Современные педагогические технологии при обучении и воспитании детей с ТМНР
Современные педагогические технологии при обучении и воспитании детей с ТМНР
Применение современных педагогических технологий, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР, позволяют формировать адаптивные, социально- активные черты учащихся с ТМНР, чувство уверенности в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии при обучении и воспитании детей с ТМНР»
«Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР»
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Один из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Объяснительно–иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили Ш.А.) направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии.
ИКТ. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.
В учебно- воспитательном процессе используются:
- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
-использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
-аудиовизуальные технологии.
Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях широко применяются
Технологии Арттерапии (музыкотерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе Данные технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Технология альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи.
Примеры альтернативной коммуникации:
- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.
- графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.
- предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушениями зрения.
- письмо.
Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.
Рассмотрим категории детей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации:
Дети с двигательными нарушениями, ДЦП.
Дети с аутизмом: Речевое развитие у таких детей имеет особенности. Речь не направлена на общение со взрослыми, они получают удовольствие от манипулирования своими словами, звуками. А некоторых случаях речь полностью отсутствует. Поэтому в обучение с такими детьми включают альтернативную, графическую или жестовую коммуникацию. Эти ее формы расширяют способы общения.
Дети с речевыми нарушениями: Развитие речи тесно связано с формированием других психических процессов: восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы. Стремление к речевому общению проявляется по-разному: у одних наблюдается низкая речевая активность (у детей с алалией, заиканием), у других – стремление к контакту, но с эмоциональной нестабильностью, раздражительностью (ринолалия, сенсорная алалия, и др.), что приводит к повышенной истощаемости. Детей с нарушениями речи обычно не учат альтернативной коммуникации как основному средству общения, поэтому используется дополнительная коммуникация.
Дети с нарушениями интеллекта: в качестве альтернативной коммуникации в основном используются жесты, помогающие развивать речь, следовательно, и общение.
Дети со множественными нарушениями. У таких детей наблюдаются, как правило, двигательные нарушения, особенности развития и слуха. Использование коммуникации в данном случае не приведет к расширению словаря, развитию речи, но поможет выразить свои желания и потребности.
Все более и более популярной в практике специального обучения становится система обмена рисунков (PictureExchangeSystem). Программа пекс-- это одно из средств альтернативных средств коммуникации. Так же в работе используются коммуникаторы и планшеты.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.
Индивидуализация - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).
Коррекционно-развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Основные требования к методике обучения детей с ТМНР
Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.
Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения
Использование подражательности, свойственной детям, с тяжёлой умственной отсталостью.
Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.
Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.
Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.
Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время
Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.
Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.
Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.
При подготовке уроков всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах в ближайшем окружении.
Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.