kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ ПОЭЗИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ". Анализ программ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все программы по литературному чтению в младшем школьном возрасте включают в себя игровую поэзию. Рассмотрим основные программы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ ПОЭЗИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ". Анализ программ.»

СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ ПОЭЗИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Анализ программ



Рассматривая проблему литературного развития и развития речи младших школьников с точки зрения игровой поэзии, нас, прежде всего, интересуют программные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

Все программы по литературному чтению в начальной школе включают детскую игровую поэзию.

Обратимся к нескольким из них и проанализируем их в виде таблицы (см. табл. 1).



Таблица 1 – Детская игровая поэзия и цель ее изучения в современных учебниках по литературному чтению для 2-го класса



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии

УМК «Школа России». Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.). Общая цель учебника – знакомство с умными, добрыми и веселыми произведениями; умение понимать смысл прочитанного; умение определять особенности авторского текста; умение рассказывать о героях и выражать свое отношение к ним [Климанова 2014: 4]

Узнавание жанра игровой поэзии; сравнение игровой поэзии с фольклором; умение соотносить

К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», «Котауси и мауси»;

Адресация поэзии непосредственно детям; безгранично емкий, выразительный, хорошо знакомый и понятный каждому ребенку язык поэзии;



Продолжение таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии

иллюстрации с текстом; умение передавать настроение; умение находить особенности жанра в тексте стихотворения; умение придумывать свои веселын стихи [Климанова 2014: 11]

К. Чуковский «Путаница», «Радость», «Федорино горе», «Котауси и мауси»;

опора на фольклорные традиции

С. Маршак «Кот и лодыри»

Ясность, четкость и веселая «энергия слова», способность поэзии восприниматься без каких-либо вспомогательных средств; обладание не только звуковым оснащением, но и многочисленными красками, изображающими постоянное движение

С. Михалков «Мой секрет»

Доступность изложения, занимательность, яркая передача образов; присутствие в поэзии остроумия и проникновенной любви к детям

Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду…»

Добрая, светлая, «правильная» поэзия с известной долей назидательности

В. Берестов «Знакомый»,

Особенности поэзии –



Продолжение таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии


«Гляжу с высоты на обиду…», «Путешественники»

мягкий юмор, который обращен к способности ребенка к самоанализу в стихотворениях; невероятные образы, ритмы, краски

В. Орлов «На печи»

Удивительное и неожиданное, но в то же время элементарное видение мира в поэзии

Б. Заходер «Что красивей всего?», серия «Песенки Винни-Пуха»

Спонтанность мышления, присутствие в поэзии каламбуров, перевертышей, логических игр, присутствие игры в слова, при этом присутствует познавательная сторона действительности

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память»

Первооснова в стихотворениях – детская игра, создающая, с одной стороны, фантастический мир, с другой, – рассказывает о реальном мире


И. Токмакова «Плим»,

Контраст и динамика



Продолжение таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии


«В чудной стране»

образов в построении стихотворений, четкая передача интонаций детской речи и настроений ребенка

Ю. Тувим «По пана Трулялинского»

В поэзии присутствует всплеск детской фантазии, завораживающие ритмы, игра слов и юмор

Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» в переводе Л. Яхнина; английская народная песенка «Храбрецы» в переводе С. Маршака; немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети» в переводе В. Викторова

Энергичность, ритмичность, звучность рифм и забавные шутки

УМК «Планета знаний». Литературное чтение (Э.Э. Кац). Общая цель учебника – знакомство с новыми писателями и героями произведений; развивать навыки чтения, умение наблюдать и сочинять [Кац 2016: 3]

Умение узнавать и передавать настроение поэта; пробовать пропевать игровые

Шотландская народная песенка «Спляшем» в переводе И. Токмаковой; чешские народные песенки «Разговор лягушек», «Сенокос» в переводе

Каждый следующий элемент в стихотворении присоединяется к предыдущему, образуя длинную цепочку



Продолжение таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии

стихи и иллюстрировать их [Кац 2016: 4]

С. Маршака; английская народная песенка «Дом, который построил Джек» в переводе С. Маршака


УМК «Школа 2100». Литературное чтение (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). Общая цель учебника – совершенствование умений чтения и понимание текста; развитие интереса к чтению и читательской самостоятельности детей [Бунеев 2013: 3]

Знакомство с игровой поэзией и представителя жанра; умение читать выразительно и понимать смысл прочитанного [Бунеев 2013: 4]

Ю. Мориц «Слониха, слоненок и слон», «Резиновый ежик», «Это – да! Это – нет!»

Присутствие в стихах динамичных картин, повышенной эмоциональности, воображаемость ситуации, которую поэтесса создает на основе реальности

В. Левин «Кошкина считалка», «Мышкина считалка»

Отчетливое проявление фольклорных считалок, которое воплотилось в игровых стихах поэта

Б. Заходер «Считалия» (отрывок)

Присутствие в стихотворении игры слов, веселых интонаций, темп и напор действия, что приближает его к народному творчеству



Продолжение таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии


Г. Горбовский «Розовый слон»

Резкая смена настроения в стихотворении, возможность переложить слова стихотворения на музыку

Ю. Владимиров «Ниночкины покупки»

Присутствие в стихотворении раскованного воображения и выдумки со сказочным преобразованием сюжета, сюжет при этом выступает как развернутое недоразумение, путаница и всевозможные перевертыши, парадоксальная игра понятиями и образами

Г. Остер «Очень страшная история»

Таинственность и яркая образность языка поэта, опора на фольклорные жанры

УМК «Гармония». Литературное чтение (О.В. Кубасова). Общая цель учебника – развитие у детей литературного вкуса и расширение читательского кругозора; формирование читательской компетенции и развитие творческих наклонностей учащихся [Кубасова 2013: 13]

Умение узнавать

В. Левин «Чудеса в авоське»

Присутствие загадки, а



Продолжение таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии

игровой жанр в стихотворении и сравнивать его с другими литературными жанрами; уметь находить серьезную мысль в игровом стихотворении [Кубасова 2013: 16]


также приема «вопрос-ответ»

А. Барто «Рыцари»


Легкое для чтения и запоминания, очень рифмованное стихотворение, удивительный ритмический рисунок

Д. Хармс «Удивительная кошка»

Стихотворение поражает воображение, потрясает, удивляет, оно синкретично: его можно пропеть, сыграть и даже протанцевать

Э. Мошковская «Всего труднее дело…», «Болельщик»

Подлинная веселость в стихах, игра слов, неподдельная радость, бесконечное счастье и чудеса

Б. Заходер «Петя мечтает», «Муравей» (перевод с Я. Бжехвы)

Основа стихотворений – игра в слово, присутствие естественно народного творчества

В. Бардадым «Мы читаем!»

В стихотворении отчетливо проявляется малый фольклорный жанр – скороговорка



Продолжение таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии


М. Яснов «Чучело-мяучело»

В стихотворении прослеживаются повторы, игра словом и рифмой, которые напоминают русскую народную потешку

Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»

Игра и шутка в стихотворении исполнены тайного смысла и юмора, присутствует ритмический рисунок, стихотворение представлено двухстропным амфибрахием (в стопе чередуются безударные, ударные и безударные слоги)

Н. Бурсов «Кот и крот»

В стихотворении отчетливо прослеживается связь с малым жанром фольклора – скороговоркой

Р. Сеф «Апчхи!», «Бесконечные стихи»

Наполненность стихов жизнью, игрой, родственность с пословицами и поговорками

УМК «Начальная школа 21 века». Литературное чтение (Л.А. Ефросинина).



Окончание таблицы 1



Цель изучения игровой поэзии

Средства реализации (учебный материал)

Специфические черты и признаки игровой поэзии

Общая цель учебника – знакомство с разнообразными жанрами произведений народного творчества, писателей-классиков и современных писателей и поэтов [Ефросинина 2014: 7]

Умение отличать игровую поэзию от других; понимать задумку автора, изложенную в стихотворении; учить эмоционально откликаться на прочитанное [Ефросинина 2014: 13]

Г. Сапгир «Рабочие руки»




Отчетливые черты игровой поэзии, игра словами и образами, действиями, комический эффект и словотворчество

М. Дудин «Тары-бары»

Фольклорные традиции в стихотворении: присутствие потешки и даже считалки, которые легки к запоминанию и для чтения

Б. Заходер «Птичья школа»

Присутствие в стихотворении всей палитры комического – от мягкой иронии до сатиры, смешивание их в разнообразных пропорциях, лаконичность и выразительность образов



Итак, мы рассмотрели пять учебников по литературному чтению для второго класса, которые представлены разными УМК.

Мы пришли к выводу, что детская игровая поэзия представлена в данных пособиях разнообразно, но не столь достаточно, сколько, на наш взгляд, должно быть.

Наиболее интересными в плане возможностей всестороннего развития младшего школьника нам представляются учебники по литературному чтению УМК «Школа России» (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) и УМК «Гармония» (О.В. Кубасова).

Главной целью авторы учебников видят всестороннее развитие личности ребенка через грамотно подобранный репертуар литературных произведений, в частности, игровой поэзии, которая представлена различными представителями этого жанра.

Однако, к нашему сожалению, ни в одном из рассматриваемых учебников мы не встретили творчество Т. Собакина («Без ботинка», «О коровах», «Костюм для черепахи» и др.), А. Гиваргизова («Непослушный ребенок», «Света и Гаврилов», «Алло! Это школа?», «Бедный Коля» и др.), Н. Матвеевой («Ветер», «Маугли», О. Григорьева («Идет и сидит», «Тезки», «Если», «Не по плечу», «Кавалер» и др.), Г. Граубина («Говорящие каракули», «Рыбаки», «Катя ходит в первый класс», «Буква-акробат» и др.), Бонифация (стихи из книги «Стихи»), Е. Клюева («Учителя всякой всячины»), В. Смульфа («Ворона», «Задумчивый лось», «Канцона» и др.) и других известных представителей жанра игровой поэзии. К нашему удивлению также, творчество Д. Хармса представлено только в одном учебнике к УМК «Гармония».

На наш взгляд, авторы учебников недостаточно проработали их содержание, «перегрузив» страницы сказками и рассказами.

Авторы школьных учебников должны, в первую очередь помнить, что оставаясь даже во втором классе детьми, ученикам необходимо игровое творчество, игры словом, которые так искусно излагают представители игровой поэзии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"СОВРЕМЕННАЯ ИГРОВАЯ ПОЭЗИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ". Анализ программ.

Автор: Иванова Дарья Константиновна

Дата: 26.06.2018

Номер свидетельства: 474302


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства