Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика стандартов основного общего образования нового и старого поколения»
Сравнительная характеристика стандартов основного общего образования нового и старого поколения
СЛАЙД 1
Чем же стандарт второго поколения принципиально отличается от предыдущего? Рассмотрим некоторые ключевые моменты для сравнения старых и новых стандартов.
Увидеть отличие стандартов второго поколения от стандартов 2004 года можно в двух фразах: дать, чтобы заучить и создать условия, чтобы научить. Т.Е. заучить – это старые стандарты, научить – это новые стандарты. Сразу можно ощутить разницу. Буквально два слова – заучить и научить определяют цели стандартов.
СЛАЙД 2
Прежние образовательные стандарты были ориентированы на процесс, на содержание, т.е. учитель должен был выдать программу (содержание), а стандарты второго поколения ориентированы на результат – учитель должен обеспечить достижение планируемых результатов.
В связи с этим изменились требования к результату обучения
Отличительной особенностью нового стандарта является его системно –деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
СЛАЙД 3
Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков.
СЛАЙД 4- 5
Требования к результатам обучения в новых стандартах сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия - это «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» - обобщённые действия, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях.
Например, если ученик производит действия: сравнение, классификация, выделение существенных и несущественных признаков, то он должен использовать
обобщённое действие при изучении любого предмета.
Формирование общеучебных действий – это надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Результат образования, прописанный в Стандарте, дифференцированный: имеет базовый и обязательный уровни.
СЛАЙД 6
Обязательный уровень знаний, которым должен овладеть каждый ребенок, станет как бы основой, фундаментом для постройки здания навыков и умений повышенного уровня. Его направление и степень достижения будет зависеть от интересов ученика, его возможностей и желания учиться. Выпускник получит возможность научиться…». Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов.
СЛАЙД 7
Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные отметки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио, где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы, результаты диагностики личностного развития. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.
СЛАЙД 8
В ходе реализации ФГОС по-новому строится система мониторинга.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь проводятся метапредметные диагностические работы, составленные из заданий, требующих от ученика проявления не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам), самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), результаты учебных проектов, результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Результаты диагностик учителя являются составляющей частью портфолио ученика.
К концу учебного года обучающиеся должны достигнуть определённых личностных, предметных и метапредметных результатов. Итоговая комплексная работа покажет, какими универсальными учебными действиями обучающиеся овладели к концу учебного года.
СЛАЙД 9
В стандарте 2004 года не было ни слова о воспитании. Новый стандарт нацелен на возрождение воспитательной работы.
Основная воспитательная цель новых стандартов - формирование активной гражданской позиции с целью укрепления российской государственности. Школа должна формировать у своих учеников чувство гражданской идентичности, воспитывать патриотов России, формировать учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, критическое мышление, толерантность и многое другое.
Внеурочная деятельность – один из основных разделов ООП и является обязательной. Новым стандартом задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.
Поменялось представление о роли учителя. Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса, организатор сотрудничества. Девиз педагога «Не навреди!». Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.
Педагог – тьютер, педагог – наставник.
Давайте просмотрим сравнительную характеристику современного и традиционного уроков, где прослеживается каковы функции учителя и деятельности учеников.
СЛАЙД 10 -11
Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса: учител