kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья. "Личностно - ориенированная направленность уроков в начальной школе в рамках ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальную школу приходят дети уже с определенным жизненным опытом общения в семье, в детском саду, окружении, который они преобрели в процессе восприятия ими мира, вещей. людей. И мы, учителя, индивидуальность,самобытность, самоценность, каждого человечка, как индивида. Создавать на уроках все необходимые условия, чтобы помогать каждому ученику с учетом его уже имеющегося жизненного опыта познания, совершенствовать своииндивтдуальные способности, развиваться как личность.Развитие индивидуальных способностей ученика - основная задача личностно - ориентированных уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья. "Личностно - ориенированная направленность уроков в начальной школе в рамках ФГОС" »

Личностно - ориентированная направленность уроков

в начальной школе

Изучая книгу И. С. Якиманской «Личностно ориентированное обучение в современной школе» /М.: Сентябрь 1996-96 г/, в которой изложены общие подходы к пониманию личностно-ориентированного обучения, описаны принципы построения такого обучения, технология личностно-ориентированной системы обучения, анализ построения учебных программ с учетом целей и задач личностно-ориентированного обучения, стала стараться строить уроки таким образом, чтобы каждый ребенок мог принимать участие, не боясь ошибиться, пытаясь раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, согласовать этот опыт с изучаемым материалом, добиваясь личностного усвоения этого содержания (материала), который мы изучаем на уроках.

Ведь в начальную школу приходят дети уже с определенным жизненным опытом, который они приобрели в конкретных условиях семьи, детского сада, окружения, в процессе восприятия и понимания ими мира, людей и вещей. И мы, учителя, должны признать индивидуальность, самобытность, само ценность каждого маленького человечка как индивида. Создавать на уроках все необходимые условия, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания, совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Развитие индивидуальных способностей ученика - основная задача личностно ориентированного урока, где развитие строится не от обучения к учению, а от ученика к учению через обучение. Постараюсь привести фрагменты таких уроков, где максимально использую субъективный опыт ученика, направленный на овладение знаний.

Творчески работающие учителя понимают, что успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хорошее знание языка - ключ к успеху в изучение всех предметов школьного курса.

Наша задача воспитывать полноценного читателя, способного наслаждаться красотой и яркостью художественного образа, постигать глубину художественного образа. И чтобы научить маленького читателя проникать «в ткань» художественного произведения, мало вооружить теоретическими знаниями (особенности жанров, средства выразительности и т.д.) необходимо, чтобы эти знания перешли в практические навыки, нужно развивать дар слова. И только уроки развивающего чтения в полной мере способствуют воспитанию эстетически развитого читателя, способного к пониманию художественной литературы читателя, который может получать непосредственно- эмоциональное наслаждение прочитанным, оценивать прочитанное с разных точек зрения «точки зрения автора, читателя, рассказчика, героев произведения».

Я стала приобщать ребенка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество и читательское сотворчество. Для этого школьники входят в роли «автора» и читателя-«критика». Стараюсь воспитывать творческого читателя, создавшего свою целостную картину мира, способного к самостоятельной оценке произведения.

Опыт работы убедил в том, что научить детей писать сочинения правильно и красиво -это большой и кропотливый труд. Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Ведь каждый ребенок познает окружающий мир, своих сверстников, учителей и родителей по-своему.

В моем классе дети с разным уровнем жизненного опыта и готовности к чтению, т.е. читающие и начинающие читать. Читающие дети чаще всего из той семьи, где стало традицией чтение родителями и детьми книг вслух, совместное обсуждение и переживание. К сожалению, таких детей пока меньшинство. И, тем не менее, я хочу, чтобы мои воспитанники стали умными, любознательными, сообразительными, надо воспитывать, пробуждать, одухотворять, вдохновлять их ум красотой слова, мысли. Поэтому с первых дней пребывания ребенка в школе надо заботиться о содержании детских высказываний, об их правильности и логической последовательности, учить построению предложений, вдумчивому выбору Подходящего слова и его формы, постоянно работать над грамотным построением мыслей (сначала работа над деформированным предложением, текстом, затем составление предложений и написание сочинений).Уже на уроках обучения грамоте надо стремиться показать детям красоту родного края, его мелодичность, музыкальность, яркость. С этой целью Использую на уроках пословицы и поговорки, загадки и стихи. Ведь именно в них так кратко, но ярко выражена мысль. Использование пословиц, поговорок, загадок позволяет создать на уроке эмоциональный настрой, дети лучше чувствуют богатство языка, его выразительную силу. В уроки русского языка стала включать минисочинения:

Для маленьких авторов (1 класс) выбираю темы, связанные с впечатлениями и наблюдениями над окружающей их жизнью («Моя семья», «Моя мама», «На перемене»...)

Это способствует тому, что у пишущего сочинение ученика появляются мысли, чувства, которые он стремится передать в своей работе. Дети очень любят писать мини-сочинения, с каждой новой работой увеличивается длина текста и скорость написания. Чтобы научить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, привычные явления, изменения в природе, не только на снегопад, листопад, но и то какое сегодня небо, какие сегодня деревья.

Полезно предлагать детям понаблюдать утром и вечером за небом, за повадками птиц и записать о том, что особенно поразило, что больше всего и запомнилось. Выполняя такие задания, многие учащиеся, прежде не обращавшие внимания на окружающее, начинают внимательно вглядываться в мир. А затем анализировать предложения, учиться оценивать, исправлять ошибки, такая работа будет полезной. И дети станут справляться с сочинениями, которые будут писать на основе своих наблюдений.

Позднее, со второго класса начинаем пробовать писать сочинения на основе своего воображения, фантазии. Так изучаем сказки, и я предлагаю сочинить сказку, используя при этом свои знания об особенностях этого жанра. Вначале задание вызвало недоумение, даже страх заранее считали, что не справятся, недоумевали и родители.

Потом мне показали первые сочинения-сказки (это было домашним заданием) я прочла их вслух, а потом сказки написали все. Кому было трудно, можно было дописать дома с помощью родителей. Постепенно эта сочинительская работа становилась детям в радость, и они не могли дождаться урока на котором бы мы творили, выступали в роли автора-публициста. И среди множества работ было немало весьма интересных, а то и просто хороших. Многие работы порадовали глубиной и нестандартностью образов.

Темы сочинений были различны, начиная уже с избитых: «Моя школа», «Мой дом», «Что я чувствую, когда слышу слово каникулы», до на первый взгляд не понятных, даже абсурдных: "Моя снежинка", "Моя осень", "Чьими глазами", "Воспоминания старой обуви", "Воспоминания мебели", "Разговор овощей" и т. д.

Темы сочинений предлагали даже сами дети. Отметки за грамотность в первом-втором классе не ставлю, т.к. дети, опасаясь сделать много ошибок в построении предложений, в написании трудных, редко употребляемых в данном возрасте слов, строят короткие простые предложения, употребляя избитые слова,

предложения.

Анализ детских работ провожу на следующем уроке. Они ждут с нетерпением, не боясь получить плохую оценку. Анализируя, подчёркиваю достоинства каждой работы, читаю лучшие отрывки из сочинений. Учу самих детей оценивать работы с тем, чтобы в будущем не повторять ошибок. «Все работы удачные, - но повторяю я, - эти лучше всех, и вот почему... » (далее следует разъяснение)

Над такими творческими заданиями работают все учащиеся. Интерес к ним проявляют даже те, кто учится, как говорится, без особого рвения, кого считают «троечниками». Выполняя такие работы, они порой, приоткрываются с неожиданной, даже для родителей, стороны. А успех, как известно, вселяет веру в свои силы, желание учиться, работать и творить.

Ведь прирождённый талант к сочинительству у единиц, задатки - у большинства. Если задатки не развивать, сами они, не попав на благоприятную почву, не взойдут. К сожалению, ученики, способные, одарённые, часто остаются у нас, учителей, вне поля зрения, если мы не ставим на первое место развитие ребёнка, работая «по старинке». А развитие задатков сочинительства надо начинать как можно раньше, но со временем стереотипы стирают индивидуальность.

Как известно, прорабатывая один и тот же материал, один ученик успешно использует словесную форму, другой - переводит его в графический образ, третий -применяет индивидуально значимые для него коды- символы. Причём продуктивность выполнения задания может быть одинаково высокая, а способы её достижения различные.

Стараюсь, чтобы на уроках математики каждое задание, предлагаемое учителем (там, где это возможно) имело словесное, графическое, предметно- иллюстративное решение. Ученик вправе выбрать какой-либо один из способов решения, и может рассчитывать на успех, что будет усиливать его учебную мотивацию, но сначала я должна показать разные способы, чтобы ученик мог использовать тот или иной способ решения задачи на уроке или при решении примеров.(46+18= (40+10)+(6+8)=64;46+18= (46+10)+8=б4 и т.д.)

Психологические исследования показывают, что у детей к 3-4 классу начинает складываться индивидуальная избирательность к содержанию, виду и форме учебного материала. Так на уроках природоведения, экологии, правоведения, внеклассного чтения важно предоставлять ученику возможность право выбора работать с той познавательной литературой, которая ему интересна, более значима,

эмоционально привлекательна, когда выступает объектом информации, а не объектом изучения.

Работа на уроках с субъектным опытом учащегося требует от учителя специальной подготовки: не просто изложения материала по какой-либо теме, где ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники (при групповых способах обучения), отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. При усвоении этого содержания ученик «пропускает» его через свой субъективный опыт и превращает в индивидуальные знания.

Как выглядят уроки развивающей геометрии можно проанализировать, прочитав их содержание и соотнеся с критериями, которые позволяют анализировать деятельность учителя на уроке с личностно - ориентированной направленностью.

Литература:

  1. Якиманская И. С. «Личностно - ориентированное обучение в современной школе» М: сентябрь, 1996 - 96с. ISBN 5-88753-007-3

  2. Кудина Г. Н., Новлянская 3. Н. «Литература, как предмет эстетического цикла» М центр альтернативной педагогики и искусства 1990 - 304с

Янсон JI. В. учитель начальных классов ГБОУ школа № 530



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Янсон Лина Викторовна

Дата: 27.05.2015

Номер свидетельства: 215433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства