Просмотр содержимого документа
«"СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ ПОЭЗИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ". Анализ программ.»
СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ ПОЭЗИЯ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Анализ программ
Рассматривая проблему литературного развития и развития речи младших школьников с точки зрения игровой поэзии, нас, прежде всего, интересуют программные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Все программы по литературному чтению в начальной школе включают детскую игровую поэзию.
Обратимся к нескольким из них и проанализируем их в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1 – Детская игровая поэзия и цель ее изучения в современных учебниках по литературному чтению для 2-го класса
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
УМК «Школа России». Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). Общая цель учебника – знакомство с умными, добрыми и веселыми произведениями; умение понимать смысл прочитанного; умение определять особенности авторского текста; умение рассказывать о героях и выражать свое отношение к ним [Климанова 2014: 4]
Узнавание жанра игровой поэзии; сравнение игровой поэзии с фольклором; умение соотносить
К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», «Котауси и мауси»;
Адресация поэзии непосредственно детям; безгранично емкий, выразительный, хорошо знакомый и понятный каждому ребенку язык поэзии;
Продолжение таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
иллюстрации с текстом; умение передавать настроение; умение находить особенности жанра в тексте стихотворения; умение придумывать свои веселын стихи [Климанова 2014: 11]
К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», «Котауси и мауси»;
опора на фольклорные традиции
С. Маршак «Кот и лодыри»
Ясность, четкость и веселая «энергия слова», способность поэзии восприниматься без каких-либо вспомогательных средств; обладание не только звуковым оснащением, но и многочисленными красками, изображающими постоянное движение
С. Михалков «Мой секрет»
Доступность изложения, занимательность, яркая передача образов; присутствие в поэзии остроумия и проникновенной любви к детям
Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду…»
Добрая, светлая, «правильная» поэзия с известной долей назидательности
В. Берестов «Знакомый»,
Особенности поэзии –
Продолжение таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
«Гляжу с высоты на обиду…», «Путешественники»
мягкий юмор, который обращен к способности ребенка к самоанализу в стихотворениях; невероятные образы, ритмы, краски
В. Орлов «На печи»
Удивительное и неожиданное, но в то же время элементарное видение мира в поэзии
Б. Заходер «Что красивей всего?», серия «Песенки Винни-Пуха»
Спонтанность мышления, присутствие в поэзии каламбуров, перевертышей, логических игр, присутствие игры в слова, при этом присутствует познавательная сторона действительности
Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память»
Первооснова в стихотворениях – детская игра, создающая, с одной стороны, фантастический мир, с другой, – рассказывает о реальном мире
И. Токмакова «Плим»,
Контраст и динамика
Продолжение таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
«В чудной стране»
образов в построении стихотворений, четкая передача интонаций детской речи и настроений ребенка
Ю. Тувим «По пана Трулялинского»
В поэзии присутствует всплеск детской фантазии, завораживающие ритмы, игра слов и юмор
Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» в переводе Л. Яхнина; английская народная песенка «Храбрецы» в переводе С. Маршака; немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» в переводе В. Викторова
Энергичность, ритмичность, звучность рифм и забавные шутки
УМК «Планета знаний». Литературное чтение (Э.Э. Кац). Общая цель учебника – знакомство с новыми писателями и героями произведений; развивать навыки чтения, умение наблюдать и сочинять [Кац 2016: 3]
Умение узнавать и передавать настроение поэта; пробовать пропевать игровые
Шотландская народная песенка «Спляшем» в переводе И. Токмаковой; чешские народные песенки «Разговор лягушек», «Сенокос» в переводе
Каждый следующий элемент в стихотворении присоединяется к предыдущему, образуя длинную цепочку
Продолжение таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
стихи и иллюстрировать их [Кац 2016: 4]
С. Маршака; английская народная песенка «Дом, который построил Джек» в переводе С. Маршака
УМК «Школа 2100». Литературное чтение (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Общая цель учебника – совершенствование умений чтения и понимание текста; развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности детей [Бунеев 2013: 3]
Знакомство с игровой поэзией и представителя жанра; умение читать выразительно и понимать смысл прочитанного [Бунеев 2013: 4]
Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон», «Резиновый ежик», «Это – да! Это – нет!»
Присутствие в стихах динамичных картин, повышенной эмоциональности, воображаемость ситуации, которую поэтесса создает на основе реальности
В. Левин «Кошкина считалка», «Мышкина считалка»
Отчетливое проявление фольклорных считалок, которое воплотилось в игровых стихах поэта
Б. Заходер «Считалия» (отрывок)
Присутствие в стихотворении игры слов, веселых интонаций, темп и напор действия, что приближает его к народному творчеству
Продолжение таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
Г. Горбовский «Розовый слон»
Резкая смена настроения в стихотворении, возможность переложить слова стихотворения на музыку
Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»
Присутствие в стихотворении раскованного воображения и выдумки со сказочным преобразованием сюжета, сюжет при этом выступает как развернутое недоразумение, путаница и всевозможные перевертыши, парадоксальная игра понятиями и образами
Г. Остер «Очень страшная история»
Таинственность и яркая образность языка поэта, опора на фольклорные жанры
УМК «Гармония». Литературное чтение (О.В. Кубасова). Общая цель учебника – развитие у детей литературного вкуса и расширение читательского кругозора; формирование читательской компетенции и развитие творческих наклонностей учащихся [Кубасова 2013: 13]
Умение узнавать
В. Левин «Чудеса в авоське»
Присутствие загадки, а
Продолжение таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
игровой жанр в стихотворении и сравнивать его с другими литературными жанрами; уметь находить серьезную мысль в игровом стихотворении [Кубасова 2013: 16]
также приема «вопрос-ответ»
А. Барто «Рыцари»
Легкое для чтения и запоминания, очень рифмованное стихотворение, удивительный ритмический рисунок
Д. Хармс «Удивительная кошка»
Стихотворение поражает воображение, потрясает, удивляет, оно синкретично: его можно пропеть, сыграть и даже протанцевать
Э. Мошковская «Всего труднее дело…», «Болельщик»
Подлинная веселость в стихах, игра слов, неподдельная радость, бесконечное счастье и чудеса
Б. Заходер «Петя мечтает», «Муравей» (перевод с Я. Бжехвы)
Основа стихотворений – игра в слово, присутствие естественно народного творчества
В. Бардадым «Мы читаем!»
В стихотворении отчетливо проявляется малый фольклорный жанр – скороговорка
Продолжение таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
М. Яснов «Чучело-мяучело»
В стихотворении прослеживаются повторы, игра словом и рифмой, которые напоминают русскую народную потешку
Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Игра и шутка в стихотворении исполнены тайного смысла и юмора, присутствует ритмический рисунок, стихотворение представлено двухстропным амфибрахием (в стопе чередуются безударные, ударные и безударные слоги)
Н. Бурсов «Кот и крот»
В стихотворении отчетливо прослеживается связь с малым жанром фольклора – скороговоркой
Р. Сеф «Апчхи!», «Бесконечные стихи»
Наполненность стихов жизнью, игрой, родственность с пословицами и поговорками
УМК «Начальная школа 21 века». Литературное чтение (Л.А. Ефросинина).
Окончание таблицы 1
Цель изучения игровой поэзии
Средства реализации (учебный материал)
Специфические черты и признаки игровой поэзии
Общая цель учебника – знакомство с разнообразными жанрами произведений народного творчества, писателей-классиков и современных писателей и поэтов [Ефросинина 2014: 7]
Умение отличать игровую поэзию от других; понимать задумку автора, изложенную в стихотворении; учить эмоционально откликаться на прочитанное [Ефросинина 2014: 13]
Г. Сапгир «Рабочие руки»
Отчетливые черты игровой поэзии, игра словами и образами, действиями, комический эффект и словотворчество
М. Дудин «Тары-бары»
Фольклорные традиции в стихотворении: присутствие потешки и даже считалки, которые легки к запоминанию и для чтения
Б. Заходер «Птичья школа»
Присутствие в стихотворении всей палитры комического – от мягкой иронии до сатиры, смешивание их в разнообразных пропорциях, лаконичность и выразительность образов
Итак, мы рассмотрели пять учебников по литературному чтению для второго класса, которые представлены разными УМК.
Мы пришли к выводу, что детская игровая поэзия представлена в данных пособиях разнообразно, но не столь достаточно, сколько, на наш взгляд, должно быть.
Наиболее интересными в плане возможностей всестороннего развития младшего школьника нам представляются учебники по литературному чтению УМК «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) и УМК «Гармония» (О.В. Кубасова).
Главной целью авторы учебников видят всестороннее развитие личности ребенка через грамотно подобранный репертуар литературных произведений, в частности, игровой поэзии, которая представлена различными представителями этого жанра.
Однако, к нашему сожалению, ни в одном из рассматриваемых учебников мы не встретили творчество Т. Собакина («Без ботинка», «О коровах», «Костюм для черепахи» и др.), А. Гиваргизова («Непослушный ребенок», «Света и Гаврилов», «Алло! Это школа?», «Бедный Коля» и др.), Н. Матвеевой («Ветер», «Маугли», О. Григорьева («Идет и сидит», «Тезки», «Если», «Не по плечу», «Кавалер» и др.), Г. Граубина («Говорящие каракули», «Рыбаки», «Катя ходит в первый класс», «Буква-акробат» и др.), Бонифация (стихи из книги «Стихи»), Е. Клюева («Учителя всякой всячины»), В. Смульфа («Ворона», «Задумчивый лось», «Канцона» и др.) и других известных представителей жанра игровой поэзии. К нашему удивлению также, творчество Д. Хармса представлено только в одном учебнике к УМК «Гармония».
На наш взгляд, авторы учебников недостаточно проработали их содержание, «перегрузив» страницы сказками и рассказами.
Авторы школьных учебников должны, в первую очередь помнить, что оставаясь даже во втором классе детьми, ученикам необходимо игровое творчество, игры словом, которые так искусно излагают представители игровой поэзии.