Статья "Использование технологии Теория развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования"
Статья "Использование технологии Теория развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования"
Статья представляет преимущества использования технологии Теория развития критического мышления на уроках вначальной школе для повышения качества образования школьников. В статье представлены приёмы данной технологии в соответствии с этапами урока, на которых их целесообразно использовать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование технологии Теория развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство повышения качества образования" »
Технология развития критического мышления как средство повышения качества образования
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни. Качественной составляющей современного обучения является обеспечение успешной социализации обучающихся, которые должны проявлять личную инициативу, творчески мыслить, аргументированно отстаивать собственное мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, принимать решения и нести за них ответственность.
Использование педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлено на создание условий для социализации учеников.
Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.
Цель : развитие мыслительных навыков обучающихся , необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.)
Слова Конфуция могут отразить основной принцип работы в этой технологии:
Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я, может быть, запомню,
Вовлеки меня, и я пойму.
Конфуций (450 г. до н.э.)
Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства. Он не имеет права на резкие оценки и отрицательную критику. Остановимся подробнее на приемах данной технологии, применяемых на уроках в начальной школе.
Приемы: корзина идей, мозговой штурм, кластер ,перепутанные логические цепи, чтение с остановками, инсерт, шесть шляп мышления , синквейн.
Урок в технологии развития критического мышления через чтение и письмо состоит из трёх этапов (стадий):
Стадия вызова
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность учащихся:
Ученик "вспоминает", что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Возможные приемы и методы:
-составление «корзины идей» «Корзина идей» - прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все приходящие им на ум ассоциации;
-верные и неверные утверждения «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.;
-перепутанные логические цепочки и т.д.
Стадия осмысления
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому".
Деятельность учащихся:
Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
Возможные приемы и методы:
-«инсерт» -маркировка с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа);
-ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;
-поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.;
-заполнение таблиц (знаю, хочу узнать, узнал)таблица «знаю – хочу знать – узнал». Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
формулирование вопросов по тексту ;
чтение с остановками. «Чтение с остановками». При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. Далее чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Третий этап - заключительная беседа.
Стадия рефлексии
Деятельность учителя. Задачи данной фазы:
Вернуть учащихся к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
Деятельность учащихся:
Учащиеся соотносят "новую" информацию со "старой", используя знания, полученные на стадии осмысления.
Возможные приемы и методы:
-заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
-возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;
-ответы на поставленные вопросы( Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственные диаграммы) помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова скелета – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть);
-организация различных видов дискуссий;
-написание творческих работ (синквейны( Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы), эссе, хокку, диаманта);
-«шесть шляп» -рассматривание темы, ключевых понятий с разных сторон
Применение данных приемов на уроках чтения, окружающег мира, во внеурочной деятельности позволяет реализовать цель повышения качества образования, поскольку позволяют создавать условия для формирования различных компетенций учащихся, во время работы используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.
Работая на уроках с текстом таким образом, дети приобретают способность выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.