Просмотр содержимого документа
«Современные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе способствующие развитию функциональной читательской грамотности.»
Современные приемы работы на уроках литературного чтения в начальной школе способствующие развитию функциональной читательской грамотности.
Я работаю с детьми, и это настоящее счастье, удовольствие, творчество и самовыражение. Но одновременно с этим - огромная ответственность и труд, умноженные на терпение и взаимное уважение. Каждый день я открываю школьную дверь и захожу в класс. Вновь звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их ясные, добрые, любопытные глаза оценивают каждый мой взгляд, жест, поступок. Они многого ожидают от меня!..Я стремлюсь чтобы мои ученики стали успешными, прожили достойную жизнь. На уроках стараюсь прививать учащимся прочные общеучебные умения и навыки. Работаю над развитием творческих способностей и самостоятельности учащихся. Стараюсь создать все условия для развития криативной личности поэтому в своей работе использую следующие технологии:
- Технология продуктивного чтения. Я считаю, что эта технология обеспечивает формирование читательской компетенции младших школьников.
- Информационную технологию использую на всех этапах урока, при объяснение нового материала, закреплении, повторении. Каждый день перед уроком мы проводим «Познавательные минутки» (2-5 минут), на которых дети рассказывают о каких-нибудь интересных фактах, находят интересные статьи, приходят в школу и делятся со своими одноклассниками;
- Проблемно-поисковая технология. Почти на всех уроках я использую игру «Эврика», т.е. у всех детей есть колокольчики, изготовленные из картона. Для раскрытия темы или каких-нибудь понятий дети дополняют информацию, при чем эту информацию они получили из прочтения энциклопедий или при просмотре какого-нибудь познавательно фильма, прочли в газете или в журнале. Я считаю этот прием способствует выявлению одаренных детей. Если ориентироваться на мой класс в начале года детей, которые могли высказывать свое мнение, что-то дополнять было очень мало, то сейчас количество этих детей возросло в разы.
В нашем классе есть «Шкатулка любознательных». В конце каждого урока любой желающий ученик может положить в эту шкатулку вопрос, который он отел бы более подробно узнать. После чего все листочки с вопросами вынимаются, и учитель строит свой следующий урок затрагивая все интересующие вопросы детей.
-Нудную рутинную работу я превращаю в игру. В этом мне помогает игровая технология. Я считаю, что эта технология является мотивацией на получение знаний, создание ситуации успеха для каждого. Приобретение знаний через удивление и любопытство. В процессе игры у детей вырабатываются привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремление к знаниям.
«Тренажер» подбираются однотипные упражнения по одной теме направленные на отработку навыков доведенных до автоматизма. Заводится отдельная тетрадь и дети работают в ней каждый день примерно 3-5 минут, после чего тетради собираются, проверяются и результаты фиксируются в «Таблице успехов».
Очень часто урок строю в виде игры-путешествия.
- Здоровьесберегающие технологии. В начале каждого дня провожу зарядку, которая проходит под музыку с применением презентаций. Провожу физкультурные минутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз. Стараюсь создавать положительный психологический климат на уроке. В классе проводятся беседы о здоровье. Также очень важен стиль общения между учителем и учениками, стараюсь обеспечить ученикам душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволяют учиться с удовольствием, а не по принуждению. Провожу родительские собрания с привлечением медицинского работника.
- Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Поэтому я не представляю урок без технологии разноуровневого обучения.
- Для повышения мотивации учения, формирование познавательно интереса учащихся, целостной научной картины и рассмотрению явления с нескольких сторон, развитие речи, формирование умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы. Все это я реализую благодаря технологии интегрированного обучения.
На своих уроках я применяю деловые или ролевые игры. Провожу уроки сочинения, уроки путешествия. Особенно мне нравятся уроки литературного чтения, на которых я использую музыкальное сопровождение при прочтении произведений.
- Следующая технология которую я использую на уроках- это технология развития критического мышления, которая способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми. Облегчает понимание различных «взглядов на мир». Я использую кластеры, кроссворды, Синквейны, «Бортовые журналы», «Тонкие и толстые вопросы» (фактический ответ и развернутый ответ), «Цветограммы».
- Для решения творческих задач, в сложных, насыщенных эмоциональных ситуациях я использую символико-знаковую технологию. Средства символико-знаковой технологии (геометрические фигуры, пиктограммы, различные схемы, картинки, цифры, буквы). При заучивании стихотворений, иллюстрации обложки произведения.
- Для того чтобы дети самостоятельно и охотно приобретали недостающие знания из разных источников, учились пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретали коммуникативные умения я использую технологию проектного обучения. Мы с ребятами готовим исследовательские проекты, творческие проекты, телекоммуникационные(учебные) проекты, групповые проекты.
-Технология оценивания учебных успехов. Я применяю словесные приемы, рисунки ( дерево, цветок и т.д.), таблицы( работа в группе), «Светофор», «Говорящее лицо», «Волшебная линейка», «Дерево успеха».