kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы заучивания стихотворений с детьми, с нарушенной речью

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как правило, дети с нарушенной речью без радости включаются в учебную деятельность,так же дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — ИГРУ.    

В данной работе представлны различные методы, для заучивания стихотворений с детьми. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы заучивания стихотворений с детьми, с нарушенной речью»

Способы заучивания стихотворений с детьми

Как правило, дети с нарушенной речью без радости включаются в учебную деятельность, у таких детей снижены память, внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — ИГРУ. Однозначно, стихи с детьми дома учить необходимо. Тренируя память, вы развиваете речь, внимание, личные качества ребенка– целеустремленность, усидчивость, умение доводить дело до завершения. Немаловажно и то, что непроизвольно ребенок учится чувствовать себя естественно и непринужденно в обществе других людей.  Ни для кого не секрет, что у детей с нарушениями речи существуют следующие проблемы: бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, трудности в запоминании и повторении фраз, заучивании стихотворений. Когда дети учат стихотворения, они совершенствуют свою речь, расширяют кругозор и словарный запас, формируют общий уровень культуры. Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Лучше всего учить детскую классику С. Михалкова, А. Барто, К. Чуковского. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, весёлые, деткам спокойным – размеренные, плавные. И ещё – учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза.

Предварительная работа к заучиванию стихотворения:

  • Прежде, чем начать заучивание, взрослый должен сам прочитать его выразительно. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их.

  • Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал произведение, покажите иллюстрации, которые нарисовал художник, а пока ребенок будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у него формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию. 

Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия.



Методы заучивания стихов:

  1. Визуальный

После предварительной работы, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете ребенку установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Можно построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания.  Затем, «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

  1. Двигательный

После проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить ребенку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

  1. Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.


  1. Логический

После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете ребенку своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

  1. Изображаем в действии

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Ребенок включается в игру, а игра – очень важный для него вид деятельности. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.  Суть заключается в том, что к слову или строке подбираются движения, которые выполняются по ходу чтения текста. Рассмотрите вместе с ребенком картинки, прочитайте вслух каждое стихотворение 3 – 4 раза. Затем начните разучивать описанное движение рук или пальчиков.

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумывают движения самостоятельно.

                             Что влияет на быстроту запоминания стихотворения?

  • Содержание. Если ребенку непонятен и не интересен текст, он и не будет особенно стараться. Содержание стихотворения должно быть выбрано соответственно возрасту.  Чем меньше ребенок, тем больше глаголов-движений и меньше эпитетов-прилагательных должно быть в тексте.

  • Объем. Если текст большой по объему, это сразу же пугает ребенка. Для детей 3-4 лет нормальный объем – это 2-3 четверостишья. Для старших дошкольников - 3-5 четверостиший.

  • Значимость. Если ребенок понимает, для чего ему нужно выучить стихотворение, он осознаннее и быстрее справиться с задачей. 

  • Ритмичность. Хорошо запоминаются стихотворения, которые построены на четком ритмичном повторении.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Способы заучивания стихотворений с детьми, с нарушенной речью

Автор: Ушакова Маргарита Николаевна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373532


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства