Просмотр содержимого документа
«Способы, формы, приёмы формирования УУД при подготовке к Всероссийской проверочной работе»
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в начальной школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).
Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.
Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся начальной школы, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки выпускника начальной школы.
Мудрые учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Но если учитель обладает всеми качествами настоящего профессионала, то он и сам не боится такой работы, не будет она стрессом и для учеников. В нашей школе учатся обычные дети, работаем мы по программе «Школа России», которую очень часто называют неперспективной, но наши ученики с честью выдержали это первое взрослое испытание, показав, насколько выпускники начальной школы готовы к обучению в среднем звене. А всё потому, что это была система работы учителей по формированию у учеников УУД начиная с 1 класса. 4 класс – это время систематизации и обобщения знаний.
С чего начать подготовку к ВПР? Прежде всего, каждому учителю необходимо изучить все имеющиеся по данному вопросу материалы.
Мною выработан алгоритм подготовки к ВПР
Повторить перечень планируемых результатов по предмету (русский язык, математика, окружающий мир).
Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
Выполнить проверочные работы на все разделы программы, вместе обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в их ликвидации.
Затем я разработала систему заданий для достижения планируемых результатов освоения предмета, руководствуясь следующими принципами:
1) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить применять знания в разных ситуациях;
2) заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;
3) задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть - на повышенном уровне.
Для разработки заданий я использовала:
1) тестовые задания для проведения независимой оценки индивидуальных учебных достижений Лаборатории качества образования Воронежской области, разработчиками которых являются учителя нашей школы;
2) практикум по выполнению для подготовки к ВПР (под редакцией Е.В. Волковой, С.В. Бахтина, 2017 г.);
3) контрольно-измерительные материалы. Русский язык. Математика. Окружающий мир. 2,3,4 класс /О. Н. Крылова /;
4) тесты по русскому языку 2-4 класс (Тихомирова Е. М.);
5)тематический контроль знаний учащихся 2-4 класс (В. Т. Голубь)
Из них я составила банк тренировочных заданий, которые ежедневно включаю в уроки на орфографических пятиминутках, устном счете, на обобщающих уроках. При выполнении обсуждаем с детьми, как составлено задание, в чем его особенность, какой планируемый результат оценивается.
Большую работу по подготовке к ВПР веду во время внеурочной деятельности на кружках «Мир вокруг нас», «Занимательный русский язык» и «Юным умникам и умницам». Учителями нашей школы были составлены рабочие программы по этим кружкам. На этих занятиях особое внимание уделяется выполнению заданий повышенной сложности.
Я остановлюсь на подготовке к проведению ВПР по математике.
Работа содержит 11 заданий.
В заданиях 1, 2, 7 проверяется умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями. Эти навыки отрабатываются на каждом уроке.
Задание 4 выявляет умение читать, записывать и сравнивать величины (время), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними.
Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры проверяется заданием 5. Пункт 1 задания предполагает вычисление периметра прямоугольника и квадрата, площади прямоугольника и квадрата. Пункт 2 задания связан с построением геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника.
Практика показывает, что данный материал является одним из трудных в изучении разделов начального курса математики.
Типовыми являются задания: «Измерьте длину отрезка», «Выполните действия» (с величинами), «Найдите периметр (площадь) прямоугольника (квадрата) с заданными сторонами» и др.
Чаще всего учащиеся допускают ошибки в преобразованиях величин, в действиях с величинами, выраженными в различных единицах, в ходе решения задач на нахождение периметра (площади) прямоугольника (квадрата), при записи единиц периметра (площади) прямоугольника (квадрата), в ходе решения составных задач с пропорциональными величинами. Причинами возникновения указанных ошибок являются: (слайд 6)
несформированность понятия о величине;
незнание единиц измерения величин и соотношения между ними;
незнание алгоритмов преобразования величин, действий с величинами, выраженными в одинаковых или разных единицах;
несформированность общего умения решать текстовые задачи.
На разных этапах урока предлагаю обучающимся следующие задания:
Задания для устного счета
1. Вставьте в окошко число: 8м= дм, 2ч 15мин = мин
2. Запишите величины в порядке уменьшения(увеличения):
5085 см, 5085 дм, 5085мм, 5085 м.
3. Составь по правилу столбики для величин:
9 м 1 сут 80 кг
4. Выбери единицы массы (времени, длины, площади):
5 дм, 1 м, 9 ч, 100 кг
5. Какая величина лишняя?
3080 см, 5407 дм, 4078 кг, 19063 м
6. Сравни: 7300 мм* 73 м, 35см* 35 дм
Задания для закрепления арифметических действий с именованными числами.
1. Задание на нахождение ошибок«Красный карандаш» 2. Выбери правильное решение. Обоснуй свой выбор. (предлагается 2 решения) 3. Выполнение арифметических действий.
2. Выполнение несложных чертежей, рисунков, технологических карт для изготовления модели изделий. Тесная связь с предметом технология.
3. Задача с недостающими данными.
Предлагаю внести в задачу недостающие данные, либо сформулировать вопрос, а затем решить её.
4. По краткой записи детям предлагаю составить текст и решить задачу.
5. Составление задачи по равенству. (Р = (4+5)*2)
При выполнении заданий используется преобразование величин:
а) перевод величин из различных единиц в одинаковые;
б) наоборот, перевод величин из одинаковых единиц в различные.
Необходимо вооружить учащихся алгоритмом обоих видов преобразований. Кроме этого, на этапе знакомства с этими алгоритмами полезно требовать от учащихся подробного изложения их применения.
При изучении действий с однородными величинами, выраженными в одинаковых или различных единицах используется алгоритм (сложения, вычитания, сравнения):
1. Определи, в каких единицах выражены величины.
2. Вырази единицы в одинаковых величинах.
3. Выполни заданное действие.
4. Преобразуй полученный результат.
5. Проверка.
Рабочая тетрадь к учебнику также содержит задания на формирование умений читать, записывать, сравнивать величины, используя основные единицы измерения, поэтому систематически работаю по данным тетрадям.
Большое внимание уделяю развитию логического мышления и пространственного воображения, для этого включаю задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти, внимания. Подобные задания есть в ВПР. В задании 6 проверяется умение работать с таблицами, схемами, графиками и т. д. Задание предполагает чтение и анализ несложных готовых таблиц. Овладение основами логического и алгоритмического мышления контролируется заданиями 9 и 11.Овладение основами пространственного воображения выявляется заданием 10.