Статья на тему:"Особенности организации самостоятельной работы на уроках в условиях ФГОС".
Статья на тему:"Особенности организации самостоятельной работы на уроках в условиях ФГОС".
Становление детской самостоятельности,инициативности и ответственности,в первую очередь воспитание ументя учиться,понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования двадцать первого века.
Самостоятельная работа актуальна для всех школьных предметов. Научить учащихся учиться,самостоятельно,получать и применять знания,самостоятельно трудиться-одна из главных задач.Важнейшим показателем продуктивности умения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Познавательная самостоятельность характеризуются следующими признаками:потребностью в знаниях умение самостоятельно мыслить,стремление найти новый подход к задаче,способность высказывать свою точку зрения,независимо от других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему:"Особенности организации самостоятельной работы на уроках в условиях ФГОС". »
«Особенности организации самостоятельной работы на уроках в условиях ФГОС второго поколения»
Новые стандарты заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. ФГОС второго поколения четко обозначил требования к результатам обучения:
—личностные (готовность и способность к саморазвитию, сформированности мотивации к обучению и познанию, личностные качества)
—метапредметные (умение учиться)
— предметные умения.
Одно из главных требований общества к выпускникам школ – способность учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования .
Проблема формирования умений самостоятельной работы актуальна для всех школьных предметов. Научить учащихся учиться, самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться – одна из главных задач. От ее решения во многом зависит эффективность учебно-воспитательного процесса на уроке. Самостоятельная работа принадлежит к общепризнанным средствам активизации учебной деятельности школьников по овладению знаниями и умениями.
Важнейшим показателем продуктивности умения служит сформированность познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других –самостоятельная познавательность.
Время и форма проведения самостоятельной работы учащихся, которая является обязательным элементом каждого урока. Этот этап позволяет реализовать три важных направления: совершенствование компонентов учебной деятельности, возможность оказания индивидуальной помощи и создание ситуации успеха у каждого ученика. Выполняя самостоятельную работу с проверкой в классе, ученик учится оценивать свою работу, сравнивая ее с эталоном, и осознает свое продвижение вперед.
Усиление активной умственной деятельности учащихся в процессе их самостоятельной работы достигается при условии планомерно организованной работы и умелом руководстве. При любой самостоятельной работе должны быть дидактическими требованиями.
Самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Необходимо обеспечивать накопление учащимися не только знаний, но и своего рода фонда общих приемов, умений, способов умственного труда, посредством которых усваиваются знания.
Учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Задания самостоятельной работы направлены не столько на усвоение отдельных фактов, сколько на решение различных проблем.
Для активизации умственной деятельности должна быть работа, требующая посильного умственного напряжения.
Самостоятельную работу надо организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей. Узловым вопросом в подготовительной работе к очередным урокам является отбор целесообразных заданий для самостоятельной работы. При выборе заданий учитывать, прежде всего, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У учащихся младшего школьного возраста еще слабо развиты волевые психические процессы. Их внимание еще неустойчиво. Каждый новый, даже слабый раздражитель, может их отвлечь. Ребята не могут длительное время сосредотачивать свое внимание на одном и том же действии или предмете. Их нервная система еще слаба, центры коры головного мозга быстро утомляются и не выдерживают длительного напряжения. Нельзя требовать от школьников длительного выполнения однообразной работы. При организации самостоятельной работы особенно ценны такие задания, которые имеют проблемный характер, требуют открытий, исканий. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:
- путем увеличения объема заданий и длительности;
- путем усложнения содержания задания, а вместе с этим мыслительных операций и приемов работы, которые необходимы для его решения;
- путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.
Организовывая самостоятельную работу, стараться учитывать особенности темперамента и конкретные затруднения отдельных учащихся в ходе ее выполнения, планировать ход умственных операций, проявляя индивидуально - дифференцированный подход к учащимся, способствую накоплению определенного запаса знаний и формированию у ребят необходимых приемов усвоения знаний, приемов правильного анализирования, синтезирования и сопоставления, приемов полноценных обобщений и аналогий.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Одним из таких видов современных технологий является проектная деятельность обучающихся.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений, науки. Результаты этой работы должны быть «осязаемыми» - заканчиваться конкретным результатом. Элементы этого метода используются многими педагогами. Выпуск стенгазет, бюллетеней, подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.
Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть в себе человека способного, компетентного. Этот метод является элементом самостоятельной работы учеников.
Применительно к уроку, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в начальных классах.
В начальной школе ребята выполняют большое количество мини –проектов по разным предметам и темам.
Таким образом, проектная деятельность позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению, формирует социальный опыт в труде, в общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, дает возможность раскрыть свой потенциал.
Большую помощь в организации самостоятельной работы на уроках оказывают информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ в учебном процессе позволяет совместить игровую и учебную деятельности. Этим обеспечивается плавная смена деятельностей, обучение становится интересным.
При организации самостоятельной работы мультимедийные технологии позволяют:
регулировать объем и скорость выводимой информации посредством анимации;
повышать познавательную активность обучающихся
проводить контроль знаний с помощью компьютерных тестов и специальных программ
осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем готовности к обучению;
отрабатывать учебные навыки с помощью тренажёров и специальных программ;
развивать навыки самообразования и самоконтроля;
повышать уровень комфортности обучения;
самостоятельно контролировать свои знания;
использовать материалы сети Интернет разнообразные по содержанию и форме: видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.
Самостоятельная работа учащихся входит органичной частью во все звенья процесса обучения. Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Она способствует:
- формированию самостоятельности как качества личности;
- реализации принципа индивидуального подхода;
- позволяет дифференцировать учебные задания;
-содействует достижению сознательного и прочного овладения знаниями.
Показателями качественного усвоения изучаемого материала в классе является:
- активная работа всех учеников класса;
-умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия;
- самостоятельно выполнить аналогичные задания;
Таким образом, можно сделать вывод, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями, как в школе, так и в жизни вообще.