Современные методы работы с одаренными детьми в ходе исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Современные методы работы с одаренными детьми в ходе исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности
Проблема развития интеллектуальных способностей школьников, основанная на интеграции различных видов деятельности и учебных дисциплин, особенно актуальна сегодня и обусловлена тем, что для дальнейшего развития общества необходимы активные, деятельные, грамотные люди. Федеральные государственные образовательные стандарта предполагают развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных универсальных действий. Современные специалисты должны владеть компетенциями в разных областях: умение быть мобильным, коммуникативным, иметь возможность и желание самостоятельно принимать решения, выполнять проекты, вести поисковую и исследовательскую деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные методы работы с одаренными детьми в ходе исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочной деятельности»
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ХОДЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проблема развития интеллектуальных способностей школьников, основанная на интеграции различных видов деятельности и учебных дисциплин, особенно актуальна сегодня и обусловлена тем, что для дальнейшего развития общества необходимы активные, деятельные, грамотные люди. Федеральные государственные образовательные стандарта предполагают развитие познавательных, коммуникативных, регулятивных учебных универсальных действий. Современные специалисты должны владеть компетенциями в разных областях: умение быть мобильным, коммуникативным, иметь возможность и желание самостоятельно принимать решения, выполнять проекты, вести поисковую и исследовательскую деятельность.
А.В. Хуторской даёт понятие "компетенция" как совокупность качеств, которые необходимы для функционирования в конкретной области деятельности. Компетентность - "уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере", т. е. владение "учеником соответствующей компетенцией" [4]. Под компетенцией в ВФОГС понимается способность применять знания и практические навыки для успешной деятельности в той или иной области. Таким образом, умения представляются как компетенции в действии [3]. В настоящее время прослеживается повышенный интерес к проблеме талантливого, одарённого ребёнка. В силу личностных особенностей одарённые дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, их мышления и поведения. От того, как учитель воспримет талантливого ребёнка, как быстро найдёт к нему подход, зависят успехи в обучении. Развитие мышления учеников идёт как путём овладения специальными знаниями по учебным предметам, так путём развития способности к активной самостоятельной деятельности. У каждого современного молодого человека есть мечта: стать деловым, достаточно успешным. Для этого, как минимум, надо приобрести высокую информационную компетентность. Это не только те знания, которые получают ученики на уроках математики, информатики. Это, прежде всего, умение самостоятельно работать с самыми различными источниками информации. Информационные компетенции – это умение находить, отбирать, систематизировать извлекать и сохранять информацию, необходимую для решения учебных задач. Важно научить школьников работать с различными источниками информации. Каталоги, справочники, энциклопедии, словари содержат достаточно достоверную информацию. Но современные ученики привыкли использовать материалы, добытые в Интернете, хотя они зачастую изобилуют достаточно сомнительными сведениями. Использование различных информационных устройств – необходимое условие уроков. Данные компетенции позволяют ученику оперировать с информацией, содержащейся в учебных предметах и окружающем мире. Если ученик владеет информационной деятельностью, значит, у него сформирована информационная компетентность.
Согласно ФГОС на первый план в образовательной деятельности выходит поисково-творческий характер обучения. «Важно определиться с основными понятиями исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы» [2]. Эта технология значительно оживила и улучшила качество работы с одарёнными детьми. Определяя оптимальные формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках и внеурочных занятиях, важно помнить о трех главных законах развития одаренности. 1.Развитие способностей может происходить только по тому образовательному направлению, которое интересует ученика, захватывает и увлекает его. 2.Расширение граней таланта обеспечивается через последовательное повышение сложности заданий. Только при наличии преемственности в учебном заведении возможно соблюдение этого закона. 3.Ценность реализуемой образовательной работы должна быть обоснована для ребенка. Важно убедить его в важности того исследования, которое он проводит. Центральной задачей педагога в работе с одаренным ребёнком является привитие вкуса к серьёзной творческой поисковой работе.
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Для решения этих задач в учебном заведении должен быть создан механизм работы с талантливыми детьми. Как? Через углубление обучения. На современном этапе обучения многие учебные заведения используют такие учебные планы. Следующий путь - через обогащение обучения. Интегрированные программы, детские объединения по интересам, проектная и исследовательская деятельность – вот далеко неполный перечень материалов для обогащения обучения.
«Наблюдать и экспериментировать любят все дети и не только при квалифицированном педагогическом руководстве, даже при простом отсутствии запретов на эту деятельность, они иногда оказываются способны получать интересные результаты» [1]. Учитывая это утверждение, следует остановиться на активных формах работы с одарёнными детьми.
Дискуссионные формы организации обучения включают в себя: мозговой штурм, сократовскую беседу, групповую дискуссию, круглый стол. Они формируют коммуникативные универсальные учебные действия, навыки диалога, умение отстаивать свои убеждения. Игровые формы организации обучения необходимы в современном обучении, т.к мы ведём речь об учениках начальной ступени обучения. Хотя деловая игра – продуктивная форма работы для учеников старших классов. Особого внимания заслуживают комплексные формы организации обучения, девиз которых «Все обучают каждого, каждый обучает всех». Классы-лаборатории, которые используются в этих случаях, побуждают к наблюдению, экспериментированию. Работа учеников с различными источниками знаний, взаимное обучение формируют коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.
Наиболее привлекательными в работе с одарёнными детьми остаются смешанные формы организации обучения. Технологий в чистом виде не бывает. Технология – это каркас, теоретические рекомендации к тем или иным способам работы. Учитель вдохнёт в это свой творческий потенциал, и технология заиграет яркими красками в опытных руках педагога.
Внимания для работы в гуманитарном направлении заслуживает метод ХОБО, суть которого заключается в следующем. Руководитель выделяет в теме, подлежащем изучению, 3-6 проблем. Всё зависит от того, на сколько частей разбита тема для изучения, сколько учеников работают с вами. Главное условие в такой работе: тема, предложенная ребятам к рассмотрению, должна быть посильна для самостоятельного изучения. Вот пошаговый план работы по этой технологии.
1. Каждому из учеников дается по две проблемы, из которых он выбирает по своему усмотрению одну, более близкую.
2. Ученик знакомится с соответствующими материалами, находит необходимую литературу.
3. Школьники изучают проблему.
4. Разрабатываются пути ее решение, оформляется отчёт, готовится сообщение.
Метод ХОБО способствует развитию умения самостоятельно добывать знания, кратко излагать их, в короткое время овладевать обширным учебным материалом. Ведь тема рассматривалась с разных сторон во время коллективной защиты. Продукты деятельности при такой технологии достаточно разнообразны: научные сообщения, буклеты, видеоролики, листовки с соответствующим содержанием. Цель учителя в ходе работы: научить детей удивляться, действовать и думать. Это и есть составляющие успеха ваших учеников. При проведении исследования проводятся опросы, наблюдения, сводные таблицы по результатам опроса, которые используются при защите темы. Значительно расширяется кругозор учеников, формируются умения находить ответы на поставленные вопросы. Развивается грамотная речь, вырабатывается активная гражданская позиция.
Сеть ассоциативных связей (СОС) – метод, применение которого возможно на всех этапах урока и внеурочного занятия. Ассоциации – взаимосвязь между фактами, явлениями и т. д. Упоминание одного понятия у каждого человека вызывает свои ассоциации, которые могут образовываться по сходству и различию, по смежности в пространстве и времени, по какому-либо контрасту или сходству. Ассоциации присутствуют в нашей жизни постоянно, их влияние трудно переоценить. Поэтому, при рассмотрении той или иной темы этот метод формирует ассоциативное мышление, связанное с эмоциональным развитием.
Хочется остановиться на использовании метод кейсов. Техника обучения, при который школьники должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, выяснить причины возникновения проблемы и способы их решения. Очень важное условие. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или руководитель проекта создаёт ситуацию, близкую к реальным событиям. Мы пытались разобраться, по чьей вине наши спортсмены-паралимпийы не смогли попасть на паралимпиаду 2016. Литературы по этой теме мало, энциклопедии не созданы. Именно поэтому трудно добывали информацию, отбирали наиболее ценную, складывали в «кейсы». А самое главное, очень долго думали, как мы можем выразить своё отношение к происходящему. Ведь мы ещё дети. Акция «Мы с вами, паралимпийцы!» размещённая в ЮТУБЕ, набрала огромное количество сторонников.
Одним из требований Федеральных образовательных стандартов является воспитание человека, умеющего нестандартно мыслить, способного к принятию ответственных решений. «Недостаточно иметь хороший разум, надо научить человека мыслить». Наиболее удачно этому способствует эвристический метод обучения, цель которого – учить человека мыслить. Эвристика – наука об открытии нового, неизвестного. Цель дидактической эвристики: раскрытие индивидуальных возможностей самих творцов – учеников и учителей с помощью их деятельности по созданию образовательных продуктов. Под образовательной продукцией понимаются материальные продукты деятельности ученика в виде макетов, суждений, текстов, графиков, сводных таблиц. Но что очень важно, при использовании эвристического метода происходят изменение личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Ученики включаются в активный познавательный процесс, самостоятельно формируют учебную проблему, собирают необходимую информацию, ищут пути решения проблемы. Рассматриваются различные варианты её решения. Эвристическая деятельность включает не только творческую, но и метатворческую деятельность, которая «стоит за» творчеством и обеспечивает его реализацию. Этот метод применим во всех случаях, когда учитель заинтересован возбудить в ученике способность комбинировать известные данные. Учащихся путем ряда вопросов наводят на решение проблемы, подлежащей рассмотрению. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта, наводят на глубинное повторение изученного материала. Каждый постулат надо доказывать с помощью Его Величества «Эксперимента». Так, при создании работы «Как люди научились считать», проходили поиски первых счётных материалов, связывались «узелки на память», отыскивались сведения о месте и времени появления первых цифр, составлялась интерактивная таблица «От абака до современной вычислительной техники». Рефлексия осуществлялась с помощью 7 вопросов Квинтилиана. Ответы на семь ключевых вопросов позволило обобщить полученные знания, объединить их в своеобразные разделы. Итоговым продуктом деятельности стал ролик «Системы счисления», где прослеживался путь становления современной вычислительной техники. Эвристический метод формирует личность, способную к самообучению и самостоятельной поисковой деятельности.
При такой организации обучения используется принцип опережающего обучения, принцип развивающего обучения, принцип мини-макса, когда учитель предлагает максимальный объём материала, а ученик берёт тот объём, который соответствует его уровню. В таких условиях ребёнок чувствует себя комфортно. Это способствует росту самооценки каждого ученика. Формируется высокий уровень информационной компетентности, вырабатывается умение владеть информационными устройствами, совершенствуются исследовательские способности младших школьников. Ученики пробуют конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, учатся сохранять добытую ими в ходе исследования информацию.
«Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и, с этим невозможно не согласиться.
Литература.
1.Савенков, А.И. «Исследование на дому». Методические рекомендации. //Савенков А.И, «Исследование на дому»,- М., 2002
2.Феактистов, В.Ф. «Исследовательская деятельность младших школьников» Рекомендации и пректы. – М., 2010
3.Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук».//автор составитель Г.И.Осипов, -Волгоград: Учитель,2007г.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: [email protected].