"Создание условий для развития личностного роста младшего школьника с умственной отсталостью в детском коллективе"
"Создание условий для развития личностного роста младшего школьника с умственной отсталостью в детском коллективе"
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Создание условий для развития личностного роста младшего школьника с умственной отсталостью в детском коллективе"»
Создание условий для развития личностного роста младшего школьника с умственной отсталостью в детском коллективе
Коллективная жизнедеятельность школьников открывает практически неограниченные возможности для реализации физического и художественного потенциала личности. Физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая деятельность, организуемая в условиях свободного общения, стимулирует содержательный обмен духовными ценностями, формирование эстетического отношения к действительности, овладение широким спектром специальных знаний, умений и навыков. Эти виды деятельности способствуют эмоциональному развитию воспитанников, вызывая чувства коллективного сопереживания, сочувствия, совместного ощущения эмоционально-нравственной атмосферы и ее сотворчества.
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Педагогически ориентированный коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.
Роль детского коллектива в специальной коррекционной школе VIII вида значительна, так как через коллективную деятельность умственно отсталые школьники на практике овладевают нравственными нормами поведения. Социальное развитие детей, понимание норм общественной морали, что необходимо для самостоятельной жизни и участия в общественном производстве, осуществляется в процессе жизни и развития ребёнка в коллективе.
Приобретённые в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные формы поведения ребёнка.
Вне общения с взрослыми людьми и другими детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему человеческие качества. Следовательно, коллектив ему необходим. Но коллектив, как мы выяснил ранее, при наделении его слишком большими полномочиями, властью над личностью, а также при недостаточно высоко уровне собственного развития ребенка может препятствовать дальнейшему росту. Педагог на практике сталкивается, таким образом, со сложной задачей: как, управляя развитием самого коллектива, усиливать его положительное и уменьшать возможное отрицательное воздействие на личность ребенка.
Условия формирования коллектива учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида:
1.правильная организация учебно-трудовой деятельности, общественно полезного и производительного труда;
2. правильно организованное общение детей между собой, педагогов и детей;
3. внимательное отношение педагогов к учащимся;
4. привлечение детей к активному участию в коллективных делах;
5. необходимость учитывать индивидуальные склонности и возможности детей.
Личностные и деловые отношения между умственно отсталыми детьми складываются весьма трудно и медленно. Эти дети, как правило, недостаточно коммуникабельны, им присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими
Свою деятельность по формированию классного коллектива условно разбила на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой:
Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.
Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом. I
Установление благоприятного психологического микроклимата в классе.
Считаю, что на первой стадии формирования классного коллектива, когда дети впервые пришли в школу, руководящие функции принадлежат классному руководителю. Именно на нем лежит основная задача по формированию благоприятных условий для развития каждого ребенка, он поощряет дружбу детей, предотвращает обострения в их отношениях, подбирает и предлагает детям виды совместной деятельности. Работу по организации коллектива надо начинать с изучения каждого ребенка, с выявления его возможностей, недостатков, положительных качеств, направленности, его опыта в жизни коллектива.
Для того, чтобы укрепить взаимодействие детей, провожу групповые игры, с правилами, на сплочение, такие как:
тактильные, на сближение и снятие телесного напряжения: «Путаница», «Прогулка слепых», «Лавата», «Носок-пятка», «Гусеница» и т.д.
коммуникативные, на умение передавать мысли окружающим: «Комплименты», «Поменяйтесь местами те, кто…», «Я хочу с тобой дружить», «Коробка с секретом» и т.д.
социально - коммуникативные, на умение разрешать конфликты: «Тебя случайно толкнули», «Наступили на ногу в автобусе», «Обозвали», и т.д.
Часто учащиеся не всегда могут управлять своим поведением, у них не развито чувство долга перед другими, нет и чувства ответственности за свои поступки.
Поэтому, на пути по формированию классного коллектива, провела работу по организации классного соуправления. Прошли выборы командира класса и его помощника. Распределены обязанности по секторам: учебный, спортивный, трудовой, санитарный, культмассовый и сектор дисциплины и порядка. В классе все ребята охвачены поручениями с учетом их интересов, возможностей, а это способствует развитию активности, инициативы и ответственности. Совместно был оформлен классный уголок, который привел ребят к мысли, что класс — это их второй дом, где уют, тепло, взаимопонимание зависят от них самих.
В формировании коллектива учащихся коррекционной школы одним из важных фактором является правильная организация учебно-трудовой деятельности. На протяжении всех лет обучения в школе она находится в центре внимания. От успехов или неудач в обучении зависит не только уровень интеллектуального развития. Под влиянием оценки учебной деятельности коллективом, окружающими детьми и взрослыми ребенок переживает чувство радости или огорчения, и это не может не сказываться на воспитании личности. О результатах своего учебного труда ученик коррекционной школы судит прежде всего по высказываниям педагога, отношению к нему членов коллектива, так как в силу особенностей развития он не в состоянии объективно оценить свои учебные возможности и достижения. Поэтому предметом самого серьёзного обсуждения стало отношение к учёбе, как к основной обязанности школьника. Поощрялись не только те ребята, которые получали хорошие отметки, но и те, кто значимо улучшили свои результаты. Обсуждение, моральное поощрение, похвала вселяют уверенность в своих силах, приводят к осознанию того, что учёба - это труд и основная обязанность. Учебный процесс корригирует основной дефект ребенка с нарушением интеллекта, обогащает его интеллект и создает необходимую предпосылку для активного и осмысленного участия в коллективе. По мере приобретения детьми определенных знаний и умений наиболее сильных учеников привлекаю к оказанию помощи слабоуспевающим (проверка записей в дневнике, выполнение письменных заданий, выученного стихотворения). Взаимопомощь имеет место и в других видах коллективной деятельности, например, при выполнении различных бытовых заданий, в общественно- полезном труде, спортивных соревнованиях.
Большое значение в общении умственно отсталых учащихся имеет их словарный запас, дефекты произношения затрудняют общение детей со своими сверстниками и педагогами, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на положении ребенка в коллективе, определяет его негативное отношение к окружающим, формирует отрицательные черты характера.
Одним из главных условий вовлечения ребенка, имеющего речевые нарушения, в активную деятельность, является его участие в работе коллектива, внимательное и терпеливое отношение к нему окружающих.
Ребята с удовольствием готовятся к каждому общешкольному мероприятию. Естественно желание самоутвердиться в коллективе может быть удовлетворено благодаря участию в художественной самодеятельности. Привлекаю всех детей, находя для каждого доступное ему дело. Через определённое время, они начинают осознавать, что от их общей деятельности по подготовке выступления и самого выступления, зависит в целом успех классного коллектива. Здесь наиболее естественным путем раскрываются потенциальные возможности детей, которые надо вовремя увидеть и поддержать, помочь им развиться. Любое проявление позитивного отношения ребенка к полезному занятию, желание участвовать в общем деле должны стимулироваться педагогом. Так с 1 класса дети участвуют в Дне инсценированной сказки, Фестивале творчества, в месячнике по гражданско-патриотическому воспитанию, Дне рождения школы, конкурсах поделок и т.д. Оказываю педагогическую помощь в деятельных усилиях ребенка такими словами: «Я тебе помогу… Давай попробуем вместе… Запомни, здесь нужно сделать так …Попробуй еще…». У ребенка после таких слов появляется уверенность в выполнении отведенной ему роли. В своей работе использую самые разнообразные формы коллективных познавательных игр. Игра-путешествие, викторины, конкурсно-игровые программы, и т.д. Важно, чтобы игра отвечала таким требованиям: содействовала сплочению коллектива, имела познавательное значение, активизировала деятельность учащихся, обеспечивала мыслительную активность участников игры, создавала условия для детского творчества. Трудно переоценить воздействие коллектива на личность ребенка в процессе игровой деятельности. Проходят в игровой форме классные часы на темы: «Планета друзей», «Манеры поведения», «Поговорим о вежливости», «О добросовестном отношении к труду», «О заботливом отношении к людям», «Не будь равнодушным» и т.д., акции «День мира», «День борьбы с терроризмом»
Диагностическое исследование развития классного коллектива позволяет
определить уровень сплоченности класса, выявить «проблемные зоны», требующие дополнительного внимания и поддержки со стороны классного руководителя, корректно построить систему воспитательной работы на следующий учебный год. Для проведения исследования были выбраны методики: - Психологический комфорт в классе (метод социометрии по методике Дж. Морено); - Определение индекса групповой сплоченности Сишора;
- Тесты и тренингы на сплочение коллектива.
Ученики 1-3 классов школы часто не понимают своего положения в коллективе, нечетко осознают отношения друг к другу, не могут сказать, почему одни ребята им нравятся, а другие нет. Одна часть школьников выбирает товарищей ситуативно (по месту жительства и т.д.), другая по их личностным качествам (веселый, честный, смелый). Отрицательным мотивом выбора учащихся часто становятся черты характера – драчливость, неряшливость, лживость.
Умственно отсталые дети держатся однажды сложившегося мнения и, если оно отрицательно по отношению к тому или иному однокласснику, не могут без посторонней помощи поменять к нему отношение.
Поэтому, необходимо показывать положительные стороны личности каждого ребенка. Обратить внимание не только на то, что и как ребенок умеет делать, каковы исполнительские возможности, но и как он относится к делу. Все это со временем дает возможность включения трудных детей в общее дело, где они могут стать полезными участниками, вырасти в глазах товарищей, изменить общее отрицательное мнение о себе.
Из всего сказанного следует вывод, что наибольшую трудность при организации и воспитании ученического коллектива представляет развитие его инициативы и самодеятельности — этого главного фактора существования и развития коллектива. Преодоление указанной трудности является важнейшим условием организации и воспитания ученического коллектива в специальной коррекционной школе. Считаю, если , как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, то тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, сделаю его чуточку счастливее в этом мире.
Для того чтобы положительно и разносторонне влиять на личность ребенка, детский коллектив должен жить достаточно разнообразной жизнью, включающей виды деятельности, способствующие развитию личности. На практике большинство детских коллективов чаще всего заняты одним, реже двумя и очень редко, тремя разными видами деятельности. В них ребенок не в состоянии использовать возможность для разностороннего личностного развития. Значит, остается один выход: сделать ребенка активным участником с нескольких детских коллективов, занятых различными видами деятельности и в совокупности обеспечивающих ребенку нужное разнообразие личностного роста. Это не есть единственно возможное и оптимальное решение проблемы, так как в пределах доступного для ребенка социального окружения не всегда находится нужное количество разнообразных по содержанию деятельности детских объединений. Тогда можно сделать так, чтобы ребенок непосредственно участвовал в работе двух, максимум — трех детских коллективов, каждый из которых, в свою очередь, занимался бы двумя-тремя различными видами деятельности, взаимодополняющими друг друга в их влиянии на личное развитие ребенка. Участвуя в деятельности каждого вида, ребенок будет иметь возможность приобретать достаточное количество различных полезных личностных свойств, причем в зависимости от его собственных способностей и склонностей.