Статья:"Новые требования к методам и технологиям обучения в информационно-образовательной среде"
Статья:"Новые требования к методам и технологиям обучения в информационно-образовательной среде"
Требования к информационно-образовательной среде - составная часть федерального государственного образовательного стандарта, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося, когда учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время, а родители - видеть в информационно-образовательной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Мы, как и все образовательные учреждения страны, должны обеспечить всех детей качественным, современным образованием, обновлять не только содержание программ, но и методики обучения, в том числе за счет электронных ресурсов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья:"Новые требования к методам и технологиям обучения в информационно-образовательной среде" »
МБОУ гимназия №11 г.Ельца
Новые требования к методам и технологиям
обучения в информационно-образовательной среде
Подготовила:
учитель нач.классов
Сухова Л.А.
2015 г.
Информационно-образовательная среда – это системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образования. В отличие от понятия «информационное пространство», понятие «среда» включает в себя субъекта, являясь сферой жизненной активности личности, её развития и образования.
Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников, её использующих и поддерживающих.
Цель развития информационно-образовательной среды (ИОС): создание условий для последовательной реализации творческого потенциала, саморазвития и самосовершенствования личности, развития информационной культуры и навыков жизнедеятельности в информационном обществе.
Задачи:
- формирование у участников образовательного процесса навыков использования ресурсов ИОС в образовательной деятельности, умения получать и преобразовывать информацию, многообразную по содержанию и формам представления, поступающую из различных источников;
- разработка современного научно-методического обеспечения процесса формирования личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий на основе использования ИОС, апробация новых форм организации урочной и внеурочной деятельности с использованием ИОС.
Развитие ИОС идёт по направлениям: техническому, организационному, методическому.
Наша школа, как и другие, получила компьютерное оборудование, необходимое для работы по ФГОС НОО. Оборудование совместимо для работы с поставляемым программным обеспечением. Информационная среда школы обеспечивает возможность для информатизации работы учителя и учащегося.
Для того, чтобы дети полноценно могли использовать все ресурсы нового оборудования, необходима была помощь родителей. Таким образом, появилась задача - убедить родителей в необходимости использования информационных технологий с целью повышения мотивации учения. Многие родители с настороженностью восприняли информацию о нововведениях в образовании, но помочь не отказались. Чувствуя поддержку педагога и видя восторг своих детей, родители окончательно утвердились в мысли о том, что рациональное использование ИКТ - технологий повышает и мотивацию к обучению, и его
успешность.
Безусловно, нельзя сказать, что с первых же дней знакомства с компьютером детям было легко, т.к. не все дети даже могли зайти на сайт самостоятельно. Но эти трудности мы понемногу преодолеваем. Теперь ребята могут найти интересующую их информацию без моей помощи и помощи родителей, некоторые могут самостоятельно создать презентацию. А когда они видят яркий, красивый продукт своей деятельности, увеличивается познавательная мотивация.
Ученики радуются своим успехам, чувствуют поддержку учителя и одноклассников. И, безусловно, эти материальные продукты детского ИКТ - творчества достойны того, чтобы как можно больше зрителей их могло видеть и оценить. Ежегодно в нашей школе проходит учебно-исследовательская конференция, на которой ребята представляют свои работы.
У учителей сейчас главная задача - пробудить интерес ребенка к обучению. Для них уже очевидно, что важно работать с использованием не только интерактивных учебных пособий, нужно использовать в урочное и внеурочное время современные образовательные ресурсы, размещенные в сети Интернет, то есть в информационном пространстве, для работы с учащимися. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных работ, позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на интерактивной доске сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока (при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.) Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Функционирование информационной образовательной среды оправдывает себя во всех отношениях:
Повышает качество знаний
Продвигает ребёнка в общем развитии
Помогает преодолеть трудности
Вносит радость в жизнь ребёнка
Позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
Создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе
Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
- на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).
Работа учителя в информационно-образовательной среде позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:
- принцип равенства позиций;
- принцип доверительности;
- принцип обратной связи;
- принцип занятия исследовательской позиции.
Следующая задача современной школы - научить детей правильно ориентироваться в огромном количестве разнообразной информации, грамотно осуществлять отбор и классификацию информации, работать с различными информационными источниками, а также владеть информационно-коммуникационными технологиями, помогающими образованию и самообразованию.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.
При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
- мультимедийные курсы
- презентации к урокам
- логические игры
- тестовые оболочки
- ресурсы Интернет
- электронные энциклопедии.
Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.
Личное информационное пространство учителя начальных классов используется с целью:
-ликвидации пробелов в знаниях школьников по определенным предметам школьного цикла;
-обучения базовому курсу школьной программы учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу в течение какого-то отрезка времени (по болезни, по семейным обстоятельствам);
-углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;
-подготовки школьников по отдельным учебным предметам к сдаче тестов;
-дополнительного образования по интересам.
Требования к информационно-образовательной среде - составная часть федерального государственного образовательного стандарта, которая должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося, когда учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время, а родители - видеть в информационно-образовательной среде качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Мы, как и все образовательные учреждения страны, должны обеспечить всех детей качественным, современным образованием, обновлять не только содержание программ, но и методики обучения, в том числе за счет электронных ресурсов.