Особенности подготовки ребенка к школе. Конечно, важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Психологи делят готовность к школе на три вида: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья по теме:"Подготовка ребенка к школе" »
Учитель
высшей квалификационной категории
Тихонова Л.Ю.
Подготовка к школе
Вашему сыну или дочери исполнилось 6 лет. Семи лет по закону о всеобщем образовании ребенок поступает в первый класс школы. Перед вами встает вопрос, как подготовить ребенка к школе, когда начать такую подготовку, чтобы ему не был трудным переход от детского сада к школе.
Вы, конечно, заметили, что в этом возрасте у ребенка появляются новые интересы и запросы: он все чаще просит вас рассказать сказку, почитать книгу, задает вопросы: «Что тут написано?» «Какая это буква?» «Как пишется мое имя?» Часто неожиданно для вас он пишет на бумаге, на песке буквы, цифры. Зная несколько букв, он пытается читать и писать отдельные слова. Приобретение новых знаний, получение удовлетворительного ответа на каждое из ста тысяч «Почему?» «Как?» «Зачем?» поднимает ребенка на новую ступень, с которой открываются новые возможности и новые, требующие ответа вопросы.
Школьные программы ориентированы на некую модель ученика. Такой идеальный (абстрактный) ученик полностью соответствует программе, так же, как и она ему. Он с удовольствием слушает объяснение учителя, понимает их содержание и самостоятельно справляется с классными и домашними заданиями. Его «пропускная способность» соответствует количеству получаемой информации.
Реальный ученик может не успевать за учителем и не справляться с программой. Тогда его стимулируют: повторные объяснения, дополнительные примеры, увеличение продолжительности занятий и более суровые меры принудительного характера призваны повысить производительность ребенка. Иногда мы получаем желаемый результат в форме более-менее удовлетворительных оценок, а у ученика исчезает внутренняя мотивация, пропадает желание учиться. Радость превращается в тоску; ребенок испытывает чувство потери, ощущает свою изоляцию, одиночество – внешне это проявляется в раздражительности, озабоченности, апатии.
Ученик будет себя комфортно и испытывать удовольствие от учебы только тогда, когда соотношение предлагаемых ему вопросов, требующих осознанных первоначальных решений, будет соответствовать его возможностям, его способностям на данный момент.
Поэтому вопрос, отдавать ли ребенка в школу в «неполные семь лет» или подождать еще годик – далеко не праздный. Тут все зависит от подготовленности ребенка к школе.
Первый класс – серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Незнакомая школьная среда очень скоро предъявит новому ученику свои требования, и, если ребенок на все новшества будет реагировать неадекватно – испытывать страх или неуправляемый гнев, ему придется нелегко.
Что же входит в понятие подготовленный ребенок?
Тут наблюдаются крайности. Родители, особенно молодые, имеющие, образно говоря, на одного ребенка два высших образования, начинают так усердно готовить свое чадо в школу, что когда наступает 1 сентября, ребенок не испытывает радости и ожидания, им овладевает отвращение к своеобразным урокам в миниатюре, которые проводились дома, ко всем этим скучным палочкам и крючочкам, которые мама заставляла писать. И даже ставила за них оценки.
Родителям порою кажется, что если научить ребенка считать до 1000, писать буквы и складывать слоги, то подготовка к школе выполнена.
Так ли это? Не отрицая важности умения читать, считать, держать карандаш, ручку в руке, мы все-таки говорим, что это далеко не все. Более того, это не самое важное. Умение читать – это не показатель успешности в учебе. Он умеет складывать слова, но не умеет выражать мысли. Легче построить новое, чем перестраивать.
А что важнее? Что надо сделать в первую очередь? за чем проследить?
Прежде всего, воспитать здорового, крепкого, закаленного ребенка. Очень неутешительные выводы делают врачи после первого глубокого осмотра первоклассников: у части детей плохое зрение и плохой слух, и это обнаруживается только на восьмом году жизни; часть детей подвержена быстрой утомляемости, имеет бледный цвет лица, обладает плохим аппетитом. Все это приводит детей к неуравновешенности, нервозности, легкой возбудимости, неумению контролировать свои поступки и действия, что почти сразу сказывается на учебе. И естественно, на настроении родителей.
Положение усугубляется тем, что исправить его сразу не удается. На это требуется немало времени, усилий и настойчивости со стороны родителей. Поэтому нам надо помнить, что школьные пятерки и четверки, успехи нашей детворы в учении и хорошее настроение зарождается задолго до первого школьного звонка. Зарождаются в самых обычных будничных заботах о том, чтобы манная каша съедалась без капризов, чтобы ребенок побольше двигался на воздухе, чтобы его окружала дома деловая, спокойная атмосфера семьи, способствующая формированию доброго, спокойного нрава.
Только физически крепкие дети в состоянии справиться с нагрузкой в школе не в ущерб своему здоровью.
В понятие «подготовить ребенка к школе» входит еще одна важная забота– забота об общем умственном развитии дошкольника, ибо школа сразу же, в первый же день занятий предъявит свои требования к его памяти, к уровню мышления, к речи. Внимание к общему развитию ребенка намного важнее внимания родителей к букве алфавита, к умению считать до 1000, читать.
Период «почемучек». Вот отсюда начинается наше активное обязательное участие в умственном развитии детей. Как важно не отмахиваться от этих детских «почему?» несмотря на занятость. Ибо за сегодняшним нашим молчанием в ответ на их тысячу вопросов в день возникает завтрашняя пустота в их общем развитии. Очень важны минуты общения с детьми, как важно толково и интересно объяснить, почему сорвался провод, почему дождь называется косым, объяснить тогда, когда этот вопрос возник. Как важно обратить внимание ребенка на красоту притихшего леса, на прелесть русских березок, видеть красоту во всякое время года.
Многое принесут дети в школу из своего детства, многое шагнет в их жизнь впервые из папиных и маминых уст и запомнится на всю жизнь порою гораздо ярче и прочнее, чем то, что они будут получать на уроке.
Итак, нужно разговаривать с детьми, не оставлять без внимания их вопросы, таким образом, расширяя их представления об окружающем мире.
А когда ваш ребенок сядет за парту, ему будет интересно на уроке. Интересно потому, что ему нравиться узнавать. Интересно потому, что он активно участвует в процессе обучения, так как вслед за вопросом учителя в его сознании возникает очень много картин, образов, представлений об окружающем мире, которые он приобрел до школы. Ему интересно все это теперь доставать из кладовых памяти и радостно улавливать взаимосвязь полученного на уроке с тем, что ему уже известно.
Школа на второй день учебы предъявит свои требования к памяти ребенка и к его мышлению и родителям необходимо обратить внимание на эти два важнейших момента в подготовке детей к школе.
Учительница написала на доске первые буквы и цифры. Чтобы запомнить их начертание, нужно усилие. Необходима уже известная память. А сколько всяких требований, правил, просьб, настоятельных советов учителя обрушивается на первоклассника уже в первые дни занятий. То принести для уроков труда цветную бумагу (зеленую или красную), то счетные палочки, не забыть форму, нарисовать картинку. А ведь первоклассники не ведут дневников. Они запоминают все это в определенной последовательности. И если внимание у ребенка не будет развито до школы и хоть мало-мальски не натренирована память, то плохо малышу будет в школе. Он вечно что-то путает, о чем-то важном забывает, получает замечания учителя, волнуется, даже плачет. Школа не приносит ему радости, гаснет желание учиться.
А ведь родителям совсем не трудно ему помочь – только надо обратить внимание на это вовремя. Идете по улице. Посчитайте автобусы, сколько мальчиков и девочек встретилось. Другой вид игры: на стол положить 10-11 предметов, дать возможность ребенку внимательно на них посмотреть, запомнить, проговорить вслух название. А потом, когда он отвернется, быстро убрать со стола 1-2 предмета и предложить ребенку сказать, каких предметов не хватает. Эта веселая интересная игра очень развивает внимание, и дети ее очень любят. А такой литературы сейчас очень много в продаже.
Несколько слов о развитии памяти. Мы часто слышим: «У него хорошая память» или, увы, «Память плохая». На самом деле память не бывает плохой. Просто она очень разная. Память бывает слуховая, зрительная и моторная, а в зависимости от соотношения скорости запоминания и быстроты забывания, выделяют четыре типа памяти:
быстрое запоминание – быстрое забывание
быстрое запоминание – медленное забывание
медленное запоминание – быстрое забывание
медленное запоминание – медленное забывание
Конечно, желателен тип 2, но, увы, выбирать не приходится, ибо скорость запоминания и забывания связана с подвижностью нервных процессов – с физиологией – и от нашего желания мало зависит. А вот что нам подвластно, так это способность к целенаправленному запоминанию, а также способность в нужное время вспомнить то, что требуется. Это достигается благодаря развитию способности к концентрации внимания, произвольности внимания, которое действует по нашему «произволу». Самый доступный метод развития памяти дошкольника – это заучивание стихов н6аизусть. Конечно, интересные, большие по объему сюжетные стихи К. Чуковского, Агнии Барто, С. Маршака. Попробуйте прочитать эти стихи на ночь 2-3 раза подряд. Повторите их утром, в ваш выходной день, пока вы собираетесь на прогулку, когда гуляете по парку, в лесу и вы убедитесь, как от месяца к месяцу будет крепнуть память ребенка и обогащаться речь.
Как научить выразительно и правильно читать стихи? В этом вам помогут грамзаписи. Сами вы ему так никогда не расскажете. А если сказка музыкальная – замечательно. Содержание сказки входит в его сознание вместе с музыкой. Через некоторое время вы почувствуете, как окрепла, обогатилась речь ребенка, как выразительно и свободно он стал излагать свои мысли.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребенок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать свое поведение, ему трудно привыкать к школе.
Всем родителям советую своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут ребенку исправить дефекты речи. Иначе под влиянием заикания, картавости, шепелявости и других дефектов речи ребенок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят формирование навыка правильного письма по слуху.
В последний перед школой год нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Посмотрите, умеет ли ваш ребенок подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Чтение.
Если не знать методику обучения грамоте, то лучше не учить ребенка читать. В 1 классе ему придется переучиваться. Главная ошибка – это неправильное произношение звуков с пизвуками [мэ] вместо [м].
Письмо.
Писать начинаем учить чуть ли не с первого школьного дня. Но не всем это дается легко. Учите детей обводить клеточки, кружочки, палочки в тетрадях в клеточку и в линейку. Это способствует развитию ритма, плавности движения, а это главное условие, способствующее выработке красивого почерка.
Математика.
Понятие числа составляет основу математики. Важно не то, какие предметы, а сколько их. Как же научить ребенка счету. Один из приемов – пересчет предметов. Этим можно заниматься по пути в детский сад или вечером, когда ребенок убирает игрушки. Многие из ребят с удовольствием помогают по дому. Именно здесь уместно попросить: «Достань 5 картофелин. Поставь на стол столько чашек, сколько человек будет за столом.» Когда дети будут зрительно видеть количество предметов, им будет легче усвоить состав числа
прямой и обратный счет
сколько и который по счету - количественный и порядковый счет
соседи числа в пределах 10
состав чисел первого десятка.
Список литературы:
1. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 2003. - 312 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2006. - 436 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М. 2001. - 516 с.
4. Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекция психологического развития младших школьников на начальном этапе обучения. / Вопросы психологии. - 2003, №1, С.47-53.
5. Балл Г.А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности // Вопросы психологии. 2009, №1. - 112 с.