Аспект сравнения | Системный подход | Деятельностный подход | Личностно- Ориентированный подход | Философско – антропологический подход |
Основание | Объект познания или преобразования рассматривается как система. | Интериоризация (переход действия внешней в действие внутреннее). | Педагогика –сотрудничества. | Формирование личности – диалогическое взаимодействие. |
Сущность | Педагог взаимодействует в педагогике: | | Поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развитие его неповторимой индивидуальности | Сохранение, воспроизведение и осуществление человеческих качеств в педагогическом взаимодействии. Главный механизм – способность к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению. Равенство участников воспитательного процесса. |
Авторы, которые рассматривали | Людвиг фон Берталанфи, Антон Семёнович Макаренко. | Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. | Ж.Ж. Руссо, Л.Н.Толстой, М.Монтессори. | К.Д. Ушинский, М. Шелер, B.C. Шубинского, А.В. Валицкой, И.А. Колесников |
Основные категории | Системность; Компонент; Структура; Связь; Системообразующий фактор. | Деятельность; Духовная; деятельность; Взаимодействие; Общение; Методеятельность; Смыслосозидающая деятельность. | Личность; Индивидуальность; Самоактуализация; Субъект; Я – концепция; Выбор; Педагогическая поддержка. | Воспитание; Человеческое бытие. |
Принципы | Целостности; Коммуникативности; Структурности; Управляемости и целенаправленности; | | | |
Методы | Познания; Преобразования. | | Диалог; Педагогической поддержки; Рефлексии; Создание ситуации выбора; Создание ситуации успеха; Педагогической диагностики. | Общения; Понимания; Диалога; Сострадания; Сопереживания; Встречи; Любви; Разочарования. |