kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные педагогические технологии при обучении и воспитании детей с ТМНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение современных педагогических технологий, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР, позволяют формировать адаптивные, социально- активные черты учащихся  с ТМНР, чувство уверенности в себе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные педагогические технологии при обучении и воспитании детей с ТМНР»

«Современные педагогические технологии, используемые при обучении и воспитании детей с ТМНР»


Традиционные технологии обучения в   коррекционной   работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии   учителя   и   учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Один из путей модернизации традиционных   технологий   является   введение в   них элементов развивающего обучения   и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. 

Объяснительно–иллюстративные технологии  применяются в классно-урочной системе и во   внеклассной работе. Результатом их применения является экономия   времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение   понимания   сложных   знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней   игровой деятельности, доступной каждому   ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем   осуществления   специальных   игровых   программ, имеющих   как   общеразвивающий, так и   специализированный   характер. 

Личностно-ориентированные технологии (Якиманская И.С., Амонашвили Ш.А.) направлены   на   организацию   учебно- воспитательного процесса   с учетом   индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся.Применение   данной   технологии   позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии.

ИКТ. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

В   учебно- воспитательном процессе используются:

- компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;

-использование мультимедиа презентаций на   уроках   и внеклассных мероприятиях;

-аудиовизуальные   технологии.

Достоинствами компьютерных технологий являются: индивидуализация   учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов   мышления.

На   учебных, коррекционно-развивающих занятиях    широко   применяются 

Технологии Арттерапии   (музыкотерапия,   игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия). Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе
Данные  технологии связаны с воздействием разных средств искусства на  обучающихся, они позволяют  с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений  осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии. 

Технология альтернативной коммуникации. Альтернативная коммуникация – это общение лицом к лицу с собеседником без исполнения речи.

Примеры альтернативной коммуникации:

- жесты: система жестов используется не только для глухих, но и для неговорящих или плохо говорящих людей.

- графические знаки включают в себя символы-изображения, такие как Блисс-символы, символы в виде картинок, пиктограммы.

- предметные символы обычно делают из пластика. Их используют для слепых и людей с нарушениями зрения.

- письмо.

Дополнительная (вспомогательная) коммуникация – коммуникация, дополняющая речь. Она используется параллельно с альтернативной коммуникацией, если у ребенка с ОВЗ не развита устная речь в полном объеме, но он может называть отдельные звуки, слова.

Рассмотрим категории детей, нуждающихся в альтернативной и дополнительной коммуникации:

  • Дети с двигательными нарушениями, ДЦП.

  • Дети с аутизмом: Речевое развитие у таких детей имеет особенности. Речь не направлена на общение со взрослыми, они получают удовольствие от манипулирования своими словами, звуками. А некоторых случаях речь полностью отсутствует. Поэтому в обучение с такими детьми включают альтернативную, графическую или жестовую коммуникацию. Эти ее формы расширяют способы общения.

  • Дети с речевыми нарушениями: Развитие речи тесно связано с формированием других психических процессов: восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы. Стремление к речевому общению проявляется по-разному: у одних наблюдается низкая речевая активность (у детей с алалией, заиканием), у других – стремление к контакту, но с эмоциональной нестабильностью, раздражительностью (ринолалия, сенсорная алалия, и др.), что приводит к повышенной истощаемости. Детей с нарушениями речи обычно не учат альтернативной коммуникации как основному средству общения, поэтому используется дополнительная коммуникация.

  • Дети с нарушениями интеллекта: в качестве альтернативной коммуникации в основном используются жесты, помогающие развивать речь, следовательно, и общение.

  • Дети со множественными нарушениями. У таких детей наблюдаются, как правило, двигательные нарушения, особенности развития и слуха. Использование коммуникации в данном случае не приведет к расширению словаря, развитию речи, но поможет выразить свои желания и потребности.

Все более и более популярной в практике специального обучения становится система обмена рисунков (PictureExchangeSystem). Программа пекс-- это одно из средств альтернативных средств коммуникации. Так же в работе используются коммуникаторы и планшеты.

Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.  Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы.

Индивидуализация - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ребенка.

Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Коррекционно-развивающие технологии содержат в себе сочетание инновационных   технологий   с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.

Основные требования к методике обучения детей с ТМНР

  1. Использование игровой формы как доминирующей. Игра не как развлечение, а как средство обучения.

  2. Использование эмоций, наиболее сохранной стороны психической деятельности детей для формирования познавательных потребностей и повышения мотивации обучения

  3. Использование подражательности, свойственной  детям, с тяжёлой умственной отсталостью.

  4. Предметно-действенное обучение. Организация постоянной активной практической деятельности детей с конкретными предметами.

  5. Детальное расчленение материала на простейшие элементы при сохранении его систематичности и логики построения. Обучение ведётся по каждому элементу, затем части объединяются в целое, а дети подводятся к обобщению.

  6. Постепенное усложнение самостоятельных действий детей: переход от действий по подражанию к действиям по образцу, по речевой инструкции.

  7. Частая смена видов деятельности на занятии, привлечение внимания детей к новым пособиям, новым видам деятельности в целях удерживания его на необходимое время

  8. Большая повторяемость материала, применение его в новых ситуациях.

  9. Индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Каждый ребёнок выполняет задание в соответствии со своими психофизическими возможностями и с необходимой помощью педагога.

  10. Эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребёнка.

При подготовке уроков всегда нужно учитывать уровень психофизических возможностей  детей. Главное – создание у детей социальных контактов, тех необходимых навыков, которые пригодятся им в семье, при контактах  в ближайшем окружении.

Уроки с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Современные педагогические технологии при обучении и воспитании детей с ТМНР

Автор: Денисенко Валентина Владимировна

Дата: 24.12.2023

Номер свидетельства: 643140


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства