kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Гигиенические предпосылки оптимизации урока в начальных классах."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время перед школой стоит задача гигиенической оптимизации основной организационной формы школьного обучения- урока, так как без соответствующей оценки и анализа его трудности невозможно предложить такое содержание, объём и организацию педагогического процесса, которые обеспечили бы сохранение высокой работоспособности, оптимального функционального состояния и в конечном итоге здоровья учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Гигиенические предпосылки оптимизации урока в начальных классах."»

Гигиенические предпосылки оптимизации урока в начальных классах.

Оптимизация обучения детей несомненно связана с деятельностью педагогов, психологов, учителей. Однако все усилия могут не достичь цели, если в их реализации не займут достойное место физиологи, медики, гигиенисты, если учитель не будет учитывать возрастных морфофизиологических особенностей ребёнка и среды, в которой он растёт и воспитывается.

Вся учебная работа детей младшего школьного возраста представляет собой умственный труд, связанный главным образом с деятельностью центральной нервной системы, в первую очередь коры головного мозга. Корковые клетки имеют определённый предел работоспособности, нагрузка сверх этого предела вызывает функциональное истощение и утомление.

Многочисленные исследования гигиенистов позволили наметить ряд мер, способствующих улучшению организации процесса обучения детей в школе, уменьшению их утомления. Однако гигиенические разработки ограничивались в основном регламентацией длительности учебных занятий, рекомендациями по использованию наглядных и технических средств обучения, целесообразному чередованию "трудных" и "лёгких" предметов.

В настоящее время перед школой стоит задача гигиенической оптимизации основной организационной формы школьного обучения- урока, так как без соответствующей оценки и анализа его трудности невозможно предложить такое содержание, объём и организацию педагогического процесса, которые обеспечили бы сохранение высокой работоспособности, оптимального функционального состояния и в конечном итоге здоровья учащихся.

Работоспособность и возникновение утомления у учащихся младшего школьного возраста на уроке в определённой степени зависит от учёта некоторых гигиенических требований при его проведении. Кроме продолжительности, на сроки возникновения утомления влияет построение урока. При планировании урока следует иметь в виду, что работоспособность школьников претерпевает некоторые изменения от его начала к концу.

Физиологи, рассматривая динамику работоспособности детей в возрасте от 6 лет до 10 лет различают пять фаз:

1) фаза врабатываемости ( переход на новый уровень)- 10 минут;

2) установление максимального уровня работоспособности-5 минут;

3) оптимальная работоспособность- 5 минут;

4) неустойчивая работоспособность-5 минут;

5) падение работоспособности-5 минут.

Период оптимальной работоспособности характеризуется наибольшей активностью, и длительность его обусловливается продолжительностью активного внимания, зависящей от возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов. К концу урока активность, внимание и другие психические функции снижаются.

При планировании урока учителю необходимо в первые три четверти его уделять внимание изложению наиболее трудного материала, а последнюю часть использовать для относительно лёгкой умственной работы. Длительность объяснения нового материала зависит от длительности активного внимания учащихся. У учащихся младших классов в среднем длительность активного внимания составляет 15-20 минут.

На сроки возникновения утомления оказывает влияние и характер объяснения. Установлено, что объяснение по типу беседы менее утомительно, чем объяснение по типу рассказа. Беседа, когда учитель ставит вопросы, активизирующие мыслительные и творческие способности учащихся, когда школьники активно участвуют в разборе нового материала, делает урок более интересным, способствует более лёгкому усвоению и запоминанию.

Большое значение для отдаления утомления имеет разнообразие видов деятельности. Необходимо перемежать объяснение нового материала с записями в тетради, рассказ-с устным счётом и т. д. Такое чередование переключает внимание, способствует возникновению возбуждения в различных участках коры головного мозга, что ведёт к сохранению работоспособности в течение более длительного времени.

Большое значение для исключения раннего утомления имеет интерес к уроку, к новому материалу. Интересное проведение урока сохраняет работоспособность на более высоком уровне, и, наоборот, малоинтересный рассказ приводит к наступлению раннего утомления, делает урок малоэффективным.

Интерес к уроку зависит не только от содержания материала, но и от умения учителя преподнести его, от поведения учителя, от его речи. Тихая, монотонная речь способствует возникновению запредельного торможения, дремотного состояния, и учебный материал воспринимается с трудом.

При проведении урока необходимо учитывать, что вторая сигнальная система более истощима, чем первая. Поэтому все школьники начальных классов легче воспринимают раздражители первой сигнальной системы, непосредственно действующей на органы чувств. Для профилактики раннего и чрезмерного утомления преподавание должно строиться с учётом функциональных возможностей первой сигнальной системы, т.е. с максимальным использованием наглядных пособий.

Настоящая работа посвящена гигиенической оптимизации уроков в начальной школе. Для решения этой задачи была использована методика, предложенная Громбах С.М.

Проведённые исследования позволяют сделать вывод, о том, что основными гигиеническими предпосылками совершенствования урока в начальных классах является учёт динамики работоспособности учащихся в течение урока и всего дня, а также оптимального соотношения трудности учебного материала, насыщенности учебными элементами (использование разнообразных приёмов и методов) эмоциональной подачи содержания урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Гигиенические предпосылки оптимизации урока в начальных классах."

Автор: Жилякова Ирина Васильевна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273826


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства