kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме: "Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования младших школьников в учебно-воспитательном процессе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Методы поощрения и наказания детей младшего школьного возраста играют огромное значение. Каждому, кто занимается воспитанием детей, в своей практике приходилось прибегать как к методам поощрения, так и к методам наказания. С помощью которых взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка.           

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме: "Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования младших школьников в учебно-воспитательном процессе"»

Поощрение и наказание как методы педагогического стимулирования младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Методы поощрения и наказания детей младшего школьного возраста играют огромное значение. Каждому, кто занимается воспитанием детей, в своей практике приходилось прибегать как к методам поощрения, так и к методам наказания. С помощью которых взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенка. Современные педагоги придерживаются разных взглядов на поощрение и наказание младших школьников. Ш. А. Амонашвили считает, что нужно поощрять, а наказывать не нужно совсем. А. С. Макаренко считал, что нужно чаще поощрять, а наказывать изредка, только если это необходимо. А есть и такие, кто убежден, что только наказание приводит к желаемым результатам. А в свое время К. Д. Ушинский утверждал, что истинное воспитание – это воспитание без каких бы то ни было поощрений и наказаний вообще. Интересные мысли о важности применения поощрения и наказания в воспитании и обучении детей в отечественной и зарубежной педагогике высказывали Л.Ю. Гордин, А. Дистервег, Дж. Дьюи, М.Ф. Квинтилиан, Э. Кей, Я.А. Коменский, Т.А. Куликова, Дж. Локк, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д.Ушинский, В.И. Фармаковский и другие.  Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе. В. Н. Худяков определяет наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. Таким образом, наказание преследует благую цель – приучает к рефлексии, к самоанализу, приучает отвечать за свои поступки. Поощрение (если оно применено правильно) дает более эффективный результат, чем наказание. Вызывая положительные эмоции, оно способствует формированию позитивных качеств личности, таких как, чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности, т. д. Таким образом, поощрение: во-первых - это средство регуляции поведения со стороны окружающих ребенка людей; во-вторых - подкрепление необходимых нравственных действий. Однако, при неумелой организации воспитания, поощрение не всегда дает положительный результат. Чрезмерное заласкивание, захваливание порождают самодовольство, тщеславие, эгоизм. Для того, чтобы методы поощрения и наказания достигали педагогического воздействия педагогам необходимо соблюдать некоторые принципы и индивидуальные и возрастные особенности ребенка. Наказывая младшего школьника, достаточно очень умеренного по форме наказания, например в виде замечания. Поощрять же нужно как можно чаще, т. к. в этом возрасте важен даже малейший намек на одобрение, это усиливает мотивацию. Чем взрослее ребенок, тем больше в общении с ним подходит форма дружеского совета, рекомендации. Применяя методы поощрения и наказания, педагоги должны учитывать индивидуальные особенности ребенка (особенности нервной системы, темперамент, характер, отношение к людям, к самому себе (самооценка, уровень притязательности), волевые качества, привязанности, интересы и многое другое). Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев, В. Л. Леви изучая наказание как стимулирующий метод, предлагают нам следующие принципы его использования:

  1. Наказание действенно, когда оно понятно ребенку и он считает его справедливым.

  2. Если ребенок провинился, его можно наказать только один раз.

  3. Употребляя наказание, нельзя оскорблять ребенка.

  4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.

  5. Основа для применения наказания – конфликтная ситуация.

  6. Не наказывайте, если нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

  7. Не допускайте превращения наказания в орудие мести.

  8. Наказание требует педагогического такта, поэтому оно используется в комплексе с другими методами воспитания.

  9. Наказание не должно вредить здоровью ребенка – ни физическому, ни моральному. Если ребенок болен – воздержитесь от наказания.

  10. Каким бы то не было наказание, ребенок не должен его бояться. Но не наказания он должен бояться не гнева, а вашего огорчения. Используя метод поощрения необходимо придерживаться следующих принципов:

1.Учет мотива действия - поощряя, педагоги должны стремиться, чтобы поведение учащегося мотивировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеждениями, нравственными мотивами 2. Поощрение требует личностного подхода. Поощрения заслуживают не только ребята, добившиеся определенного успеха или результата, но и те, кто проявлял высокие нравственные качества - трудолюбие, ответственность, отзывчивость, помогая другим, хотя и не добился выдающихся личных успехов. 3. Выбирая поощрения, важно найти меру. 4. При использовании поощрения необходимо учитывать тот факт, что выделение одного из школьников (или группы школьников) из общей массы, может привести к противопоставлению их всем остальным членам коллектива, а так же к расслоению учащихся на группы "лучших" и "худших", и как следствие может возникнуть личная неприязнь или разгореться конфликт. 5. Пожалуй, главное в современном школьном воспитании - соблюдать справедливость. То есть поощрение должно начинаться с ответа на вопросы - кому, сколько и за что.

Таким образом, методы поощрения и наказания являются необходимым условием стимулирования младших школьников в процессе обучения.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриева Ольга Сергеевна

Дата: 22.11.2015

Номер свидетельства: 256613


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства