«Сравнение типологии и структуры уроков в рамках ФГОС и традиционных уроков
«Сравнение типологии и структуры уроков в рамках ФГОС и традиционных уроков
~~Современная школа в рамках ФГОС - не только источник информации, теперь школа учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, поменялся подход к современному уроку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сравнение типологии и структуры уроков в рамках ФГОС и традиционных уроков »
МБОУ «Зеленгинская средняя общеобразовательная школа»
Доклад
«Сравнение типологии и структуры уроков в рамках ФГОС и традиционных уроков
Подготовил:
учитель начальных классов
Куаталиева Радмила Адлеровна
2013г.
Современная школа в рамках ФГОС - не только источник информации, теперь школа учит учиться; учитель - не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний.
Исходя из требований времени, поменялся подход к современному уроку.
Тема моего выступления: «Сравнение типологии и структуры уроков в рамках ФГОС и традиционных уроков»
Чему учить детей на современном уроке? Этим и другими вопросами задается, наверное, каждый учитель, которому предстоит работать по предмету в соответствии с ФГОС.
Во-первых, необходимо учить детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные задачи.
Во-вторых, учить детей осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности в соответствии с выбранными критериями.
В третьих, организовать учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач.
В четвертых, создать условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.
С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения учащегося с внешним миром определяются теперь его новой социальной позицией- ролью ученика, школьника.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
-резко возросла информированность детей;
-современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу;
-несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
- ограниченность общения со сверстниками.
И в настоящее время учитель начальных классов решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?»
Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ответственность существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности .
Таблица 1. Типология урока
Старая формулировка
Новая формулировка (ФГОС)
Урок формирования знаний
Уроки "открытия нового знания"
Урок совершенствования знаний
Урок закрепления и совершенствования знаний
Уроки рефлексии
Урок обобщения и систематизации знаний
Уроки методологической направленности
Урок контроля знаний, умений, навыков
Урок коррекции знаний, умений, навыков
Уроки развивающего контроля
Для моделирования урока в рамках ФГОС важно понять, какой должна
быть структура любого типа урока. Рассмотрим её в сравнении со структурой урока по традиционному обучению.
Таблица 2. Сравнительный анализ структуры урока
Этапы урока
по традиционному обучению
Этапы урока
согласно системно-деятельностному
подходу
1. Организационный момент
1.Самоопределение деятельности
2.Повторение ранее изученного
материала.
.
2. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Первичное закрепление во внешней
речи.
Построение проекта выхода из
затруднения
А) Реализация построенного проекта.
Б) Первичное закрепление во внешней
речи.
Самостоятельная работа по образцу.
Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону
Включение в систему знаний и
повторение
Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в итоговом учебном действии
Итог урока.
Рефлексия учебной деятельности.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, он сможет начать делать первые уверенные шаги в новых условиях в более сжатые сроки.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.