kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Становление пунктуационных умений у младших школьников на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад посвящен рассмотрению роли творческих заданий в развитии пунктуационных умений у младших школьников. В работе определены цели и задачи обучения пунктуации на уроках русского языка в начальной школе, проанализирован комплекс творческих заданий для формирования пунктуационных умений в традиционной методике преподавания языка, охарактеризованы различные приемы обучения пунктуации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Становление пунктуационных умений у младших школьников на уроках русского языка»

Алексеева Оксана Михайловна,

студентка гр. О-НО-18/1А,

Научный руководитель: Вергазова Лариса Георгиевна,

к. пед. н., доцент кафедры дошкольного и

начального педагогического образования

Института педагогики ГОУ ВПО «ДонНУ»


СТАНОВЛЕНИЕ ПУНКТУАЦИОННЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Доклад посвящен рассмотрению роли творческих заданий в развитии пунктуационных умений у младших школьников. В работе определены цели и задачи обучения пунктуации на уроках русского языка в начальной школе, проанализирован комплекс творческих заданий для формирования пунктуационных умений в традиционной методике преподавания языка, охарактеризованы различные приемы обучения пунктуации.

Ключевые слова: младший школьник, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, пунктуация, пунктуационные умения, творческие задания, обучение, принципы русского правописания, диагностический инструментарий.


Начальная школа является первой и основной ступенью системы школьного обучения, в которой закладываются основы знаний и умений, в дальнейшем преумножаемых и развиваемых детьми. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта начального общего образования ДНР [1] важное место в процессе обучения занимает работа по формированию языковой компетенции младших школьников. Одним из аспектов формирования языковой компетенции является усвоение ими пунктуационных норм русского языка.

В отечественной лингвистике вопросы пунктуации разрабатывались С.И. Абакумовым, Л.И. Булаховским, Р.И. Буслаевым, Л.В. Занковым, А.М. Пешковским, А.Б. Шапиро, Л.В. Щербой и другими учеными.

Цель обучения детей пунктуации в школе – формирование у них пунктуационной грамотности, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно понимать написанное. Кроме того, в задачи обучения пунктуации в начальной школе входит, по мнению Л.С. Требугобой, развитие интеллектуальной и творческой активности, способствующей повышению интереса к изучаемым пунктуационным умениям [3, с. 36].

Слово «пунктуация» имеет латинское происхождения («punktum» – точка). Пунктуация как явление письма представляет собой совокупность знаков препинания с присущими им свойствами и характеристиками. Пунктуационные знаки или знаки препинания (препинание – остановка, перерыв) представляют собой ядро пунктуационной системы и представлены простейшими символами и их комбинациями. Знаки препинания, характерные для русского языка: точка, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, двоеточие, точка с запятой, тире, кавычки, скобки. Пунктуационные умения, можно определить, как интеллектуально-мыслительные действия, заключающиеся в постановке или не постановке знаков препинания в коммуникативных единицах – предложении или тексте.

Методические основы формирования пунктуационных умений представляют собой характеристику тех методов и приемов, которые используются в ходе обучения школьников пунктуации на уроках русского языка.

На современном этапе развития пунктуации в методических исследованиях ученых преобладает мнение о необходимости и целесообразности изменения традиционного подхода к обучению пунктуации в начальных классах. Первоначальное ознакомление со знаками препинания рекомендуется строить, в основном, на интонационно-смысловой основе. Интонация педагога помогает детям понять смысловые значения и эмоциональную окраску речи, в соответствии с чем, правильно выбрать знак препинания.

Большие возможности для формирования пунктуационных умений у младших школьников имеют различные упражнения и дополнительные задания творческого характера, используемые на уроках наряду с другими видами упражнений (например, составление текстов на определенную тему, составление предложений по образцу и т.д.).

Творческие задания – разнообразные задания на сочинительство, обычно с соблюдением некоторых более или менее трудных условий, которые способствуют развитию, с одной стороны, фантазии и изобретательности в использовании средств языка, с другой – способности контролировать и критически оценивать свою творческую работу.

Творческие задания, используемые в рамках системно-деятельностного подхода, ориентированы на обеспечение и поддержку процессов самопознания, самостроительства и самореализации личности обучающихся в условиях системного изучения учебных дисциплин с формированием ощущением чувства успеха, уверенности в себе и результатах своей деятельности.

Целью реализации комплекса творческих заданий для формирования пунктуационных умений у детей младшего школьного возраста является повышение уровня их пунктуационной грамотности. Реализация данной методики включает в себя следующее:

– разработку и реализацию педагогических условий организации обучения на уроках русского языка в целях формирования пунктуационных умений у младших школьников;

– подбор комплекса творческих заданий, выполнение которых помогает запоминать, воспринимать пунктуационный материал с помощью зрительного, слухового, артикуляционного и моторного восприятия (движение руки).

Предложенный комплекс творческих заданий основывается на системно-деятельностном подходе в обучении младших школьников, изучению которого посвящены работы А.Г. Асмолова [2, с. 56], П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна и других авторов.

Комплекс творческих заданий включает в себя: коллективное задание по разработке алгоритмов по пунктуации, нестандартные творческие приемы (преподнесение правил в стихотворной форме, составление лингвистических сказок, творческие задания, разнообразные речевые ситуации (например, «Записка»), задания на сравнение и группировку, на заполнение пропущенных знаков препинания в тексте, на анализ предложения с составлением его схемы, на составление предложений по заданной схеме или вопросам, творческие задания, направленные на определение причинно-следственных связей, задания на конструирование предложений по предметным картинкам (например, при изучении темы «Однородные члены предложения»), изложение, задания на дополнение текста, задания с деформированными текстами, задания, предполагающие написание различных сочинений-миниатюр (от 12 до 65 слов), задания на сокращение одной части исходного текста и завершение его концовки, творческий диктант, отыскивание примеров на разбираемый случай постановки знаков препинания в текстах художественных произведений, выписать из текста предложения определенного вида либо с определенными пунктограммами, дидактические игры, загадки при проведении речевых минуток.

Предложенный комплекс творческих заданий предполагал также проведение различных творческих мероприятий в рамках внеклассной работы по русскому языку: конкурсов (например, конкурсов загадок на изучаемое правило; пословиц, поговорок, стихотворений, в которых упоминаются знаки препинания и т.д.), а также тематических праздников (например, «Знатоки русской пунктуации», КВН, «Мы изучаем русский язык» и т.д.). Благодаря этому у детей возникает интерес к учебному предмету, увеличивается словарный запас, исчезает страх неправильно ответить, появляется желание получить новые знания. Для успешного выполнения домашней работы для учеников была составлена памятка «Как выполнить домашнее задание по русскому языку».

Таким образом, комплекс творческих заданий для формирования пунктуационных умений у младших школьников предусматривает достаточно широкий спектр приемов и заданий, основанных на использовании системно-деятельностного подхода в обучении. Это позволяет не только повысить мотивацию школьников к получению новых знаний, но и обучить их творчеству, самостоятельности и умению находить эффективные способы решения проблемы, критически мыслить, вступать в дискуссию.


Литература:

  1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020г. № №119-НП.

  2. Виды универсальных учебных действий: как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Академия, 2010. – 338 с.

  3. Трегубова, Л.С. О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации / Л.С. Трегубова // Начальная школа. – 2005. – № 2. – 83 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Становление пунктуационных умений у младших школьников на уроках русского языка

Автор: Алексеева Оксана Михайловна

Дата: 15.06.2022

Номер свидетельства: 609758

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(292) "Доклад на тему: "Упражнения по развитию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка на основе использования современных технологий" "
    ["seo_title"] => string(175) "doklad-na-tiemu-uprazhnieniia-po-razvitiiu-orfoghrafichieskoi-zorkosti-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-ispol-zovaniia-sovriemiennykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "150010"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420383492"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Рабочая программа по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида."
    ["seo_title"] => string(103) "rabochaiaproghrammaporusskomuiazykudliaspietsialnykhkorriektsionnykhobrazovatielnykhuchriezhdieniivvida"
    ["file_id"] => string(6) "278313"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453053404"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства