Статья. Из опыта работы над темой самообразования «Становление коммуникативной компетентности обучающихся в ходе проектно-исследовательской деятельности»
Статья. Из опыта работы над темой самообразования «Становление коммуникативной компетентности обучающихся в ходе проектно-исследовательской деятельности»
Самообразование - важная работа учителя. Как время не стоит на месте, так и учитель должен постоянно развиваться. Возникают вопросы: какую тему выбрать? как сформулировать? и как над ней работать?
В данной статье предлагаю тему для самообразования, обоснование выбора с выдвижением рабочей гипотезы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья. Из опыта работы над темой самообразования «Становление коммуникативной компетентности обучающихся в ходе проектно-исследовательской деятельности» »
Давыдова Ирина Сергеевна
учитель начальных классов
МБОУ «Клюквинская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Тема самообразования
«Становление коммуникативной
компетентности обучающихся в ходе
проектно-исследовательской деятельности»
1. Актуальность темы обусловлена существующими в начальной школе проблемами обучающихся:
- несмотря на приближенность к современным информационным технологиям, дети не всегда умеют самостоятельно искать нужную информацию, систематизировать её, выделять причинно-следственные связи;
- им сложно создавать новую информацию на уровне коммуникаций, развития устной и письменной речи.
Следствием нерешённости этих проблем является несоответствие качества образования социальным и государственным стандартам.
2. Источник изменений.
Появление новых альтернативных программ и курсов, расширение рынка технологий начального образования обуславливает стремление повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с обучающимися. Однако наблюдается тенденция к потере интереса со стороны учеников к школьному образованию. Связано это с рядом противоречий.
Противоречия: новое состояние школы требует реализации инновационных технологий в обучении и воспитании, но видим, что по-прежнему сохраняется доминанта учителя как организатора учебного процесса, видим слабость его коммуникативных умений. В результате – на фоне недостаточной психологической поддержки ребёнка в школе возникает и его коммуникативная некомпетентность.
3. Идея изменений.
До сих пор учителя находятся в постоянном поиске новых методов, приемов и форм организации обучения, потому что многие проблемы и противоречия в рамках классно-урочной системы не решаются. Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от педагогов реализации идеи индивидуального подхода в условиях общего образования.
Основной стратегией современного образования является повышение его качества.
4. Концепция изменений.
Важную роль в повышении эффективности учебно-познавательной деятельности обучающихся играет усиление коммуникативной стороны процесса обучения.
К коммуникативным технологиям относится проектно-исследовательский метод, существенными чертами которого являются выдвижение гипотез и некоторые предварительные ответы на поставленную проблему. Исследование, проводимое в процессе разработки проекта, в любом случае будет одной из форм познавательной деятельности, а его результатом будет или новое знание, или новый способ действия. Проектно-исследовательский метод является одним из основных методов освоения коммуникативных технологий по следующим причинам: - использование конкретных проектов ускоряет процесс получения обучающимися практических навыков решения реальных задач; - данный метод базируется на использовании внутренней мотивации обучающихся;
- постоянное решение задач реального общения стимулируют речемыслительную активность;
- ну и, наконец, ребёнок накапливает яркие впечатления, которых у него не было до момента поступления в школу, и которые ему помогут в дальнейшем при обучении в среднем и старшем звеньях школы.
Следовательно, работа над проектами способствует развитию самостоятельной деятельности обучающихся, становлению их нравственной зрелости. Участие в исследовательской деятельности учит их быть коммуникабельными и контактными в различных средах общения.
В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не на результат, а на процесс. Главное — заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.
5. Условия реализации изменений.
Работа над становлением коммуникативной компетентности обучающихся в ходе проектно-исследовательской деятельности требует от учителя постоянного самосовершенствования и самообразования, что способствует повышению педагогической компетентности в целом, развитию умения формулировать учебные проблемы, повышает эмпатийные способности. Организация проектно-исследовательской деятельности детей является мощным стимулом для самоанализа педагогического опыта, внесения качественных изменений в образовательный процесс.
Задача учителя – присмотреться к индивидуальным особенностям личности школьника, выделить те способы, которые доминируют в его работе с учебным материалом.
Важно, чтобы педагогическое воздействие было продуктивным, гуманным, ориентированным на выявление скрытых потенциальных возможностей младших школьников.
Наблюдая за детьми и выявляя их различия, учитель должен чётко осознавать, что дети разного генотипа имеют много положительных особенностей, значит, могут быть успешными. В то же время и те и другие испытывают затруднения, но эти затруднения разные. Поэтому нужен индивидуальный и дифференцированный подход. В пары и микрогруппы желательно объединять детей с одинаковой динамикой психических процессов, чтобы каждая микрогруппа смогла выполнить задание своим темпом. Это действительно так, если ведётся урочная деятельность. При реализации исследовательского метода лучше объединять детей с разной динамикой психических процессов, т.к. один будет дополнять другого. Именно так мы и поступили при формировании групп для проектно-исследовательской деятельности, используя сведения, полученные в результате психологической и педагогической диагностики.
6. Результат изменений.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся позволяет достигнуть следующих результатов:
-все выпускники начальной школы сохраняют высокую мотивацию к обучению, активную познавательную деятельность;
- выпускники начальной школы являются субъектами высокого уровня коммуникативной включённости, о чём свидетельствуют: свободное межличностное общение, способность к монологической речи, развитие навыков и способностей к письменной речи.
7. Описание инновационного опыта.
Рабочая гипотеза ИО:
Активное использование исследовательского подхода влияет на развитие коммуникативных способностей детей, что в свою очередь повышает качество образовательного процесса.
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать сведения о мире - важнейшие черты нормального детского развития. Исследовательская и поисковая активность – естественное состояние младшего школьника. Именно внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем.
Учебное исследование младшего школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:
Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
Выработка гипотез и предположений;
Поиск и предложение вариантов решения;
Сбор материала;
Обобщение полученных данных;
Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, доклад, макет и др.);
Защита.
Темы для проектно-исследовательской деятельности можно объединить в три основные группы:
Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
Эмпирические – темы, предполагающие проведения собственных наблюдений и экспериментов.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Очень важно подходить к организации проектно-исследовательской деятельности творчески. Для этого:
Учить детей действовать самостоятельно, независимо, избегать прямых инструкций;
Не сдерживать инициативы детей;
Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;
Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями
- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- учиться анализу и синтезированию и на основе классификации, обобщению информации.
Т.о. проектно-исследовательский метод позволяет аккумулировать образовательные, научные, технические ресурсы и превращать их в фактор развития образовательной системы и ученика в ней.