Статья на тему : "Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста и пути их решения"
Статья на тему : "Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста и пути их решения"
В статье рассматриваются такие аспекты как особенности общения,отношений младших школьников, проблем, возникающих в данном возрасте и пути их решения, о роли учителя и важности руководства со стороны взрослых в становлении межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему : "Проблемы межличностных отношений детей младшего школьного возраста и пути их решения" »
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
Данным вопросом занимались многие психологи и педагоги, которые по результатам специальных исследований установили, что на протяжении младшего школьного возраста, отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику, которая заключается в следующем. В период адаптации к школе общение с одноклассниками у первоклассников отступает на второй план. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников. Наблюдения показали, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. А контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Но постепенно у ребят появляется заинтересованность делами класса, выражающаяся лишь в стремлении к обществу сверстников, в желании делать все сообща то, что делают другие. Но все-таки еще нет явно выраженной избирательности при выборе товарища. Выбор определяется внешними причинами: с кем играет, сидит за одной партой, видит чаще других. В этом возрасте больше внимания уделяется на поведение, чем на качества личности. В этот период дружеские связи легко возникают и быстро обрываются.
В восемь-девять лет дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся межличностных отношений определяются рядом факторов, общих для разных возрастных групп.
Дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звёзды») – характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазий, девочки отличаются привлекательной внешностью (А.Б.Широкова) [7]
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что проявляется в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости и замкнутости.
Навыки межличностного общения у младших школьников развиты недостаточно, поэтому есть дети с пониженной социальной активностью, склонные к одиночеству. И часть детей использует неудачные социальные стратегии в отношениях со сверстниками. Данному вопросу уделялось внимание в трудах В.П.Вахтерова, он выделил четыре типа подобного поведения: подлиза, клоун, псевдовзрослый и хулиган [8]. Подлиза – старается купить дружбу с помощью лести и прямого подкупа. Клоун – становится любимчиком учителей, потому что учитель – единственный человек, к сердцу которого он находит ключ. Хулиган – ищет компании слабых детей, которых может терроризировать и подавлять, так как с равными не справляется. Таким образом, второклассники оценивают своих сверстников по внешним качествам, а также по тем, на которые чаще всего обращает учитель.
К концу младшего школьного возраста, к девяти-десяти годам, критерии применяемости несколько меняются. В этом возрасте значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.
Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность сознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, то есть у третьеклассников адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается, даже по сравнению с дошкольниками. Данная теория подтвердилась в исследованиях А.Н.Монтьева, в которых говорилось, что «… дети, занимающие в классе благополучное положение, склонные его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели , считают свое положение вполне приемлемым». Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка как самих межличностных отношений, так и их осознания [1].
Общение становится более свободным, определяются отношения вне школы, достаточно устойчивым становится чувство симпатии. Свою личность младший школьник отстаивает и в том, что он «стремится поддержать престиж своей половой принадлежности; дети более пристрастно объединяются в группы мальчиков и в группы девочек – ребенок строит себе «идеальную» модель поведения…» (Б.Г.Ананьев)[13]. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки соего места в системе межличностных отношений. По этому поводу Р.В.Овчарова, в своих трудах о типологии мальчиков и девочек, сделала вывод, что «… мальчики и девочки должны учиться быть собой … в совместной деятельности, играх и занятиях, наблюдая друг за другом; учиться общаться между собой». [13]
На основании изученного нами материала можно сказать, что система личных отношений является эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций. И «еще у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный выбор превращает ребенка из «отверженного» в признаваемого» (А.В.Киричук) [8].
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Отношения окружающих к ребенку определяются также усваиваемыми и используемыми им средствами эффективного общения. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. «Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений» (Антуану де Сент-Экзюпери) [13]. Наиболее интересно рассматривала данный вопрос Мухина В.К. По ее мнению, реально в отношениях можно различить следующие типы поведения. Активно включаемый лояльный тип общения – в нем ребенок ищет речевые и эмоциональные формы, содействующие установлению положительных отношений. Если того требует ситуация и ребенок действительно был не прав, он извиняется, с уважением смотрит в глаза и выражает готовность сотрудничать такого рода поведение младшего школьника обычно не может быть действительно отработанной и принятой изнутри формой общения, а достигается лишь в благоприятных для себя ситуациях общения. При активно включаемом неадекватно лояльном типе общения ребенок как бы спешит извиниться или просто подчиниться противной стороне. Готовность к принятию агрессивного напора другого опасна для развития чувства личности ребенка.
При активно включаемом адекватно нелояльном, агрессивном типе общения ребенок совершает эмоциональный речевой или действенный ответ на агрессию со стороны другого. Открытая агрессия в ответ на агрессию ставит ребенка в позицию равенства по отношению к сверстнику.
При активно включаемом адекватном нелояльном, игнорирующим типе общения ребенок демонстрирует полное пренебрежение направленной на него агрессии, не оскорбляя чувства сверстника и в тоже время ставя его на место. Такая позиция позволяет сохранить чувство личности.
При пассивном невключенном типе поведения никакого общения не происходит. Ребенок избегает общения, замыкается в себе. Такая позиция лишает ребенка уверенности в себе. [11]
В младшем школьном возрасте ребенку придется пройти все типы отношений, прежде всего со сверстниками, так как все одноклассники и ровесники сталкиваются с разной культурой речевого и эмоционального общения, разной волей. Из рассмотренного вопроса можно сделать вывод, что действительно, младший школьник овладевает личным опытом общения именно со сверстниками, где в реальных отношениях он учится отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого общения определяет меру самостоятельности и степень свободы ребенка, то есть достойное положение в группе, что дает школьнику моральное удовлетворение, которое является важным условием нормального психического развития.
Но как было отмечено ранее, ребенок не всегда находится в благополучном положении среди сверстников. И этому способствует немало причин.
ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ОТНОШЕНИЯХ И ОБЩЕНИИ МЕЖДУ СВЕРСТВНИКАМИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Трудности могут быть связаны как с индивидуальными особенностями самого школьника, так и особенностями группы сверстников.
У части детей по разным причинам довольно сложно и болезненно протекает процесс адаптации в школе. С этими понятиями связывают отклонения в учебной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами.
Данную проблему рассматривала в своих исследованиях А.В.Овчарова. и «приспособление ребенка к школе» называет «дезадаптацией». Ее причина объясняется характером семейного воспитания, то есть отношения к ребенку и его учебе в семье. «При несформированности понятия «мы» в семье, у ребенка наблюдается бессознательное стремление к отчуждению».
Изучая труды А.В.Овчаровой, мы выделили несколько форм дезадаптаций.
Неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности. Ее причинами являются недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Для ее устранения психолог дает рекомендации: «провести специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям»…
Следующей формаой является – неспособность произвольно управлять своим поведением. Причиной проблемы является отсутствие внешних норм и ограничений в семье. В данном случае проводятся коррекционные мероприятия: работа с семьей, анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Выделяют еще одну форму дезадаптации – неспособность принять темы школьной жизни. Ее причинами является – неправильное воспитание или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Для ее преодоления проводится работа с семьей, определение оптимального режима нагрузки ученика.
То есть преодоление той или иной формы дезадаптации должно быть направлено на устранение причин, ее вызывающих. А «неспособность справиться с ролью ученика негативно влияют на его адаптацию в других средах общения». (Б.Г.Ананьев).
Другой немаловажной проблемой в формировании навыков общения со сверстниками является учебная нагрузка, с которой первоклассники по разным причинам не могут справиться, и со временем попадают в ряд неуспевающих, что в свою очередь приводит к школобоязни. Отставание в учебе влечет к затруднению приспособляемости, нарушению эмоциональных контактов. Многие школьники теряют уверенность в себе, формируется замкнутость, конфликтность, непослушание и упрямство. Такие ученики не пользуются расположением большинства своих сверстников, то есть трудности вызваны личными неуспехами школьников.
Конфликты между детьми почти неизбежны, и проявляют они себя по-разному. Девочки – «проявляют агрессию в речевой форме», мальчики – дерутся. Причины – самые разнообразные, но чаще всего – пустяки. И не только с нашей точки зрения, но и с точки зрения самих участников. Конфликт со сверстниками вызывает в ряде случаев боязнь проявлений физической агрессии с их стороны. Чтобы не возникло подобных ситуаций, ребенка надо учить вовремя остановить себя. Воспитанию привычки мирного решения конфликтов придавая большое значение А.С.Макаренко. [15]
Особенно важно отметить проблемы в отношениях и неразвитости общения у запущенных детей, которым большое внимание уделялось в трудах Р.В.Овчаровой. запущенных младших школьников просматриваются тенденции непонимания со стороны окружающих, неудовлетворенной потребности в признании, труднотей общения, противоречивого отношения к себе и окружающим. Ребенок безуспешно пытается добиться социального признания. А нарушения связаны с социальной неразвитостью ребенка, которое и порождает его неадекватное поведение и низкий статус в классе. При данной проблеме учитель должен учитывать, что… «запущенные дети требуют повышенного внимания и заботы, их нельзя воспринимать как злоумышленников. Рекомендуется обратить особое внимание на отношение к детям, характер контактов с ними, предоставить возможность бывать в различных выигрышных для них ролях. Эффективно влиять на отношение к нему одноклассников и родителей, давать право на самостоятельность.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В СТАНОВЛЕНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В формировании возникающих у младших школьников межличностных отношений решающая роль принадлежит педагогу. В начале школьного обучения пока еще у детей не сложились собственные отношения и оценки как себя, так и одноклассников, они безоговорочно принимают и усваивают оценки учителея, являющегося для детей внешним авторитетом.
Анализ характеристик, которые педагоги давали детям с различным социальным статусом, показывает, что «изолированных» детей не любят сами педагоги. Это значит, что учителя вольно или невольно могут способствовать усилению изоляции ребенка в классе, через систематические замечания, отрицательные оценки в адрес ребенка. [14]
Негативное внимание на положение ученика в системе межличностных отношений может оказать и неумеренное захваливание кого-то из детей, противопоставление ребенка всему классу в качестве примера для подражания. Дети, иногда несправедливо, начинают считать таких школьников «любимчиками» и потому избегают общения с ними.
Вместе с тем именно педагог, может играть решающую роль и в обратной ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного» члена группы. Поведение учителя в каждом конкретном случае должно строиться индивидуально, исходя из особенностей сложившейся ситуации, своеобразия личностных характеристик самого ребенка, уровня межличностных отношений в классе.
А.В.Овчарова предлагает следующие наиболее общие рекомендации:
1) вовлечение «изолированного» ученика в интересную деятельность;
2) помощь в достижении успеха в той деятельности, от которой прежде всего зависит положение ребенка;
3) преодоление аффективности ребенка (вспыльчивости, драчливости, обидчивости), которая часто является не только причиной, но и следствием психологической изоляции;
4) выработка уверенности в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми;
5) использование косвенных мер: например, предложить авторитетным сверстникам поддерживать робкого ребенка [13]
В анализе причин сложившейся ситуации и поиске путей выхода из нее существенную помощь может и должен оказать психолог, владеющий методами диагностики и коррекции межличностных отношений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из изученного нами материала можно сделать вывод, что будучи хорошо изученной данная проблема, тем не менее затрагивает не только самих детей, но и педагогов, родителей, психологов, так как понятия детей об общении и взаимоотношениях между собой требуют постоянного руководства со стороны взрослых.
Родителям, чтобы научить ребенка общению, необходимо знать возрастные особенности личности ребенка, своеобразие личностных характеристик (психологию мальчиков и девочек), предоставлять ребенку право самостоятельно решать проблемы, выходить из конфликтных трудных ситуаций.
Педагогу необходимо быть в контакте с родителями детей, знать роль ребенка в семье, чтобы корректировать его общение со сверстниками, подключать, если необходимо, к работе школьного психолога для выявления психических особенностей каждого ребенка методами диагностики и коррекции межличностных отношений. То есть задача взрослых помочь каждому реализовать свои возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников, что позволит быть более компетентным и в общении со сверстниками.
Тем не менее проблемы в общении и взаимоотношениях в данном возрасте неизбежны и требуют дальнейшего рассмотрения и решения. Всем выше сказанным данная проблема подтвердилась теоретически и в дальнейшем мы планируем подтвердить и рассмотреть ее на практике.