Создание условий реализации коррекционно-развивающего процесса для детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО.
Создание условий реализации коррекционно-развивающего процесса для детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО.
Направления коррекционной работы в начальной школе для детей с ОВЗ. Условия реализации коррекционно-развивающего процесса для детей сОВЗ в рамках ФГОС НОО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание условий реализации коррекционно-развивающего процесса для детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО.»
Создание условий реализации коррекционно-развивающего процесса для детей с ОВЗ в рамках ФГОС НОО.
Учитель :Пасько И.В.
Август 2015г.
Каждый учитель в процессе практической деятельности сталкивается с особенными детьми, которые в силу определенных физических, психических или интеллектуальных ограничений не вписываются в образовательный процесс массовой школы. Еще совсем недавно детей с ограниченными возможностями здоровья выводили из общеобразовательной школы на надомное или в коррекционные школы. Однако, с вступлением в силу закона «Об образовании в Российской Федерации», дети с проблемами психофизического развития получили возможность обучаться в общеобразовательной школе вместе со здоровыми сверстниками. В школе появилась новая практика обеспечения равного доступа к образованию для всех учащихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей – практика инклюзивного образования. В его рамках не ребенок должен подстраиваться под школу, а школа обязана создавать такие условия, при которых все ученики включаются в образовательный процесс. Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ребенок, обучаясь, чувствовал себя принятым, чтобы его потребности учитывались, а способности были оценены.
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения – детей с ограниченными возможностями здоровья» [3, с.4]. Главная забота учителя не задержать развитие школьника, способствовать формированию инициативного и творческого подхода к учебной деятельности, способности к размышлению, рассуждению, самостоятельному поиску.
В связи с этими требованиями коррекционная работа в школе строится в нескольких направлениях: работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья; с детьми, имеющими трудности в обучении. Это позволяет реализовать требования основной образовательной программы:
-создавать условия, способствующие освоению всеми детьми основной образовательной программы начального общего образования;
-осуществлять индивидуально ориентированную педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья;
- оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с трудностями в обучении, с ограниченными возможностями здоровья [1].
Учитель, в класс к которому попадают дети с ограниченными возможностями здоровья, встает перед проблемой: как эффективно учить детей данной категории, какие методы, приемы следует применять в педагогической практике?
Условия, необходимые для продуктивной коррекционно-развивающей работы (Слайд2)
1. Поход к учащемуся с оптимистической гипотезой (безграничная вера в ребенка). Каждый ребенок может научиться . Конечно, для этого необходимо разное количество времени и усилий и со стороны ученика, и со стороны учителя, но педагог не может сомневаться в возможности достижения результата каждым учеником.
2. Путь к достижению положительного результата может быть только путем «от успеха к успеху».Для ребенка очень важно постоянно чувствовать свою успешность.Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых учителем заданий соответствует уровню подготовленности ребенка. Только помня об этом, учитель может дать возможность каждому быть успешным в процессе обучения. И еще одно, что нужно помнить: оценивая работу ребенка, прежде всего, необходимо обращать его внимание на то, что уже получилось, и лишь потом высказывать конкретные пожелания по улучшению работы.
3. Создание доброжелательной атмосферы на занятиях.Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном эмоциональном фоне. Ребенок намного быстрее добьется успеха, если будет верить в свои силы, чувствовать такую же уверенность в обращенных к нему словах учителя, в его действиях. Педагогу не стоит скупиться на похвалы, необходимо отмечать даже самый незначительный успех, обращать внимание на любой правильный ответ. При этом педагог не должен забывать, что его оценочные суждения должны касаться только результатов работы ребенка, а не его личности (особенно это относится к отрицательной оценке). Детям младшего школьного возраста свойственно воспринимать оценку своей работы как оценку личности в целом, именно поэтому важно постоянно подчеркивать, что оценивается только работа. Этого разграничения легко добиться, прибегая к качественным, содержательным оценочным суждениям, подробно рассказывая ребенку, что уже получилось очень хорошо, что неплохо, а над чем нужно еще поработать.
4. Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями.Ученик не будет работать лучше и быстрее, если он постоянно слышит слова «быстрее», «поторопись», «ты опять последний». Этими словами достигается, как правило, обратный эффект – либо ребенок начинает работать еще медленнее, либо он работает быстрее, но при этом начинает страдать качество и у ребенка появляется принцип: пусть неправильно, зато быстро, как все. Более целесообразной является позиция «лучше меньше, да лучше». Для ее осуществления учитель на начальных этапах подстраивается к темпу ребенка, максимально индивидуализируя процесс обучения, предлагая меньшие по объему задания. В то же время шаг за шагом, не в ущерб качеству учитель старается приближать темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5. Отказ от принципа «перехода количества дополнительных занятий в качество обучения». Суть «качественного» подхода заключается в том, что учитель знает, в чем трудности и как они могут быть устранены самым эффективным способом. Продуктивен именно такой путь — от знания причины ошибки к ее устранению.
6. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика. Важно знать ту «точку», в которой ученик находится в данный момент, а также перспективы его развития.Для выполнения этого условия необходимо отслеживать последовательность этапов формирования каждого конкретного навыка. Другими словами, учитель постоянно должен знать: а) что ребенок уже может сделать самостоятельно; б) что он может сделать с помощью учителя; в) в чем эта помощь должна выражаться.
7. В обучении необходимо опираться на «сильные» стороны в развитии ученика, выявленные в процессе диагностики.
8. Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий должно не только предупреждать трудности обучения, но и способствовать общему развитию учащихся. Задания должны быть разнообразными, занимательными, интересно оформленными. Основными методами обучения на занятиях должны быть дидактическая игра и самостоятельная предметно-практическая работа, так как именно в этих видах деятельности ребенка происходит развитие наглядно-образного мышления, произвольности и т. п. Одним из оптимальных средств для проведения коррекционно-развивающей работы являются тетради на печатной основе, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать — штриховать, закрашивать, соединять линией, подчеркивать, дорисовывать и т. п.
9. Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.То, чего так медленно и постепенно удается достигнуть, легко и быстро разрушается, если действия не отработаны до конца, не проконтролирован перенос действия с одного материала на другой.
На основании рекомендаций программ коррекционного обучения можно выделить в обучении детей с ОВР несколько линий, направленных «на пробуждение познавательной активности и реализацию резервных возможностей детей: (Слайд 3)
- развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению;
- обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала;
- приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, т.к. эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей;
- формирование универсальных умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку;
- усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.;
- обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться; (Слайд 4)
- адаптация содержания учебного материала, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач;
- отбор, комбинация методов и приемов обучения с целью смены видов деятельности детей, изменения доминантного анализатора, включения в работу большинства анализаторов, использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, алгоритмов, образцов выполнения задания);
- обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.
Особо следует сказать о создании благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе, группе
Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки, доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, избегание отрицательных, приказных форм, сравнений с другими детьми, поторапливаний, как можно частое включение в диалог местоимения «мы», декларирование одобрения и любви – это все слагаемые психогигиенического воздействия на ученика.
(Слайд5)
Дляповышения эффективности интегрированного обучения учащихся с ОВР используются различные виды и приёмы работы:
1. Индивидуальная помощь в случаях затруднения.
2. Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.
3. Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.
4. Вариативные приемы обучения.
5. Точность и краткость инструкции по выполнению задания.
7. Планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные).
8.Альтернативный выбор (из предложенных вариантов правильный)
9. Речевой образец.
10. Демонстрация действий. (Слайд6)
11. Вариативные вопросы (подсказывающие, альтернативные, наводящие, уточняющие и проблемные).
12. Подбор по аналогии или по противопоставлению.
13.Работа парами с взаимопроверкой и обсуждением выполнения задания.
14. Сравнение .
15. Наблюдение и анализ (что изменилось и почему?).
16. Группировка по общности признаков.
17. Исключение лишнего.
18. Оптимальная смена видов заданий (познавательных, игровых и практических).
19.Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.
20. Индивидуализация темпа выполнения задания.
(Слайд7)
Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ОВР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:
- выполнять инструкцию и осуществлять самоконтроль;
-рационально организовывать своё время на занятии;
- проверять работу и организовывать свой труд на занятии;
- выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением;
- формулировать задания для коллективной работы в определённое время;
- своевременно обращаться за помощью;
- работать по индивидуальным карточкам;
-работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;
- анализировать работу друг друга;
- делать вывод в конце задания;
-соблюдать речевой этикет.
(Слайд 8)Работа по коррекции устной речи
Учитывая особенности речи детей с ОВР, учителю необходимо построить свою работу по восполнению пробелов в речевом развитии по трем основным направлениям:
При общении с учеником на уроке и вне урока учитель следить за речью ребенка, обращает его внимание на правильное построение высказывания. Рекомендации учителю по коррекционной работе устной речи:
-постоянно следить за качеством произношений звуков детьми, требовать от них утрированного, четкого произношения звуков;
- фиксировать внимание на артикуляционных ощущениях при произношении;
- формировать навыки звукового анализа;
- фиксировать внимание детей на уточнении смысла слов, предупреждать неточное или ошибочное употребление какого-либо слова, упражнять в многократном использовании новой лексики в разнообразных контекстах;
- использовать алгоритмы составления связного высказывания;
- к ответам детей следует относиться бережно, каждого выслушивать до конца.
В моём классе интегрировано обучается 5 учеников по программе СКОУ VII вида
Конечно, сложно работать в таком классе. Прежде всего, в поурочном планировании педагогу необходимо отразить одновременно работу по двум темам (по программе общеобразовательной школы и специальной (коррекционной) программе VII вида). Необходимо организовать работу так, что если идет изучение новой темы по программе одной школы, то у детей занимающихся по другой программе, идет самостоятельная работа (на закрепление пройденного материала).
Дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока необходимы пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке необходимо учитывать личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.
Для этих детей характерен замедленный темп обучения, что соответствует замедленностипротекания психических процессов. Необходимо осуществлять принцип повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. Темп речи учителя должен быть особый – замедленный постепенно переходящий к среднему. Замедленный темп создаёт благоприятные условия для понимания учебного материала. Если учитель говорит быстро, ученик теряет нить рассказа .
Рассказ учителя должен быть четким, лаконичным, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе очень важно чётко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребёнку. Весь материал, должен быть для них посилен и доступен.Только в этом случае он может, быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления.
Большое значение имеет наглядность в процессе обучения.
В отличие от нормально развивающегося ребёнка, дети с ОВЗ, особенно в младших классах, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядность в обучении помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединить наглядность с практической деятельностью.
При объяснении нового материала опираюсь на разнообразные по форме и содержанию карточки-схемы, опорные таблицы.
Психические процессы развиваются у ребят только в деятельности. Поэтому при организации учебной и внеучебной работы учащихся, я применяю деятельностный подход.
Развитие умственно отсталых школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. В своей работе я также на различных этапах урока включаю упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения. Положительную роль в развитии внимания и памяти играют упражнения, рекомендуемые психологами, которые я провожу в начале урока. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся после перемены или предыдущего урока.
В младших классах важное место занимают дидактические игры, направленные на коррекцию восприятия, внимания и наблюдательности, умение ориентироваться в пространства, осуществлять анализ и сравнение. В ходе игр формируются количественные представления, счётные навыки, расширяется кругозор.
Для обобщения и систематизации пройденного материала стараюсь составить задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся, которые представляет собой одну из форм разноуровневой самостоятельной работы. На этом уроке каждый учащийся работает в индивидуальном темпе. Сильные ученики решают самостоятельно, а ученикам с ОВЗ помогаю. Обязательно провожу анализ работ. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ решают задания на доске. Если они успешно справляются с заданиями - это придает им уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Я тесно контактирую с родителями детей этой категории. Они оказывают мне всяческую поддержку и помощь. Систематически приходят ко мне на консультации разного рода, интересуются достижениями своих детей. Я предоставляю родителям учащихся с ОВЗ в индивидуальном порядке данные динамике развития их детей с конкретными рекомендациями. Обращаю внимание родителей на правильную организацию выполнения домашних заданий.
Дети с ОВЗ вовлечены в общий учебно-воспитательный, спортивно-оздоровительный и социокультурный процесс. Они являются участниками творческих и спортивно-оздоровительных программ, становятся победителями конкурсов различных уровней.
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для учащегося с ОВЗ позволяет обеспечить личное развитие каждого школьника.