Статья для публикации по обмену педагогического опыта работы "Ступени успеха и самоуважения"
Статья для публикации по обмену педагогического опыта работы "Ступени успеха и самоуважения"
Начальные классы – это первая ступень в системе школьного образования и воспитания. У младших школьников формирование модели поведения во многом зависит от семьи. Дети подражают своим родителям, копируют их манеры, речь, интонацию.
У первоклассников большую роль в формировании поведенческих стереотипов оказывает первый учитель. Доброжелательный тон, чёткая речь, доступная подача информации, эмоциональное общение придаёт учителю авторитет в глазах учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья для публикации по обмену педагогического опыта работы "Ступени успеха и самоуважения" »
Статья для публикации
по обмену педагогического опыта работы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-детский сад
комбинированного вида № 6»
с углублённым изучением английского языка
специалист высшей категории, старший учитель
учитель начальных классов
Неудачина Ольга Борисовна
Я работаю в этой школе учителем начальных классов с 1996 года и всегда с интересом принимаю участие в новых проектах, экспериментах, конкурсах. Учитель не имеет права обучать и воспитывать детей, если не совершенствует своё педагогическое мастерство.
В рамках эксперимента администрацией нашей школы перед учителями поставлена задача: формирование ассертивного поведения учащихся с целью воспитания в них самодостаточной личности. Ассертивность представляет собой способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая права других. Ассертивное поведение позволяет человеку высказываться чётко и однозначно, поступать порядочно, уметь постоять за себя, не допускать манипулирования собой и избегать манипулирования окружающими, уметь настоять на своём, испытывать чувство самоуважения и проявлять уважение к другим людям.
Начальные классы – это первая ступень в системе школьного образования и воспитания. У младших школьников формирование модели поведения во многом зависит от семьи. Дети подражают своим родителям, копируют их манеры, речь, интонацию.
У первоклассников большую роль в формировании поведенческих стереотипов оказывает первый учитель. Доброжелательный тон, чёткая речь, доступная подача информации, эмоциональное общение придаёт учителю авторитет в глазах учащихся.
Как построить работу по воспитанию ассертивного поведения учеников в школе I ступени, чтобы достичь успеха в этом процессе?
Самый эффективный метод работы в начальной школе – это игра. А если в игровой форме отправиться в путешествие с учениками, то можно достичь поставленных целей и задач.
Итак, мой 2-Б класс «Экстремалы», отправляется в школьное морское путешествие на остров «Сокровищ и знаний». Мы взяли с собой законы нашей школьной жизни, правила общения в коллективе и старание, ведь когда человек старается, то у него всё получается, и приходит успех. Мы решили собрать все свои достижения и построить собственный путь к Успеху!
Несомненно, формирование ассертивной личности ребёнка – процесс многоступенчатый. Шаг за шагом каждый ученик класса будет подниматься по «ступеням» и достигнет своего успеха.
С этой целью я предложила моим второклассникам долгосрочный проект
«Ступени успеха». Он включает в себя следующие этапы:
Ступень №1 «Я - и моя семья»
Ступень №2 «Я – здоровый человек»
Ступень №3 «Я – культурный человек»
Ступень №4 «Я – гражданин Украины»
Ступень №5 «Я – успешный ученик»
Работая над проектами, мои ученики начали задавать вопросы, находить
на них ответы, рассуждать, слушать и слышать друг друга, обмениваться мнениями, расширили свой кругозор, а главное – стали задумываться над своим отношением к себе и окружающему миру.
Мы часто проводим в классе учебные тренинги: «Я учусь трудиться»,
«Я учусь учиться», «Я изучаю языки», «Я изучаю математику», «Я – активный
читатель». Итогом этой работы стал практикум «Мои успехи в учёбе».
В «Школьное морское путешествие» невозможно отправиться одному. Рядом с тобой должны быть добрые и мудрые учителя, интересные и надёжные друзья. Многому научили моих второклассников воспитательные тренинги: «Учимся общаться», «Я и мои друзья», «Пожелания другу», «Моё отношение к людям». В результате каждый ученик класса составил своё «созвездие успеха», в котором оценил свою учёбу, поступки, достижения, отношение к окружающим.
Безусловно, для достижения успеха ученику необходимо вырабатывать в себе лидерские качества, ответственно относиться к поручениям, уметь работать в команде. Детям были предложены интересные роли для «морского школьного путешествия»: капитан порта, штурман, боцман, санитар, эколог, корреспондент, аниматор.
Так у нас в классе появилось самоуправление, где каждый ученик смог
проявить свои организаторские способности, найти своё место в жизни класса.
Командующий состав класса
Экологи и санитары класса
Корреспонденты и аниматоры класса
В своей педагогической практике я привлекаю к участию в проектах всех детей через групповую форму работы. Для этого класс разделён на три экипажа, которые сотрудничают и соревнуются между собой. Каждый член экипажа выполняет свои обязанности, получает «звёздочки», старается поднять рейтинг успешности своей команды.
Активное участие и помощь в этом проекте оказали родители учащихся нашего класса. Совместно были организованы выставки творческих работ детей, фотовернисажи и презентации.
Итогом школьного путешествия на остров «Сокровищ и знаний» стал рейтинг успешности каждого учащегося класса в акциях, проектах, классных и внеклассных мероприятиях.
В конце учебного года наиболее активные и успешные ученики нашего класса
получили почётные дипломы победителей «Рейтинга успешности».
В результате проведённой работы могу отметить, что мои второклассники
стали внимательнее слушать своих товарищей, научились высказывать своё мнение, появился интерес к мнению других, дети стараются контролировать свои эмоции и поведение, учатся сотрудничать и дружить, чтобы достигнуть поставленных задач. Ведь ассертивный человек - тот, кто отвечает за собственное поведение, уважает себя и окружающих, позитивен, слушает, понимает и готов к сотрудничеству. А значит, наш маленький классный коллектив становится частью общешкольной образовательной воспитательной ассертивной среды, которую в соответствии с Программой исследовательско-экспериментальной работы формирует наш педагогический коллектив.
Убеждена, что труд учителя всегда найдёт место в сердцах его учеников, если он работает по призванию и не равнодушен к своему делу. Ассертивные ученики могут быть у ассертивного учителя, который учит детей уважать других и уважать себя. Я вижу, как выросли за этот год мои второклассники, как горят их глаза и сияет улыбка на лицах. Значит, мы на правильном пути к «Успеху»!
Формирование самодостаточной личности - это сложный и продолжительный процесс. Желаю всем нам достичь успеха!