kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Совершенствование физической подготовленности обучающихся как фактор сохранения и укрепления здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью образовательного процесса в наше время является не только качество знаний, но и укрепление здоровья обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование физической подготовленности обучающихся как фактор сохранения и укрепления здоровья»

МБОУ «Торбеевская средняя общеобразовательная школа №1»










Выступление на педагогическом совете на тему:

«Совершенствование физической подготовленности обучающихся как фактор сохранения и укрепления здоровья»






Подготовила: Мишина И.В.

учитель начальных классов




























Торбеево, 2016-2017 уч. г.

Современная эпоха — эпоха реформирования образования, школы, личности педагога и ребенка, отношений к жизни и дея­тельности, друг к другу, к своему здоровью, формирование но­вых педагогических идей. (слайд 1)

Поэтому целью образовательного процесса является не только новое качество обучения, но и сохранение здоровья учащихся, обеспечение психологического комфорта для всех участников образовательного процесса. Одна из главных задач - нахождение таких способов организации образовательного про­цесса, которые соответствовали бы возрастным этапам психофизиологического, социального и нравственного развития учащихся, а также способствовали устранению перегрузок детей.

Немаловажную роль в сохранении и укреплении здоровья играет правильная организация учебного процесса, рациональное распределение учебной нагрузки, соблюдение режима, правильное составление расписания в соответствии с санитарными правилами и нормативами, учет индивидуальных особенностей детей.

Здоровье складывается по крупинкам, которые можно легко растерять. Лишь целенаправленная совместная работа педагогов, родителей и самих обучающихся позволит заложить фун­дамент высокой работоспособности (в том числе и умственной).

В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд учителя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Важную роль в сохранении здоровья играет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Урок физкультуры - основная форма и главное звено физического воспитания в школе. Образовательная программа по предмету «Физическая культура» должна  ставить следующие задачи:

1) укреплять здоровье и содействовать правильному физическому развитию;

2) формировать двигательные умения и навыки;

3) вооружать учеников знаниями по физической культуре, гигиене, о правилах закаливания;

4) развивать двигательные (физические) качества;

5) формировать интерес к физкультуре и потребность заниматься ей;

6) воспитывать позитивные морально-волевые качества;

7) готовить учеников к сдаче норм комплекса ГТО.

Анализ состояния здоровья детей, пришедших в первые классы, показывает, что уже до прихода в образовательное уч­реждение они имеют массу врожденных и приобретенных забо­леваний. Среди них лидируют лор – заболевания, нарушения осанки и опорно – двигательного аппарата, аллергические, кожные заболевания, заболевания желудочно-кишечного тракта, нарушение зрения, слуха.


С началом учебы значительно растет объем умственного труда детей и в то же время ощутимо ограничивается их двигательная активность и возможность находиться на открытом воздухе. В связи с этим правильное физическое воспитание в младшем школьном возрасте является не только необходимым условием всестороннего гармоничного развития личности ученика, но и действенным фактором повышения его умственной работоспособности. Рационально организованные мероприятия по физическому воспитанию в режиме дня расширяют функциональные возможности организма ребенка, повышают производительность умственного труда, уменьшают утомляемость.

Очень важно, как проводятся уроки в начальном звене. Именно там закладывается «школа» движений. То, как в дальнейшем будет складываться отношение к физкультуре, будет ли потребность в движениях и желание заниматься, зависит от первых шагов.


Основная задача учителя физической культуры в начальных классах - воспитывать потребность в двигательной активности и формировать навыки для последующей реализации в повседневной жизни. Поэтому обучение развитию физических качеств в этом возрасте является столь значимым.



При проведении уроков физической культуры  нужно обязательно учитывать специфику младших школьников, обусловленную их анатомо-физиологическими и психологическими особенностями. (слайд 3)

Прежде всего, каждый педагог начальной школы должен постоянно помнить, что на уроке мало лишь физически нагрузить учащихся согласно учебной программе. Все уроки должны приносить детям наслаждение от различных физических упражнений, эмоциональной их подачи, способствовать физическому совершенствованию. Необходимо найти такие методы и средства обучения, которые вызвали бы наибольшую активность и заинтересованность школьников. Особенно это важно в занятиях с детьми, только что переступившими порог школы. В то же время в каждом классе начальной школы учащиеся должны освоить определенный объем знаний, приобрести конкретные умения и навыки, улучшить свою физическую подготовленность. (слайд 4)

На уроках физической культуры использую предусмотренные учебной программой упражнения основной гимнастики (построение и перестроение; основные положения и движения рук, ног, туловища; упражнения с мячами, скакалками; акробатические и танцевальные упражнения; упражнения на гимнастической стенке; удержание равновесия; ходьба и бег; прыжки; метание), подвижные игры, лыжная подготовка, также упражнения легкой атлетики. (слайд 5)



На каждом уроке необходимо обеспечивать постоянную занятость и активность учащихся. Для этого, прежде всего надо выбирать такой способ организации учебной деятельности, которая позволяет наилучшим образом выполнять намеченные задачи урока.

В работе с младшими школьниками, особенно в 1-2 классе использую упражнения подражательного характера.(слайд 6) Подражая действиям зайчика, мышки, лягушки дети входят в образ и с большим удовлетворением выполняют упражнения. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают детей к многократному выполнению действий, способствующему их закреплению, воспитанию физических качеств. Дети могут подражать движениям, повадкам животных, птиц, насекомых, растениям, различным видам транспорта.

Большое значение в решении задач физического воспитания в работе с младшими школьниками имеют подвижные игры. Они включают в себя все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, лазанье, равновесие. Подвижные игры способствуют развитию быстроты, силы, выносливости, ловкости, воспитанию активности и инициативы, дружбы и товарищества. (слайд 7)

Существуют разные игры: подвижные, сюжетные, подражательные, музыкальные, познавательные и другие. Все они по-своему полезны детям, все должны быть использованы учителем в работе. Но особое место среди них занимают подвижные игры. Исследования показывают, что 85 % времени бодрствования школьники проводят в сидячем положении, а это пагубно сказывается на их здоровье. В этих условиях подвижные игры – это самое лучшее лекарство для детей от «двигательного голода» – гиподинамии.

У детей наблюдается большая податливость организма различным влияниям окружающей среды и быстрая утомляемость. Это связано с тем, что сердце, легкие и сосудистая система у детей отстают в развитии, а мускулатура еще слаба, особенно мышцы спины и брюшного пресса. Прочность опорного аппарата также еще не велика, а, следовательно, возможность его повреждения повышена (слабость мускулатуры, повышенная растяжимость связок увеличивают возможность нарушения осанки).

Подвижные игры с бегом и прыжками должны быть краткими по времени и сопровождаться частыми передышками.

Наиболее подходящими играми для детей этого возраста являются игры- перебежки, например, «Волк во рву», «Два мороза», в которых дети после краткой перебежки имеют возможность отдохнуть, или игры с поочередным участием играющих в движении, как, например, «К своим флажкам», «Заяц без логова», «Пустое место», «Третий лишний».

Учитывая, что мышцы и связки у детей этого возраста еще недостаточно окрепли, нельзя давать игры с большими силовыми напряжениями.

  На уроках в 1-2 классах провожу обычно 1-2 игры, в 3-4- одна игра. Игры провожу в любой части урока. В подготовительной части урока игры провожу для организации детей, «разогревания» организма,  совершенствования построений - «У ребят порядок строгий», «Быстро по местам». В основной части - для совершенствования двигательных умений и навыков - «Передача мячей», «Вызов номеров», «Гонка мячей», «Не дай мяч водящему», «Невод», «У медведя во бору». В заключительной части провожу  спокойные игры - для приведения организма  в относительно спокойное состояние  («Угадай, кто», «Что изменилось»); игры на внимание – «Летает - не летает», «Запрещенное движение», «Класс, смирно», «Небо, вода, воздух, огонь», Съедобное-несъедобное» и т.д.



В младших классах особенно необходимо строго придерживаться дифференцированного подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. Это достигается соответствующим дозированием нагрузки, подбором упражнений, постоянным наблюдением за проявлением признаков утомления. Повышенного внимания требуют ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также пропустившие несколько уроков по болезни. Вот почему грамотное, соответствующее конкретному состоянию учащихся дозирование физической нагрузки должно стать обязательным  условием каждого урока.

Немыслим современный урок и без сообщения учащимся необходимых теоретических сведений. При этом не следует опасаться, что младшие школьники не в силах освоить их. Уже в младшем школьном возрасте дети успешно воспринимают довольно сложные знания и способны переносить их на практическую деятельность. В ходе уроков по мере прохождения учебного материала необходимо объяснять учащимся практическую значимость и технику выполнения конкретных упражнений, их воздействие на организм, возможность их применения самими учащимися. Как правило, теоретические сведения сообщаются на кратких беседах в течение 2-3 мин. Или в виде интересных,  с образными сравнениями сообщений по ходу урока, иногда использую презентации(минут10-15).Например, «Режим дня», «Частота сердечных сокращений и способы её измерения» - провели в 1 четверти 2 класса) (слайд 8)

Прежде всего, следует добиваться правильного расписания уроков по

физической культуре – с интервалом между ними в 2 дня.

Элементы нового на уроке всегда оживляют занятие. Поэтому стараюсь

разнообразить и построение класса в начале урока, и содержание упражнений.


Каждый урок обычно начинается с ходьбы с переходом на бег, их по возможности стараюсь разнообразить. Ходьба приставным шагом вправо, влево, спиной вперед, ходьба строевым шагом, ходьба под счет, хлопки и сигналы.

Бег с изменением направления по команде: бег правым, левым боком, вперед, змейкой, по диагонали, спиной вперед, бег в парах, тройках, сохраняя равновесие и интервалы, бег с изменением ритма и темпа по указанию учителя. (слайд 9)

Для заключительной части урока подбираю такие упражнения, которые снимают воздействие физической нагрузки, приводят организм в спокойное состояние.


Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий.

При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявлять большую активность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнения в условиях большого пространства в теплое и холодное время года, способствует более прочному закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств, обеспечивает совершенствование функциональных систем и закаливание организма 

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводим в зале или коридоре школы.



С каждым годом возрастает количество детей, не относящихся по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Школьная программа и объем материала усложняются. Усиливается нагрузка на глаза, позвоночник, мышцы спины. Дети много времени проводят у компьютера и телевизора, мало гуляют на свежем воздухе, неправильно питаются. Все эти факторы приводят к обострению и прогрессу заболеваний, к новым заболеваниям. Дети часто болеют ОРВИ и ОРЗ, их иммунитет ослаблен. (слайд 10) И если в детстве потерять здоровье, то никакие знания, деньги и престижная работа не восстановят его.


Медики распределяют детей на группы здоровья:


  • к первой группе здоровья относятся здоровые дети – в моём классе таких 22 человек

  • ко второй группе здоровья относятся те дети, у которых выявлены незначительные нарушения здоровья, но диагноз пока не поставлен. Например: нарушение осанки (еще не сколиоз), деформация стопы (еще не плоскостопие) - таких у меня 2 человека

  • к третьей группе здоровья относятся дети, которые нуждаются в диспансерном наблюдении – таких у меня 2 ребёнка

к четвёртой группе относятся дети с серьёзными отклонениями в здоровье – таких у меня 2 ребёнка.


Все учащиеся на основании медицинского обследования делятся на три группы: основную; подготовительную и специальную.

К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.( 23 ребёнка)

В подготовительную группу зачисляются дети, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью. (2 ребёнка)

Учащиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах, относятся к специальной группе. (таких у меня 3 человека).

В младших классах особенно необходимо строго придерживаться дифференцированного подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. (слайд 11) Это достигается соответствующим дозированием нагрузки, подбором упражнений, постоянным наблюдением за проявлением признаков утомления. Повышенного внимания требуют ученики, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а также пропустившие несколько уроков по болезни. Со школьниками, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, нужно организовывать занятия один-два раза в неделю во внеурочное время. Занятия проводятся в соответствии со специальной программой медицинскими работниками или учителями, имеющими необходимую подготовку. К сожалению, у нас таких условий в школе нет.

Таким образом, на учителя ложится прямая ответственность за состояние здоровья каждого ученика. Поэтому мы должны знать причины тех или иных нарушении здоровья детей и подростков, уметь создавать благоприятные условия для здоровья учащихся.

·        Целесообразно с детьми младшего школьного возраста проводить праздники, дни здоровья, спортивные развлечения, походы. Они способствуют повышению функциональных и адаптационных возможностей детского организма, оказывают общеукрепляющее влияние, выступают как мощное средство формирования всесторонне развитой личности. 
По возможности и мы готовим с детьми такие спортивные развлечения. Уже традиционными стали у нас спортивные праздники между мальчиками наших параллельных классов к 23 февраля: «А, ну-ка, мальчики» или « Рыцарские турниры!». (слайд 12-13) Девочки тоже хотят соревноваться и для них мы в прошлом году подготовили праздник к 8 марта с конкурсами, эстафетами. Весь праздник проходил оживлённо, весело, в перерывах между конкурсами Ольга Валерьевна проводила с детьми танцевальные музыкальные паузы.

В прошлом году наших первоклассников приглашали в ФОК, где проходили районные спортивные соревнования между поселковыми школами района. (слайд 14)Дети наши проиграли только 1 эстафету из 10, остальные выиграли. Ребята были очень внимательными, быстрыми, ловкими, чем поразили учителей других школ. В награду они получили медали за 1 место и набор красок. Дети были очень довольны своим результатом, получили заряд положительных эмоций.

Участвуем мы вместе со всей школой и в днях здоровья, соревнованиях по бегу. (слайд 16)

В заключение, хочу поделиться с вами 2 замечательными высказываниями Жан Жак Руссо:

«Без движения жизнь только летаргический сон».


«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и   здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится    в постоянном движении».

(слайд 16)
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Мишина Ирина Владимировна

Дата: 05.11.2017

Номер свидетельства: 436827

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(50) "fizichieskaia-kul-tura-rabochaia-programma-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "233249"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443031803"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Статья "Двигательная активность- часть здоровьесберегающей деятельности школы"."
    ["seo_title"] => string(91) "stat-ia-dvighatiel-naia-aktivnost-chast-zdorov-iesbierieghaiushchiei-dieiatiel-nosti-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "287185"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454435216"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Развитие двигательных качеств"
    ["seo_title"] => string(35) "razvitiie-dvighatiel-nykh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "287392"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454486765"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Физическое развитие дошкольников средствами подвижных игр "
    ["seo_title"] => string(66) "fizichieskoie-razvitiie-doshkol-nikov-sriedstvami-podvizhnykh-ighr"
    ["file_id"] => string(6) "229469"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441737826"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Здоровьесберегающий подход воспитательного процесса в условиях перехода на 12-летнее образования. "
    ["seo_title"] => string(118) "zdorov-iesbierieghaiushchii-podkhod-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-usloviiakh-pieriekhoda-na-12-lietnieie-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "121246"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413908482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства