kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные проблемы и противоречия патриотического воспитания младших школьников в рамках требований ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. На рубеже веков в результате социальных перемен, подмены основных ведущих социально-нравственных ценностей, глобальной материальной дифференциации населения России и перекройки ее экономико-политической карты, среди молодежи стала наблюдаться  тревожность, неуверенность в будущем,  нарастание противоречий и поиск асоциальных выходов снятия психологических стрессов.

 Поэтому как никогда остро встал вопрос необходимости нового подхода к процессу формирования у школьников высоких чувств любви и уважения к Родине, отечественной культуре, народным традициям с раннего школьного детства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные проблемы и противоречия патриотического воспитания младших школьников в рамках требований ФГОС НОО»

Современные проблемы и противоречия патриотического воспитания младших школьников в рамках требований ФГОС НОО


Актуальность. На рубеже веков в результате социальных перемен, подмены основных ведущих социально-нравственных ценностей, глобальной материальной дифференциации населения России и перекройки ее экономико-политической карты, среди молодежи стала наблюдаться тревожность, неуверенность в будущем, нарастание противоречий и поиск асоциальных выходов снятия психологических стрессов.

Поэтому как никогда остро встал вопрос необходимости нового подхода к процессу формирования у школьников высоких чувств любви и уважения к Родине, отечественной культуре, народным традициям с раннего школьного детства.

Современная сложная обстановка сплотила взрослое население России, и можно даже отметить всплеск чувств патриотизма, интереса к защите исторического прошлого.

Философский, психолого-педагогический анализ проблемы позволяет выделить сущностные признаки патриотизма как социального явления и нравственного качества личности. Однако с учетом изменений, происходящих в современном обществе, необходимым является определение особенностей формирования патриотических качеств школьников на данном современном этапе развития нашего общества. Богатый опыт развития воспитательной системы, накопленный в советский период по данному направлению работы, уже не может быть использован в полном объеме и в тех же формах и содержании в новых сложившихся исторических условиях.

Формированию патриотических качеств школьников в общеобразовательной школе отводится ведущая роль, поэтому вопросы разработки методики и практики патриотического воспитания приобретают особую актуальность. Эволюция взглядов на патриотическое воспитание подрастающего поколения шла вместе с развитием государства, исторических событий, педагогических взглядов. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное развитие у школьников любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт личности, очень сложное новообразование и чувство. Оно связано с чувством гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого [2]. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Одним из важнейших условий развития современного демократического общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к успешной социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к своим традициям и культуре, а также и культуре других народов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социальным реалиям. Таковые формы и новые возможности предоставил нам федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) в рамках учебной и внеурочной деятельности. Каким содержанием будут наполнены программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, их формы в аспекте формирования патриотических качеств и реализации гражданско-патриотического воспитания. Эти вопросы и являются ключевыми в построении системы воспитательной работы начальной школы.

С введением ФГОС НОО начальная школа получила дополнительные возможности создания воспитательных программ для организации внеурочной деятельности в форме кружков и клубов патриотической направленности. Но, к сожалению, эти возможности формирования патриотических качеств учащихся в настоящее время мало используются в школах: проще составить программу для развития творческих или интеллектуальных способностей детей. Основой формирования патриотических качеств школьников является духовно-нравственное, эстетическое, трудовое воспитание, что четко прописано в ФГОС НОО.

Сегодня, несмотря на наличие официально утвержденных государственной концепции и федеральной программы патриотического воспитания, народных патриотических традиций, вопрос о формировании патриотических качеств школьников остается чрезвычайно актуальным [3].

В связи с происходящими в государственной и международной политике, обществе и системе образования кардинальными изменениями, обозначились ряд противоречий между:

- традиционной воспитательной системой и новыми требованиями к патриотическим качествам школьников;

- возросшей потребностью общества в использовании народных традиций и обычаев в патриотическом воспитании подрастающего поколения и нереализуемыми возможностями сложившейся системы учебно-воспитательного процесса в реализации этого опыта;

- необходимостью формирования патриотических качеств школьников и отсутствием специальных воспитательных программ в практике образовательных учреждений;

- необходимостью мониторинга формирования патриотических качеств и недостаточностью методов объективных измерений сложных новообразований личности школьников [1].

Выявленные нами противоречия, недостаточная разработанность проблем патриотического воспитания в современных реалиях являются основаниями поиска новых форм, содержания построения программ патриотического воспитания младших школьников в рамках требований ФГОС НОО.


Список использованных источников:

  1. Алиева, Д. К. Патриотическое воспитание учащихся в современных условиях [Электронный ресурс] / Д. К. Алиева // Вестн. Майкопского гос. технолог. ун-та. – 2013. – № 2. – С. 1–4. – URL: https://e.lanbook.com/reader/journalArticle/133878/#1 (дата обращения: 12.07.2019).

  2. Куренбина, О. А. К вопросу о патриотическом воспитании [Текст] / О. А. Куренбина // Пед. образование в России. – 2015. – № 2. – С. 170–172.

  3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (с изм. на 13 окт. 2017 г.) [Электронный ресурс] // Консорциум Кодекс : электрон. фонд правовой и нормативно-технической документации : сайт. – URL: http://docs.cntd.ru/document/420327349 (дата обращения: 12.07.2019).



1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Родыгина Светлана Евгеньевна

Дата: 11.12.2021

Номер свидетельства: 594264


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства