Статья «Идея академика П. М. Эрдниева и ФГОС: курс на развитие ребёнка»
Статья «Идея академика П. М. Эрдниева и ФГОС: курс на развитие ребёнка»
Для реализации ФГОС НОО требуются различные технологии, в основе которых лежит деятельностная направленность. В нашей гимназии накоплен достаточно богатый опыт в реализации инновационных технологий, которые могут успешно использоваться педагогами в достижении целей нового стандарта. В связи с введением ФГОС технология, разработанная академиком П.М.Эрдниевым, не теряет своей актуальности, так как основная идея научить детей мыслить и работать творчески.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Идея академика П. М. Эрдниева и ФГОС: курс на развитие ребёнка»»
Гониева Б.А.
учитель начальных классов
IКК
МБОУ «ЯМГ им.Хаглышевой Е.К.»
«Идея академика П. М. Эрдниева и ФГОС: курс на развитие ребёнка»
«Хороших методов существует ровно столько,
сколько существует хороших учителей»
Д.Пойа
Наше время – время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника. Главными факторами для построения личностного вектора развития становятся умение ориентироваться в море информации и способность принимать правильные решения на основании данных из различных источников.
С введением ФГОС второго поколения приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.
ФГОС предъявляет новые требования к личным, предметным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования, требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Для реализации ФГОС НОО требуются различные технологии, в основе которых лежит деятельностная направленность. В нашей гимназии накоплен достаточно богатый опыт в реализации инновационных технологий, которые могут успешно использоваться педагогами в достижении целей нового стандарта. В связи с введением ФГОС технология, разработанная академиком П.М.Эрдниевым, не теряет своей актуальности, так как основная идея научить детей мыслить и работать творчески.
Методическая система П.М.Эрдниева провозгласила идею функционально грамотной личности, «которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами».
Особенности УДЕ: превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, опора на жизненный опыт учащихся в овладении знаниями, обучения через решение проблем.
Структура модели УДЕ: информационная общность: одновременное и совместное изучение родственных разделов науки, самостоятельное усвоение знаний на основе сравнения, обобщения и аналогий, быстрая актуализация в памяти, учет единства образного и логического мышления, перспективность развития знаний за счет свертывания и развертывания учебной информации.
В методике академика мы наблюдаемгибкость технологии проблемно-модульного обучения, в которой существуют следующие принципы: проблемность и модульность, мотивация, опора на ошибки, экономия учебного времени.
Правило УДЕ: не повторение, а преобразование. Систематическое обучение по учебникам УДЕ в начальной школе вооружает школьника алгоритмом творческого освоения учебной информации, и технология становится основным средством освоения знаний во всех последующих классах. Такая технология является альтернативной тем технологиям, которые ориентируют на последовательное построение обучения. Методическая система УДЕ представляет самобытную, приоритетную и конкурентноспособную технологию обучения.
В своей работе особое внимание уделяю всестороннему развитию детей, внедряя в преподавание технологию УДЕ. Из многих новаторских технологий я отдала предпочтение именно технологии УДЕ Эрдниева, которая несёт в себе энергию добра и при обучении даёт радость детям. Принцип УДЕ, несомненно, универсален, - применим как в математике, так и в других дисциплинах. Я не буду в своём выступлении останавливаться на применении УДЕ в математике. Конечно же, я применяю эту технологию на уроках математики, что очень результативно, особенно, триады взаимосвязанных задач, которые образуют циклическую полноту знаний, целостность, обеспечивающую прочность запоминания; четвёрку примеров, которые тренируют мышление, деформированные равенства, граф-схемы, матрица, упражнения по образованию суждений.
Я остановлюсь более подробно на таких предметах, как «Окружающий мир» и «Русский язык» . Более того, технология академика Эрдниева помогает в проектной и научно – исследовательской деятельности учащихся. В проектно – исследовательской работе «Мой зеленый друг» я использовала граф – схему, по которой мы выбрали маршрут направления работы. По данной граф – схеме было легко ориентироваться в пространстве. Данная проектно – исследовательская работа была выполнена и защищена на районном конкурсе проектно-исследовательских работ «Ювента». Ценность этой работы в том, что во –первых, какие прекрасные чувства испытал ученик, приобщившись к творчеству; во – вторых, развитие творческих способностей у детей, если им предоставить психологическую свободу и возможность самореализации.
При подаче нового материала урока использую блочно-модульный подход. Например, изучая такие темы, как «Части речи», «Имя существительное» «Имя прилагательное», «Глагол» сразу включаю термины и даю полную характеристику частей речи. Научить детей видеть части речи, уметь находить каждую в предложении, определять синтаксическую роль в предложении помогают мне опорные конспекты . Такой подход к изучению целостной темы даёт возможность устанавливать закономерности построения блока, и переносить их на другой блок. Через преобразования из теоретической формы в образную учащиеся принимают знания на личностной основе. Высвобождается время для серьёзной работы по развитию речи, обогащению словаря. Целостное восприятие изучаемого материала оказывает огромную помощь в овладении знаниями и навыками. Итак, урок, оставаясь основным педагогическим инструментом реализации требований ФГОС, формирует универсальные учебные действия. Изменяется целевая установка урока. Мотивация направлена на саморазвитие ученика.
Анализируя свою работу по УДЕ, я сделала определённые выводы:
а) ученики успешно осваивают программу, учатся с большим интересом и хорошими результатами;
б) знания, даваемые блоком, лучше воспринимаются и усваиваются учащимися;
в) у учеников хорошая память, мышление, внимание, воображение;
г) через преобразование, изменение, обобщение, сравнение ранее пройденного материала идёт активное повторение;
д) система УДЕ – это один из самых экономичных методов обучения;
е) УДЕ – это гибкая технология обучения.
Таким образом, освоение технологии УДЕ обеспечивает повышение качества усвоения большего объёма программных знаний за меньшее время, что является здоровьесберегающим фактором обучения учащихся.
Внедрение в практику методической системы П.М.Эрдниева обеспечивает качественное изменение образовательного пространства начальной школы, перестройку педагогического мышления и создает благоприятную среду для решения задач модернизации российского образования.