Просмотр содержимого документа
«Статья "Чтение с увлечением! Как вызвать у ребёнка интерес к чтению?"»
Батракова Т.А.,
Казаринова Л.Е.
учителя начальных классов
МАОУ «СОШ № 12» г. Кунгур
Чтение с увлечением
(упражнения на повышение мотивации к чтению)
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро).
Начальная школа особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения. Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик должен овладеть прочным и полноценным чтением. Чтение - это сложный и длительный процесс и только через него открывается окно в мир знаний.
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Не только в школе, но и дома, в семье мы учим детей любить книги. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором.
Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: дети медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать.
По данным статистики 43% младших школьников любят читать, а учащихся старшей школы уже только 17%.
И наша задача – научить ребенка полюбить книгу.
На вопрос, нужно ли читать, все дети отвечают утвердительно.
А на вопрос, любишь ли ты читать: да – 18 чел, нет-5 чел., не знаю – 4 чел.
Причиной нелюбви к чтению дети называют неинтересные книги, отсутствие картинок в некоторых книгах, родители заставляют читать, а хочется играть и так далее.
Чтобы заинтересовать детей, настроить на серьезную работу и в то же время неутомительную, а даже увлекательную, можно использовать следующие виды упражнений:
Текст с картинками
На зелёной полянке, где цвели жёлтые , Таня играла в
Чтение наоборот по словам
Вверх ногами
Чтение наоборот по буквам
ятиВ ляретоп картваз.
Окончания
Надо __щен__ гон__ кур по дво__.
Заколдованное слово
Перемешанные буквы
По садовой ДРОКОЖЕ тихо шлёпал ножками ЁИЖК.
Найди меня
Насос сосёт речную воду….
Шторка
В саду, где березки столпились гурьбой,
Текст вертушка
Таблица Шульте
Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения объекта.
Буквы двигаются
Собери слова
Чтение с полосками
Зашумленный текст
Сплошной текст
Детивышлипогулятьнадетскуюплощадку.
Текст с наложением
Чтение через слово
Чтение с решеткой
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ, ТОГО НЕЛЬЗЯ
Для повышения мотивации к чтению у детей младшего школьного возраста можно использовать и другие виды упражнений
Целенаправленная систематическая работа дает устойчивые положительные результаты. Дети с удовольствием читают такие нестандартные тексты.
Процесс обучения становиться радостным, интересным, запоминающимся для детей, пробуждает их души, развивает заложенные природой творческие способности.
Ведь еще А.Н.Толстой говорил: «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку, читать должно быть интересно».