Статья:"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"
Статья:"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе"
В настоящее время в Республике Казахстан к образованию предъявляются высокие требования, поэтому учитель должен по-новому взглянуть на смысл и назначение всех предметов.
Учителю постоянно приходится пересматривать свою методику обучения, своё отношение к работе. Если раньше было достаточно рассказать и показать, то сегодня для качественного обучения этого недостаточно. Хороший результат можно получить только в том случае, если следовать принципу: знания, которые открыл ученик самостоятельно, имеют для него совсем другое значение, чем те, которые он просто выучил и усвоил.
Стремительное социально – экономическое развитие современного общества определяет потребность в активной, творческой личности, способной к самообразованию. Социальный заказ общества стимулирует совершенствование системы образования. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьником суммой знаний, важное значение придаётся задаче «научить учиться», пробудить в ребёнке желание познавать окружающий мир.
Проблема формирования и активизации учебно – познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно – познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить её формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья:"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе" »
Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский.
В настоящее время в Республике Казахстан к образованию предъявляются высокие требования, поэтому учитель должен по-новому взглянуть на смысл и назначение всех предметов.
Учителю постоянно приходится пересматривать свою методику обучения, своё отношение к работе. Если раньше было достаточно рассказать и показать, то сегодня для качественного обучения этого недостаточно. Хороший результат можно получить только в том случае, если следовать принципу: знания, которые открыл ученик самостоятельно, имеют для него совсем другое значение, чем те, которые он просто выучил и усвоил.
Стремительное социально – экономическое развитие современного общества определяет потребность в активной, творческой личности, способной к самообразованию. Социальный заказ общества стимулирует совершенствование системы образования. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьником суммой знаний, важное значение придаётся задаче «научить учиться», пробудить в ребёнке желание познавать окружающий мир.
Проблема формирования и активизации учебно – познавательной деятельности особенно актуальна для начальной школы, так как именно в младшем школьном возрасте формируется и становится ведущей учебно – познавательная деятельность. От того, насколько успешно будет проходить её формирование, зависит успешность процесса обучения, развитие личности в целом.
Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развития их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую признаны решать и педагоги, и психологи, и методисты. Ещё К. Д. Ушинский писал: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук. Поэтому ставится цель – развивать познавательную деятельность учащихся посредством использования отдельных форм и методов обучения на уроках, выступающих как условие успешности обучения.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, стали собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приёмы. Вся работа проводится по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые моменты, работа со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы, коллективная познавательная деятельность.
Поэтому, перед тем как преступить к изучению какой-либо темы, много времени уделяется поискам активных форм и методов обучения, продумывая каждый урок. Опираясь на свой опыт работы, хочу предложить некоторые приёмы, которые позволят учителю решить многие проблемы: сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты обучения, постоянно удерживая внимание детей, контролировать дисциплину.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одним из них является занимательность. Элементы занимательности: игра, всё необычное, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить любой учебный материал.
Одним из эффективных средств развития познавательной активности является игра.
В своей работе применяю различные виды игр:
А) Обучающие и контролирующие (по назначению) игры:
Игра называется обучающей, если учащиеся в ней приобретают новые навыки, знания.
Игра «Концовки».
Учитель начинает предложение, которое нужно закончить. Тот, кто говорит неправильную концовку, выходит из игры:
Если подоконник выше стола, то стол…(ниже подоконника).
Если Саша по росту равен Пете, то Петя…(равен Саше).
Если Катя стоит левее Тани, то Таня…(правее Кати).
Игра называется контролирующей, если привлекаются известные учащимся знания. Цель состоит в закреплении ранее полученных знаний, в контроле.
Игра «Превращение».
Преврати большой дом в маленький (домик).
Преврати большую табуретку в маленькую (табуреточка).
Преврати слово «тракторист» в машину (трактор).
Преврати слово «стол» в комнату (столовая).
Преврати маленький хвостик в большой (хвостище).
Б) Групповые (коллективные) и индивидуальные (по массовости) игры.
Всем детям свойственно чувство коллективизма, стремление участвовать с товарищами в совместной деятельности.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.
Игра «Строим дом».
Сегодня будем строить дом
На радость новосёлам,
Чтоб каждый становился в нём
Счастливым и весёлым.
Из геометрических фигур дети строят домик, называют и записывают, сколько фигур в их домике.
С другой стороны, детям характерно стремление к самостоятельности, самооценке, а отсюда потребность к проверке своих индивидуальных возможностей.
В) Подвижные и тихие (по реакции) игры.
Наиболее естественное состояние ребёнка – движение. Это выражается в игровой деятельности, которая, как правило, состоит из подвижных игр.
Игра «Не собьюсь».
Ученик начинает счёт: 1,2,3,4,5,6, а вместо числа 7 говорит: «Не собьюсь!» Следующий участник произносит число 8,9,10 и т.д., только вместо чисел, которые делятся на 7, говорит: «Не собьюсь!» Участник, который допустил ошибку, выбывает из игры.
Младший школьный возраст известен как возраст познания, и поэтому число интеллектуальных игр вызывает большой интерес.
На первых уроках математики, когда дети только начинают писать цифры, готовим индивидуальные карточки с заданиями, в изготовлении которых помогают родители. Решая примеры, дети соединяют шарики, грибы, письма с цифрами на числовой прямой. Индивидуальной работе предшествует фронтальная работа у доски.
Традиционные перфокарты связываем с известными детям литературными персонажами, героями мультфильмов, весёлыми человечками. Выполнение таких заданий сопровождается эмоциональным откликом детей. К изготовлению перфокарт привлекались бывшие ученики – семиклассники, которые эту работу выполняли с огромным интересом.
Задания «Ладошки» и «Морские животные» дети придумали сами. Необходимо найти сумму чисел, записанных на ладони, и чисел, предлагаемых медузой, раком, морской звездой. Числа подбираются таким образом, чтобы дети имели возможность найти удобный способ выполнения задания.
Задания вычислительного характера сопровождаются игровыми сюжетами и рисунками. Например:
Кеша в недоумении, он не знает, как выполнить задание. Помогите ему!
Пятачок собрался в гости к Пуху, но ему надо успеть решить примеры. Помогите ему!
Джерри с этим заданием уже справился, а вы справитесь?
Лесной человек впервые встретился с подобным заданием. Объясни ему ход его выполнения.
Решив примеры, ты узнаешь, сколько яиц снесёт курочка.
Для раскрашивания детям предлагаются герои известных мультфильмов, сказок, забавные сюжеты. Задания отличаются разнообразием формы и содержания, составлены в соответствии с программным материалом.
В первом классе учителем даётся установка на запоминание состава чисел в пределах 10. В дальнейшем от него зависит формирование навыка сложения и вычитания в пределах 20. Одним из этапов работы над составом чисел предлагается использовать математические кроссворды. Они напоминают примеры с пропущенными числами, которые мы называем примеры с «окошком». Первоначально в процессе устного счёта использую простые кроссворды для осознания детьми принципа выполнения задания, затем более сложные выполняются детьми самостоятельно, так как для вынесения их на доску представляет сложность. Разнообразие форм кроссвордов, разных уровней сложности позволяет длительное время поддерживать интерес к выполнению данного вида работы.
Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний и науроках русского языка, обеспечив при этом лёгкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринуждённо усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Игра на уроке помогает привить детям любовь иинтерес к русскому языку, осознать его национальное своеобразие. Овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии сзадачами общения легче и интереснее происходит при использовании на уроке игровой деятельности. Только систематическое использование игровых приёмов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.
Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения в своей работе я использую дидактические игры на уроках русского языка, которые не только способствуют активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний учащихся.
Предлагаются фрагменты урока русского языка с дидактическими играми. При проведении обобщающего урока по теме "Состав слова" использовались:
Творческая игра "Я работаю поэтом".
Учитель, играя, учит рифмовать слова (кот- крот, гость - гвоздь), а затем даёт два рифмующихся слова (снеговика - уголька, носа - эскимоса) и предлагает интересно, оригинально, остроумно подобрать недостающие слова. Разобрать некоторые слова по составу.
Слепили мы снеговика. Морковка вместо носа. Глаза его из уголька И как у эскимоса.
Игры - соревнования "Бей ответом, как мячом, прямо в цель", "Футбол".
В этих играх используются задания по морфемному анализу и конструкции слов. Класс делится на 3 команды. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. В игре используется мяч. Итог - количество голов.
Отгадывание сказки - загадки "Большая родня".
Жил-был корень, обычный, не очень сложный, но очень древний. За долгую жизнь обзавелся он большой семьёй. Тут и существительные: стройка, строитель, строительство, строение и прилагательные: строительный, строевой, и глаголы: строить, строиться.
Видятся родные и близкие нечасто, письма писать некогда, вот и решил наш старец собрать всю свою большую родню. Разослал пригласительные открытки. Первыми откликнулись братья - глаголы строить и строиться с семействами. Не заставили себя ждать долго и остальные. Явились. Выстроились. Все как на подбор, любят дело делать, у каждого для того своя приставка имеется: у кого вы, у кого до, есть и за, на, от, по, од, при. Порадовался гостеприимный хозяин, возгордился: "Молодцы, родственники, вон какую богатую коллекцию приставок собрали!" Глаголы деловые, энергичные. И сегодня работают, и в прошедшем потрудились они на славу, и о будущем не забывают. Существительные от них не отстают - спешат в гости к деду. У них и приставок много, и суффиксами они не бедны.
Задания:
1. Попробуйте записать этих многочисленных родственников.
2. Как же зовут старца - прародителя, от которого все они произошли?
Использование этих приёмов позволило определить, насколько прочно усвоены детьми знания по данной теме. Эти приёмы помогли выявить уровень знаний детей в интересной, занимательной для них форме, активизировать мыслительную деятельность младших школьников.
Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка также используются игровые задания по развитию способности действовать в уме, например ребусы.
На уроках познания мира учим детей наблюдать за растениями и животными, формируем у учащихся элементарные экологические представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, об их пищевых и информационных связях. При этом обращаемся к научно – методической литературе, различным средствам наглядности, отыскиваем занимательный материал природоведческого содержания, доступный младшим школьникам. Пользуемся и художественной литературой, где содержатся образные поэтические описания окружающей нас природы. Используем стихотворные образы на различных этапах уроков «Познания мира» и на других уроках (литературное чтение, трудовое обучение), во внеурочной работе стараемся заинтересовать детей, научить их понимать, любить и охранять природу. При использовании стихотворных образов дети лучше усваивают природоведческий материал, самостоятельно пытаются разгадать тайны природы.
Игра на уроке – не просто игра, это знакомство с новым материалом, повторение хорошо изученного, закрепление и обобщение знаний учащихся.
Игра «Хорошо или плохо».
Разделившись на две команды, ребята дают ответ на вопрос: «Хорошо или плохо нарвать большой букет ландышей, ромашек?»
Хорошо: - Цветы красивые, можно подарить кому- нибудь.
- Хорошо пахнут.
- Когда дома стоят цветы, становится уютно.
Плохо: - Быстро завянут и их выбросят.
- Если будешь рвать большие букеты, нанесёшь вред природе.
- Они быстро исчезнут.
- Лес станет некрасивым, пустым.
Ребята делают вывод: лес – это богатство, его надо беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения в нём, чтобы не нанести вред природе.
Для активизации познавательной деятельности используется кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребёнка, тренировки памяти. Работа с кроссвордами возможная на всех этапах урока.
Использование элементов игры, соревнования, несложных наглядных пособий и технических средств делают учебный процесс более интересным, дети чаще проявляют активность, находчивость, сообразительность и добиваются хороших результатов. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность учащихся. Часто на уроках используются загадки. Это помогает создать у учащихся интерес к занятиям и повысить их активность. Ещё с дошкольного возраста дети тянутся к загадкам, как к удивительной и интересной игре. Они пытаются не только отгадать загадку, но и запомнить её, чтобы загадывать другим. Нередко бывает, что дети сами пытаются составить загадки. Кроме того, загадка вводит их в мир открытий: они узнают уже известные им предметы и явления с новой, ранее неизвестной им стороны. Тем самым дети углубляют и уточняют свои первоначальные знания об окружающем их мире, их увлекает яркость и образность языка.
Для того, чтобы работа над загадкой была наиболее полной, её нужно непросто отгадывать, а использовать доказательства.
Такая разносторонняя работа не только вырабатывает у школьников умение сравнивать, сопоставлять явления окружающей действительности, раскрывает красоту реального мира, но и активизирует познавательную деятельность учащихся.
Поддержать интерес ребёнка к учёбе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Приглашать на уроки известных героев детских сказок, весёлых человечков – Буратино, Незнайку, Гномика, Красную Шапочку, Хрюшку – можно и нужно. Они могут задавать детям «хитрые» вопросы, приносить письма с заданиями. Любимцем детей стал медвежонок Миша, персонаж театра кукол. Он умеет говорить, погладить по головке наиболее отличившихся, покачать головой и пожалеть, если у кого-то что-то не получилось или кто-то чем-либо огорчён. Иногда Миша сердился на кого-нибудь из детей и уходил обратно в лес. В лесу тихо, никто не шумит, не беспокоит его. Если Миши нет несколько дней, дети интересуются, когда он придёт, стараются не обидеть его, чтобы он не ушёл. Дети верят, что Миша, как и они, может думать, сердиться, радоваться. Ведь у детей нет границ между реальным и воображаемым.
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Стараемся использовать в работе приём, который называется «Удивляй!». Например, при изучении какой-нибудь темы детям рассказываем историю (видим удивление на лицах) и задаем вопрос.
Очень любят дети приём «Лови ошибку!». Объясняя материал, намеренно допускаем ошибку. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда подсказываем «опасные места» мимикой, жестом. Приучаем детей мгновенно реагировать на ошибки, отстаивать свою точку зрения, не боясь поспорить с учителем. Дети исправляют ошибку, доказывая свою точку зрения.
Обогащает и активизирует учебный процесс на уроках познания мира использование произведений художественной литературы. Побуждает и поддерживает интерес учащихся, оживляет рассказ учителя, умело включенный в урок отрывок из рассказа, сказки. Произведения художественной литературы помогают наблюдать явления природы, подмечать в них закономерности. Но эти произведения могут стать ценным учебно-дидактическим средством, если обладают художественной ценностью, изложение в них связано с темой урока, доступно учащимся начальных классов, имеют познавательное значение и объём должен быть небольшим.
На уроках литературного чтения используются пословицы и поговорки, чистоговорки и скороговорки. Параллельно с чистоговорками, скороговорками, пословицами в отработку включаются сочетания гласных и согласных, чтение блоков.
«Словесные горки»
Предлагается прочитать слова, записанные одно под другим в виде горки (каждое слово длиннее предыдущего на одну букву):
КО КОТ КРОТ БУЛКА СОРОКА СНЕГИРЬ СОСЕДНИЙ СОСЕДСКИЙ
СКВОРЕЧНИК ДИАПОЗИТИВЫ
«Полустёртые слова»
1 вариант. Шалунья-резинка убрала в словах части букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова. (Стёрты отдельные элементы букв).
2 вариант. В словах стёрта верхняя или нижняя часть. Догадайтесь, какие слова написаны.
И нельзя забывать о таком важном факторе активизации учебно-познавательной деятельности, как поощрение.
В первые годы учёбы у ребёнка ещё мал опыт познавательной деятельности
недостаточно развиты учебные умения, не сформировано самосознание, слабы психические регуляторы деятельности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Поэтому ребёнок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Поощрением оцениваются не только положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно подталкивает, побуждает ребёнка к дальнейшей плодотворной работе.
Используются следующие поощрения:
Мимическое и пантомимическое:
аплодисменты товарищей;
улыбка учителя;
ласковый взгляд учителя;
погладить по головке.
Словесные:
Умница! Молодец!
Хорошо поработали!
Материализованные:
флажок на парту;
медальку, жетон.
Выбор поощрения зависит от личности самого учащегося; от того, насколько сформирован у него познавательный интерес, от подготовленности ребёнка к поощрению, от успеваемости детей, от работы учителя в этом направлении.
Таким образом, активизация познавательной деятельности помогает решать следующие задачи:
формирование беглости мышления, гибкости ума, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;
развитие индивидуальных способностей обучаемых через личностно-ориентированное обучение, использование элементов развивающего обучения для наиболее полной реализации интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
развитие психических свойств личности, памяти, внимания, мышления и воображения;
обучение рациональным приёмам, применение знаний на практике.
Таким образом, использование отдельных форм и методов обучения на уроках, способствующих повышению познавательной активности учащихся, ведёт к успешности обучения.
Хотелось бы, чтобы задания, которые используются на уроках и во внеурочное время, помогут детям остаться любознательными, проявить высокую познавательную активность и понять, что умственный труд – это большая радость.