Просмотр содержимого документа
«"Создание системы непрерывного образования с целью обеспечения преемственности между начальный и основной школой в условиях перехода на ФГОС ООО "»
Попкова Инна Юрьевна,
учитель начальных классов
ОАНО Прогимназия «Белоснежка» г.Москва.
Создание системы непрерывного образования с целью обеспечения преемственности между начальный и основной школой в условиях перехода на ФГОС ООО
Модернизация системы образования подразумевает создание непрерывной системы образования, преемственность которой характеризуется как связь всех компонентов (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени. Однако в настоящее время нет согласованности в подходах к обучению и воспитанию на ступенях при переходе из начальной школы в основную. Что мы часто слышим от учителей основной школы в адрес учителей начальной школы «Ваши дети ничего не знают и не умеют, нам приходиться учить их всему заново». Учителя же начальной школы говорят: «Мы сделали всё и подготовили замечательных ребят, а вы их не слышите, не понимаете и как результат получаете неуспевающих учеников». Такая ситуация возникает тогда, когда нет преемственности между начальной и основной школой.
Так что же может явиться основой для преемственности в достижении успешного результата образования? Это ФГОС. Где разработана единая система целей для достижения результата от детского сада до старшей школы.
Мы сегодня остановимся на преемственность между начальной и основным школой.
Начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Основное же общее образование должно обеспечивать личностное самоопределение учащихся: формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
Как этого добиться?
В прошлом году в нашей школе был разработан алгоритм преемственности для начальной и основной школы, который мы начали реализовывать в этом году. Первое что бы сделали, это создали временное методическое объединение учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год).
Работу этого объединения можно условно разделить на 2 этапа. Первый этап это выпускной класс начальной школы. На это этапе идёт - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации; второй этап (пятый класс, 1 полугодие) - социально-психологическая адаптация к новой социальной ситуации.
Первый этап
1. Изучение программ начальной школы учителями будущих 5 классов.
2. Изучение особенностей образовательного процесса в 4 классах.
3. Проведение открытых уроков учителями начальных классов для учителей основной школы.
4. Изучение технологий, используемых в начальных классах.
5. Разработка единой системы повторения и контроля.
4. Изучение технологий, используемых в начальных классах.
5. Разработка единой системы повторения и контроля.
6. Разработка методически рекомендации по преемственности преподавания русского языка и математики.
7. Изучение диагностики метапредметных результатов на выходе из 4-го кл.
8. Знакомство с психологическими особенностями учащихся.
9. Изучение того, в какой зоне учится одаренный ребенок в начальной школе.
10. Изучение того, в какой зоне учится ребенок с особыми образовательными потребностями в начальной школе.
Второй этап
1. Преемственность в использовании УМК
2. Открытые уроки в 5-м кл. для метод. объединения
3. Обсуждение и решение проблем адаптации 5-х классов
4. Анализ входной диагностики
Таким образом, внедрение алгоритма организации непрерывного образования с целью обеспечения приемственности между начальной и основной школой в условиях перехода на ФГОС ООО выглядит следующим образом: общие цели образования и воспитания учащихся, использования единого комплекта учебников и преемственных образовательных технологий, апробация системы развития универсальных учебных действий (ранее – общеучебных умений) учащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыках начальной и основной школы, комплексная диагностика уровня развития универсальных учебных действий при переходе из начальной школы в основную, процедура внедрения технологии используемых в начальной школе в основную.
Процедура внедрения технологии
- Вводный семинар по внедряемым технологиям
- Проведение уроков с использованием технологии (ее элемента).
- Открытые уроки для коллег по метод. объединению.
- Итоговый семинар по внедрению данной технологии
Кроме учителей предметников преемственность должна касаться и классных руководителей. Их алгоритм преемственности между начальной и основной школой выглядит следующим образом.
Очень бы хотелось, чтобы переход на ФГОС основной школы не стал для учителей стихийным бедствием.
Литература:
Марфюк Наталья Васильевна. Карта лучшей практики по проблемам преемственности дошкольного, начального и основного общего образования в условиях введения (ФГОС)
Платонова Елена Владимировна . Преемственность между начальной и основной школы
В.Г. Черемисина, к.п.н., доцент,заведующая кафедрой НОО КРИПКиПРО// «Кадровое обеспечение перехода на ФГОС: проблемы и перспективы. Преемственность начального и основного общего образования».
Чураева Виулена Ивановна. Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС