эти азы десять-двадцать лет назад. Слова, с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются практически на каждом уроке. Число таких слов постепенно возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительного объема.
Использование пособия-тренажера в качестве дидактического материала для учащихся позволяет осуществить следующее:
индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
сохранять нервно-психическое здоровье детей;
повысить качество обучения.
Необходимым условием формирования полноценного, прочного орфографического навыка является развитие орфографического анализа.
Орфографический анализ слова – это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать, в какой позиции он стоит: в сильной или слабой.
Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев обнаружить орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Поэтому необходимо развивать у младших школьников орфографическую зоркость.
Чтобы найти орфограмму (написание, требующее проверки), необходимо воспринять слово и осознать в нем «опасное» место.
Звуки в сильных позициях передаются на письме однозначно - это графические написания. Орфографические написания связываются с возможностью выбора букв на месте звуков в слабых позициях.
Что должен делать ребенок? А для этого он должен выполнить орфографическое действие. Орфографическое действие-это построение буквенной модели слова, отвечающей нормам русского языка. Из каких же этапов складывается это действие?
Самое главное – ребенок должен «видеть» эту орфограмму, а для этого необходимо знание признаков сильных и слабых позиций звуков. Способность выделять в «опасные с ошибками» места – умение оценивать возможность обозначать звуки буквами. Не нужно лишать ребенка этого шага орфографического действия.
Второй шаг - «определяю, в какой части слова находится орфограмма» (ребенок должен знать состав слова).
Третий шаг - «проверяю слабую позицию способом изменения слова или подбора слова с той же морфемой в сильной позиции».
Четвертый шаг - «действую по закону русского письма, то есть обозначаю, звук в слабой позиции по звуку в сильной позиции в той же части слова». Таким образом, орфографическое действие в целом – это умение осознанно ставить перед собой в процессе письма орфографические задачи, находить адекватные способы их решения, осуществлять эффективный контроль и оценку письма с точки зрения соответствия орфографическим нормам.
На уроках русского языка рекомендуется работать не только со словарями, которые предназначены для младших школьников, но и вести собственные словарики, в которые дети записывают словарные слова по мере их изучения.